Часть и целое задания для дошкольников. Деление целого на части

  1. Организация детей.
  2. Раздача и сбор пособий.
  3. Методы и приемы обучения.
  4. Запись ОРУ.
  1. Организация детей для проведения ОРУ имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве, появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.

На расположение детей в зале целесообразно отводить не более 15-30 сек, чтобы внимание не рассеивалось.

В ясельной - построение врассыпную (как горошинки). Можно использовать ориентиры. В младшей группе - в начале года - это построения врассыпную, затем в круг. В средней группе - в начале года - врассыпную, в конце - по звеньям по ориентирам. В старшей группе - построения по звеньям в начале года по ориентирам, в конце - без ориентиров. В подготовительной группе - построения разнообразные, в том числе и дроблением на 2 - 3 - 4 колонны.

  1. Раздача и сбор пособий также должны проводиться очень быстро. В младших группах из пособий чаще всего используют: погремушки, флажки, ленточки, платочки, султанчики, колечки, кубики.

В старших группах к тому же: мячи, фитболы, обручи, палки и т.д.

Цвет предмета должен быть ярким и насыщенным. Малышей учат пользоваться пособиями: показывают, где лежат предметы, как их брать, держать. Все указания даются по ходу действия с предметами. В дальнейшем достаточно краткого напоминания.

Целесообразно для младших групп заранее приготовить пособия для ОРУ и разложить их перед занятием. Во время восстановления дыхания дети проходят мимо и разбирают предметы. Одновременно даются указания, каким образом идет расстановка в зале.

Старшие группы после разминки могут самостоятельно разбирать пособия во время ходьбы, не останавливаясь, соблюдая очередность, при этом воспитатель дает указания на способ размещения в зале.

  1. Методы и приемы обучения. В работе с младшими группами особенно выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Малышам нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать радостное настроение.

Каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде и не расчленяется на составные части. (Метод целостного выполнения упражнения).

Все упражнения усваиваются только после многократного повторения (повторный метод выполнения упражнения).

В начале: воспитатель называет упражнение.

Затем проверяет готовность детей , предлагает принять им нужное положение , при этом часто прибегает к образным сравнениям.

Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Предлагаемый образ должен быть хорошо знаком детям.

Воспитателю нужно стремиться к наибольшей выразительности, необходимо заинтересовать детей, «зачаровать» (метод фасцинации ).

Еще одна отличительная особенность объяснения, что оно носит целостный характер: «Присесть, постучать флажками о пол, выпрямиться». При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги спину. Правильно выполнять движения помогают зрительные ориентиры: окно, игрушка, разметка на полу. Количество ориентиров должно быть ограничено, иначе ребенок будет отвлекаться.

По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению ребенком.

Если ребенку непонятно распоряжение, которое дает воспитатель, надо помочь ему принять правильное положение или выполнить «проводку» движения.

Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнение. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение в младших группах не даются.

При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер независимо от того, выполнил ребенок движение, или нет. Подчеркиваются характерные моменты движения, часто в образной форме . Таким образом, оценка способствует закреплению правильных двигательных представлений: «Хорошо, легко подпрыгивает Лена, как мячик!». Иногда оценка дается ребенку еще до выполнения движения: «Сейчас Сережа поднимет руки вверх и посмотрит на них». Общая и индивидуальная оценка дается сразу по ходу выполнения упражнений.

В старших группах ОРУ выполняется под счет. Чаще упражнения раскладываются на 2 счета (если движение короткое), на 4 счета (если движение амплитудное или задействует несколько плоскостей), бывают упражнения на 8 счетов (если движение длинное, амплитудное или охватывает 2-3 плоскости).

Если упражнение выполняется с предметом, то сначала указывается исходное положение, затем - положение предмета, потом уже - необходимые уточнения. Если движение выполняется кратчайшим путем или наиболее распространенным (обычным) путем, о пути движения указаний не требуется. Правило сокращений применяется и для определения движений ногами. Опускается слова «нога» и «выставить». Например: правую вперед на носок.

  1. При записи отдельного упражнения следует указывать:

Исходное положение;

Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и др.)

Конечное положение (если необходимо).

Запись упражнений с предметами.

При описании упражнений с предметами определяющим является положение предмета, например: мяч вверх (а не руки с мячом вверх).

В упражнениях с палкой положение палки может быть симметричны и ассиметричным. В симметричных положениях указывается расположение центра палки, совпадающее с направлением вытянутых рук, например: палку перед грудью, палку вперед и.тд.

Некоторые положения палки со свободным концом являются стандартными: палку к плечу, палку к ноге ит.д.

Юлия Хитрова
ОРУ с гимнастической палкой. ОРУ с мячом.

