Способы обработки древесины под старину. Мебель под старину своими руками

Мода последнего времени на винтажные изделия, автомобили и одежду в стиле ретро не обошла стороной и дизайн деревянных изделий. Обработка дерева под старину позволяет и в новостройках создать интерьер, который выглядит так, будто квартира досталась хозяевам в наследство от прадедов. Хозяева загородных домов оформляют старым деревом фасады и внутреннее пространство. Из искусственно состаренного дерева делают декоративные фальшбалки на потолке, лестницы, двери и другие элементы дизайна, придающие дому сходство со средневековым замком или сказочной лесной избушкой.

Высокая стоимость искусственно состаренных деревянных предметов вызывает у домашних мастеров желание сделать нужные вещи своими руками, добиваясь сразу и удешевления изделия, и подлинной его уникальности. Выполнить работу по состариванию дерева совсем не так сложно, как это может показаться со стороны. Надо только знать об основных способах достижения красивой фактурной поверхности на обычных пиломатериалах, которые можно приобрести в любой фирме, торгующей стройматериалами и деревом.

Как подготовиться к работе?

Существует 3 метода старения древесины: химический, термический, механический.

Существует 3 широко применяемых :

  • химический, который подходит только для изделий из лиственных пород деревьев;
  • термический (обжиг) – применим для древесины любой породы;
  • механический (браширование) – подходит для хвойных пород и дуба.

Для работы с древесиной требуются такие инструменты и материалы:

  • топор;
  • дрель или болгарка с насадками;
  • щетка с металлической щетиной;
  • волосяная щетка;
  • кисти малярные;
  • морилка, краска акриловая, бесцветный лак, воск;
  • наждачная бумага.

Приобретая доски или брус, из которых планируется создать искусственно состаренную вещь, можно выбирать экземпляры, которые уже повреждены жучком, имеют на поверхности сколы и выбоины, небольшие трещины и сучки. После обработки они придадут особенно очарование «старинному» предмету.

Готовая мебель для состаривания подбирается массивная, немного грубоватая или в деревенском стиле, похожая на сделанную вручную штучную мебель прошлого века. Перед декорированием любым способом лучше всего разобрать предмет мебели на составные части. Это позволит обработать все поверхности, не оставляя в труднодоступных местах необработанных участков, которые будут бросаться в глаза.

Перед тем как начинать декорировать предмет в первый раз, стоит потренироваться и набить руку на различных бросовых кусках досок и любой древесины. Мастер будет действовать увереннее, со знанием многих нюансов, которые могут возникать при работе. На этих же учебных пособиях удобно подбирать тон красок или морилок, заранее оценить то, что получится в результате.

Многие операции (браширование, окраску и просушку после нее, обжиг) следует производить на открытом воздухе.

Наиболее доступны для покупки материалы из дерева хвойных пород: сосны, ели, лиственницы. Они обладают выраженной структурой и рисунком, образованном волокнами разной твердости. Это делает их пригодными для механического декорирования.

При помощи инструментов, разрушающих верхние слои дерева, можно добиться эффекта старения гораздо быстрее, чем если бы это происходило естественным путем. Все потертости, выбоины и трещины можно имитировать 2-мя методами:

  1. На поверхность доски, бруса или бревна острым уголком топора нанести выбоины разной глубины и обширности в хаотичном порядке. Углы бруска немного стесать топором, не заботясь об аккуратности или ровной поверхности. После этого все обработанные таким способом поверхности требуется тщательно отшлифовать жесткой щеткой со стальной щетиной. При шлифовке большого изделия лучше использовать дрель или болгарку со специальной насадкой. Шлифовать надо до тех пор, пока все острые грани, возникшие при рубке топором, не приобретут очертания выглаженных временем естественных повреждений. Важно помнить, что движения щетки всегда должны быть направлены вдоль волокон. Следующим этапом будет шлифовка шкуркой для снятия торчащих волокон и обработка стальной щеткой с более мягкой щетиной, чем в 1-ый раз. При этом часть мягких волокон удаляется, образуя неглубокие впадины между гребнями из более жестких зимних волокон древесины. Этой же щеткой можно дополнительно выделить сучки и трещины.
  2. После шлифовки светлой поверхности нового изделия требуется придать сходство с потемневшей от времени старой древесиной: окрасить его морилкой или темной акриловой краской. После высыхания шкуркой со средним зерном без сильного нажима немного протереть дерево, снимая краску с выступающих гребней и возвышенностей. При этом темная окраска сохраняется в выбоинах и между волокон. Для окончательной отделки изделие покрывают акриловым прозрачным или светло-желтым лаком, просушивают до полного высыхания.

Более «гуманный» способ. Подойдет для некрупных изделий и мебели, деревянной посуды и других небольших поверхностей. Браширование производится вручную, щеткой с металлической щетиной. При этом, как и в предыдущем случае, мягкие волокна удаляются, оставляя гребни из твердой древесины. Волосяной щеткой сметают древесную пыль, контролируя процесс на глаз и добиваясь нужной степени потертости поверхностей. После этого окрашивают и декорируют изделие, как указано выше.

Термическая и химическая обработка древесины

Эти способы можно назвать родственными, так как разрушение верхнего слоя дерева происходит почти без механических воздействий. Это более опасные способы, чем предыдущие, поэтому обработку следует производить на воздухе и с соблюдением мер безопасности.

Суть обжига заключена в том, что мягкие волокна разрушаются при воздействии открытого огня. Для этого поверхности обрабатываемого изделия обжигают пламенем паяльной лампы или специальной газовой горелки на глубину до 3 мм. При поверхностном обжиге эффект старения будет незначительным, при более глубоком – проявится сильнее. Мастер при этом регулирует процесс в зависимости от своего вкуса и потребностей.

После обугливания верхнего слоя в дело пускают металлическую щетку или насадку на дрель, соскабливая нагар до получения нужного цвета и фактуры. Окраске такую древесину можно не подвергать, потому что она будет уже иметь темные и светлые участки. Окончательная обработка заключается в шлифовке шкуркой и лакировании изделия.

При химическом способе декорирование дерева под старину происходит в процессе воздействия щелочей или нашатырного спирта. Для этого можно применять аэрозоли для чистки кухонных плит или средство для канализации. Необходимо перед применением ознакомиться с составом средства, оно должно содержать щелочь. Особое внимание следует уделить мерам предосторожности при работе с ним.

Попадая на поверхность дерева, эти химические вещества «выжигают» часть мягких волокон, одновременно окрашивая дерево в серый цвет. После обработки все поверхности промывают водой и покрывают слабым раствором столового уксуса или лимонной кислоты (1 ч.л. на 200 мл воды), удаляя остатки щелочи.

При использовании уксуса особое внимание обратите на то, что это должен быть столовый 9%-ный уксус, а не кислота.

Просушенные изделия подвергают очистке щеткой и окрашиванию, если нужно.

Обработка древесины перечисленными способами поможет хозяину самому декорировать интерьер квартиры под старину, не вкладывая больших средств и не затрачивая много времени на это. Доступность материалов и инструментов для обработки позволяет заниматься таким видом творчества и искушенному мастеру-столяру, и новичку, и даже женщине с фантазией и умелыми руками.

Классический интерьер становится таковым благодаря деталям, довольно важной из которых является дверь. Ие можно купить уже готовую в салоне старинной мебели, отреставрировать старую или состарить имеющуюся. По-настоящему старинные вещи стоят целое состояние, а просто старые могут утратить свою функциональность. Остается вариант искусственного состаривания.

Особенности

Дверь, которая выглядит старинной, можно сделать самостоятельно или приобрести изделие, стилизованное под старину.

Особенности таких изделий:

  • Такое стилистическое решение не имеет аналогов, в то время как современные стили являются более типичными.
  • Они создают особую атмосферу. Старинные вещи ассоциируются с респектабельностью. Поэтому псевдостаринные вещи настолько популярны.
  • Индивидуальность материала. В случае, если используется натуральная древесина – подчеркивается неповторимость ее текстуры.
  • Иллюзорность – создают эффект, которого на самом деле нет.
  • Симметрия и пропорциональность – основные черты классики.
  • Высокая стоимость не становится преградой для ценителей вкуса. К тому же, любую модель можно удешевить, выбрав другой материал или отказавшись от декоративных вставок, колонн, пилястр.
  • Фурнитура должна не только выполнять свою функцию, но и быть элементом декора.

Виды

Все двери под старину условно можно разделить на:

  • Входные (выполняют функцию защиты от воров и внешних воздействий; к ним предъявляются повышенные требования тепло- и звукоизоляции, прочности).
  • Межкомнатные (главная функция – создание уединения и разделение разных по своему назначению зон). Они должны быть эстетичными и вписываться в общий дизайн квартиры или отдельного помещения.

По типу открывания и закрывания двери могут быть:

  • раздвижными;
  • раскладными;
  • распашными.