ОРУ с гимнастической палкой :

1. И. п : н. н. ш. п : палка опущена вниз . 1 – г/п вперёд на вытянутых руках, 2 – над головой, 3 – вперёд, 4 – и. п.

2. И. п : н. н. ш. п : г/п перед собой (хват за середину палки ) . Вращающие движения руками (как вентилятор) .

3. И. п : н. н. ш. п : палка за плечами . Наклоны туловища вправо, влево. (8 раз) .

4. И. п : н. н. ш. п : палка за плечами . Наклоны туловища вперёд на 3 счёта. На 4 назад прогнуться. (8 раз) .

5. И. п : сидя ноги врозь, г/п внизу. 1 – поднять г/п над головой, 2 – наклон вперёд, 3 – над головой, 4 – и. п. (8 раз) .

6. И. п : лёжа на животе, г/п над головой «Лодочка» . (5 раз) .

7. И. п : н. ш. п. г/п на плечах, полуприседания (8 – 10 раз) .

8. И. п : ноги вместе, г/п внизу. Прыжки «Петрушка» .

9. И. п : Упражнение на восстановление дыхания «Штангисты» .

Подвижная игра : «Охотники и зайцы» .

ОРУ с мячом большого диаметра :

1. И. п : н. н. ш. п : мяч на уровне груди на вытянутых руках. Полукруговые движения головой.

2. И. п : ноги вместе, мяч внизу. 1- шаг вправо, мяч вверх, 2 – и. п., 3 – шаг влево, мяч вверх, 4 – и. п.

3. И. п : н. н. ш. п : мяч у груди, поворот – наклон в сторону с выносом мяча.

4. И. п : н. ш. п : мяч у груди, наклоны к правой ноге, в середину, к левой ноге.

5. И. п : о. с : мяч у груди, приседания с выносом мяча вперёд на вытянутых руках.

6. И. п : н. н. ш. п : отбивание мяча двумя руками.

7. И. п : мяч между коленями, руки на поясе. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой.

8. Упражнение на восстановление дыхания «Ха» .

Подвижная игра : «Льдинка» .

Публикации по теме:

Физкультурный игровой модуль для детей подготовительной группы «Мы дружим с мячом» Физкультурный игровой модуль для детей подготовительной группы «Мы дружим с мячом» Педагогические цели: закрепить умение бросание мяча.

Игры с массажным мячом В своей работе я регулярно использую массажные мячики. А началось всё с того, что работаю я в ясельной группе. Дети всей группы проходили.

Игры с мячом Игра «Повторялочка» Цель: развитие фонематического слуха, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Мячик мы ладошкой «стук»,.

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет «Игра с мячом» (сенсорное воспитание) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Познавательно-исследовательская деятельность (сенсорное воспитание).

Образовательная область: «Физическое развитие», "Речевое развитие" Задачи: 1. Познакомить детей с умениями в играх с мячом разными способами.

Консультация для родителей «Игры с мячом» Цель: Донести до родителей важность игр детей с мячом. Задачи: - познакомить родителей о пользе и необходимостью совместных игр с мячом.

(основанное на интеграции 2-х образовательных областей: «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», при ведущей направленности.

И.п.: о.с., мяч внизу, 1-2 – подняться на носки, мяч вверх, потянуться; 3-4 – и.п. (6 раз)

  1. «Наклонись и застынь» (упражнение игрового стретчинга Л.И. Латохиной)

И.п.: стойка ноги врозь, мяч внизу. 1 – мяч вверх, 2 -3 – наклон вправо, застыть, 4 – мяч вверх, 5 – и.п.; 6-10 – в другую сторону. (6-7 раз)

  1. «Выпад»

И.п.: узкая стойка, мяч внизу. 1- выпад правой ногой, мяч вперёд. 2 - и.п. 3-4 – то же другой ногой. (6-8 раз)

  1. «Поворот»

И.п.: стойка ноги на ширине плеч, мяч у груди. 1-2 – поворот вправо, дотронуться мячом до поясницы; 3-4 – и.п.; 5-8 – в другую сторону. (8 раз)

  1. «Наклоны»

И.п.: стойка ноги на ширине плеч, мяч у груди. 1-3 – наклон вперёд, коснуться мячом правой ноги, пола, левой ноги; 4 – и.п. (6 раз)

  1. «Приседания»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч внизу. 1- присесть, руки с мячом вперёд, 2 – встать, и.п. (6-7 раз)

  1. «Прыжки»

И.п.: стойка, мяч зажат между ступнями ног. Прыжки на месте, стараясь не уронить мяч.

8. «Вдохни глубоко»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч внизу. 1-2 – поднять мяч вверх, глубоко вдохнуть, 3-4 – опустить мяч вниз, выдохнуть. (6-7 раз).