Раздвижные системы менее уместны в классическом интерьере. Но если есть необходимость их установки (рядом с проемом стоит мебель или перекрывается вход в другую комнату), следует выбрать металлические профили под цвет бронзы, латуни, серебра или золота.

Раскладные тоже практичны в плане экономии пространства. Узкие полотна, из которых состоит такая дверь, могут стать отличным дополнением классического стиля.

Наиболее приемлемо в классике будут выглядеть распашные двери. Они могут быть левыми, правыми или маятниковыми. Если помещение большое и дверные проемы широкие, можно установить двойную дверь. Поскольку в классическом интерьере важна симметрия – створки должны быть одинаковыми по ширине.

Помните о деталях – петли в таком случае могут быть не скрытыми, а накладными. Как самостоятельный элемент декора, они тоже могут быть определенного оттенка, с потертостями и даже имитацией ржавчины.

По типу конструкции могут быть модели:

  • рамочные;
  • со вставками (филенками);
  • глухие;
  • остекленные;
  • арочные.

В качестве вставок могут быть: стекла, зеркала, витраж, специально обработанное дерево с металлическими, пластиковыми и кожаными накладками. Стекло может быть: стандартным, матовым, тонированным, с рисунками. В качестве рисунка используют узоры или живописные изображения.

В зависимости от того, как отделана поверхность двери, бывают:

  • полотна, покрытые пластиком, пленкой, эмалью или краской;
  • с прозрачным покрытием (лаками);
  • с отделкой ламинатом, натуральным или искусственным шпоном;
  • обтянутые текстилем, кожей и кожзаменителем.

Материалы

Основными способами обработки двери для ее состаривания являются:

  • химический (с помощью щелочных составов, которые воздействуют на мягкие ткани дерева);
  • механический (заключается в образовании сколов, трещин с помощью специальных инструментов);
  • термический (посредством горелки или паяльной лампы).

Обычно состаренные двери являются комбинированными – когда рама сделана из одного материала, а вставка из другого.

Вставка (филенка) может быть:

  • плоской – то есть гладкой, без выступов;
  • объемной – с фрезеровкой по периметру;
  • наборной – из нескольких состыкованных ламелей.

В качестве филенки практичнее использовать МДФ, так как филенка из древесины может рассохнуться и повредить раму.

Эффект старения на пластике непривлекателен, так как материал может коробиться, менять цвет. Металл и МДФ имеют однородную структуру. К ним нельзя применять механические способы обработки материала. Но можно использовать отделку из пленки, пластика или шпона.

Древесина наиболее подходящий вариант материала для всех вышеперечисленных способов обработки. Это материал с ярко выраженной структурой. Причем структура подчеркивается не только выпуклостью, но и цветом (годичные кольца выглядят на светлом фоне особенно ярко).

Твердые породы – дуб, бук, орех – долговечны, но дороги. Мягкие породы – береза, сосна – менее плотные, но более демократичные по цене.

Исторически сложилось, что сначала производством занимались мастера. Впоследствии ремесленное производство вытеснилось массовым машинным. Двери из массивных и монолитных превратились в легкие и многосоставные.

Сегодня для псевдостаринных дверей наиболее практичным материалом является МДФ, покрытый шпоном или пленкой. Используется шпон темного и светлого дуба, красного дерева, ореха, венге, клена, палисандра. Пленка имитирует текстуру и рисунок дерева, а также она может быть цветной.

Мода на ретро

Состаренные двери относятся к классическим и, судя по тенденциям, будут востребованы всегда.

Есть несколько причин, почему так происходит:

  • Классические двери – синоним достатка. Обеспеченные люди всегда будут стремиться подчеркнуть свой статус. А люди, у которых нет возможности приобрести подобные дорогостоящие вещи и которых большинство, будут пользоваться стилизованными дверями. К тому же, таких вариантов на рынке – масса, различных по цветам, форме, декору и материалу. Тем более, что дверь – это визитная карточка квартиры или комнаты, по которой можно судить о ее хозяине.
  • Двери под старину создают особое настроение. Офисные помещения, торговые центры, да и практически все помещения, в которых человек проводит большую часть своего времени, оформлены в стиле модерн, хай-тек и тому подобными. Поэтому, переступив порог своего дома, человеку хочется расслабиться, чувствовать себя комфортно.