Инструктор . Баскетболисты должны быть очень меткими и хорошо видеть. Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет нашим глазам быть здоровыми и хорошо видеть (проводится зарядка для глаз по методике Базарного).


Мячик в руки взяли

С ним мы поиграли.

Далеко ты отнеси,

Близко к носу поднеси.

Влево полетел,

Влево посмотрели.

Вправо полетел

Вправо посмотрели.

С мячиками мы играли

Быстро-быстро заморгали.

1,2,3, - глаза закрой

1,2,3 –глаза открой.


Инструктор . А теперь мы потренируемся выполнять элементы игры в баскетбол.

  • Броски мяча вверх с хлопками и ловля его .

Вверх подброшу мячик свой

Точно-точно над собой,

На лету схвачу руками,

Подтяну к груди локтями.

  • Удары мячом об пол поочерёдно, то правой, то левой рукой.

То одной, то другой

Бью по мячику рукой.

Убежит он, догоню,

Я на месте не стою.

  • Ведение мяча, одной рукой, передавая его из одной руки в другую, продвигаясь вперёд, останавливаясь по сигналу и снова продвигаясь.

Я бегу, а мячик мой

Рядом скачет под рукой.

От ладошки не уйдёт,

Звонко песенку поёт.

  • Игра «Передал – садись». Передача мячей в парах способами снизу, от груди и из-за головы.
  • Забрасывание мячей в корзину разными способами: двумя руками из-за головы, от плеча.

Инструктор . Летом можно играть не только в баскетбол. Внимание на экран. Отгадайте загадку… (просмотр презентации про футбол). Вот и футбольный мяч – он тоже есть у нашего друга Мишки.

Инструктор . Мы сейчас будем тренироваться, как настоящие футболисты.



o Игровое упражнение «Ловкие ребята»

Дети становятся в колонну. По сигналу ведут мяч цепочкой между ориентирами, подбирая ногу для обводки.

Инструктор . Ребята, сейчас мы разобьёмся на пары, и продолжим тренировку уже в парах.

o Игровое упражнение «Точный удар»

Дети становятся вдоль площадки парами, расходятся на расстояние 3 - 4м друг от друга. Направляют мяч ударом внутренней стороной подъёма, останавливают подошвой. Задача: точно выполнить удар, при остановке не потерять мяч.

o Игровое упражнение «Забей в ворота»

Дети делятся на 2 команды («Нападающие» (синие манишки), «Защитники» (зелёные манишки). Нападающие по очереди забивают мячи. Защитники стараются поймать, отбить мячи, возвращают их обратно нападающим. Затем дети меняются местами, меняется и название команд.

Инструктор . Мы провели тренировку, как настоящие футболисты и сейчас я предлагаю вам поиграть в настоящий футбол.

Подвижная игра «Футбол».

Дети делятся на 2 команды, выбирается 2 вратаря и начинается игра в футбол по упрощённым правилам.

Заключительная часть. (5 мин)

Инструктор . Молодцы, у нас получился настоящий футбольный матч! А сейчас я хочу предложить вам поиграть с мячом в более спокойную игру.

Игра «Не выпусти мяч из круга»

Дети стоят по кругу. Один мяч в кругу. Передавать мяч друг другу, выполняя удары в разных направлениях (вправо, влево), стараясь не выпустить мяч из круга.

Инструктор . Мы сегодня много тренировались. А вы видели когда-нибудь спортсмена, у которого была плохая осанка? Нет, конечно! Выполним сейчас упражнение для здоровой спины.



Упражнение игрового стретчинга «Ах, ладошки, вы, ладошки!»

Ах, ладошки, вы, ладошки!

За спиною держим вас,

Это нужно для осанки,

Это точно, без прикрас!

Инструктор. Молодцы, ребята, вы показали Мишке, как можно играть с мячом. С какими играми мы познакомили нашего друга? Правильно, с баскетболом и футболом. Вам понравилось выполнять сложные элементы спортивных игр? Как вы думаете, всё ли вам удалось сегодня? Вот здесь лежат мячики. Одни мячики весёлые, а другие грустные. Если вам понравилось заниматься с мячом, вы считаете, что вам всё удалось сегодня на занятии, возьмите весёлый мяч и пометите его в футбольные ворота. А если вы считаете, что вы со многим не справились, вам было очень трудно, возьмите грустный мяч и тоже поместите его в ворота. Вот такие замечательные ворота получились! Нашу видеозапись мы сейчас отправим олимпийскому Мишке и он уже не будет плакать, а будет играть с мячами по все правилам. А чтобы вы не забывали играть в спортивные игры я вам дам домой карточки с домашним заданием. Выполняйте его вместе с родителями, братьями и сёстрами! Спасибо, ребята, будьте здоровы, играйте в спортивные игры, до свидания!