  • Есть направления, использующие светлые пастельные оттенки, а они оказывают успокаивающе действие на психику и нервную систему человека.
  • Несмотря на замысловатый внешний вид – они очень практичны. Двери из твердых пород дерева прочны, а, обработанные специальными пропитками, они могут использоваться в ванных комнатах и помещениях с перепадами температур. Большой выбор материалов обеспечит вам удовольствие на долгие годы.
  • Специальные техники обработки доступны людям без специальных навыков. Это отличная возможность для творчества, проявления своей индивидуальности. А вещь, сделанная своими руками, особенно дорога.

Обзор производителей

Наиболее популярными (в соответствии с отзывами и поисковыми запросами в Интернете) производителями дверей в классическом стиле из массива и МДФ являются:

  • Sofia;
  • «Волховец»;
  • «Александрийские двери»;
  • «Океан»;
  • «Европан»;

  • Dariano;
  • Matadoor;
  • «Альверо»;
  • RuLes;
  • «Дера».

У производителей, уверенных в качестве своей продукции, длительные сроки гарантийного обслуживания. Дополнительно они предоставляют услуги по доставке и сборке.

Как состарить своими руками

Есть несколько способов сделать новую или, уже бывшую в употреблении, дверь состаренной:

  • Браширование – удаление мягких тканей дерева. Для этого специальной железной щеткой равномерно проводим вдоль волокон. Потом поверхность шлифуется и покрывается лаком. Это самый правдоподобный метод.
  • Патинирование. Сначала наносится темный слой краски, он должен быть ровным. Затем наносится светлая краска и, чуть подсохнув, определенные участки протираются тряпкой. Шлифуют наждачкой и покрывают лаком.
  • Кракелюр. Цель этого метода – создание трещин. Сначала на деревянную поверхность наносится кракелюрный лак, потом состав на битумной основе, а затем контрастная акриловая краска. Трещины также можно выделить краской, только делать это надо очень аккуратно.
  • С помощью морилки. Она наносится кистью или губкой, поднимает волокна и делает их более рельефными. Наносится в несколько слоев, после высыхания натирается воском.
  • С помощью парафина – первоначально наносят темную краску, затем необходимые участки натирают парафином и вся поверхность окрашивается светлой краской. Парафин счищается, полученный рисунок необходимо отшлифовать и покрыть морилкой.

Предварительно дверное полотно нужно подготовить. Для этого необходимо снять петли и ручки, вынуть стекла. С помощью строительного фена снять краску и отшлифовать поверхность. Сколы затираются шпаклевкой. Поверхность обезжиривается.

Такая работа не требует специальных навыков. Все что требуется – желание создать уникальную дверь.

Красивые примеры в интерьере

В своем узком смысле двери под старину могут обозначать двери, выполненные в одном из направлений классического стиля:

  • Готический стиль. Дверь в таком стиле должна быть только натуральных оттенков, с большим количеством стеклянных вставок или железных накладок, с ковкой. Именно здесь появляется оригинальный заостренный верх. Изделие должно производить впечатление прочности и основательности. Из-за их массивности такие модели больше подходят для наружных дверей.
  • Барокко – характеризуется обилием серебра, меди, бронзы и, конечно же, позолоты. Декорируются витиеватой объемной резьбой, имитирующей лепку. Откосы могут представлять собой колонны или дополнительные боковые панели. Над дверью устанавливаются карнизы, портики. Главный признак этого стиля – создание иллюзии богатства и роскоши. Ориентирован на большие «дворцовые» размеры, следовательно, и двери устанавливаются большого размера.

Несмотря на разнообразие глянцевых фасадов, остаются востребованными элементы интерьера из дерева под старину. Приобретение такой мебели влетит в копеечку. В том случае, когда особо тратиться не хочется, от идеи иметь состаренный комод или стол отказываться не следует. Можно попробовать состарить мебель самому. Попробуем разобраться, по какой технологии выполняется обработка дерева под старину своими руками. Ведь природные условия состаривают дерево долгие годы. А чтобы получить результат быстро, придётся состарить дерево искусственным способом.

Мебель под старину не встретишь в каждом доме. Ее следует использовать там, где это уместно. Дизайн помещения должен быть продуман в соответствующем стиле, чтобы изделия под старину выглядели достойно.

Обычно, процедура состаривания дерева выполняется с определённой целью, а именно:

  • Удовлетворить вкус обитателей жилья.
  • Сэкономить деньги на антикварных вещах. Намного дешевле купить недорогую мебель и состарить искусственно.

Используя определенные методы состаривания древесины, можно получить эксклюзивные вещи. Обрабатывается как полностью всё изделие, так и отдельные его части. Особое внимание следует уделить таким предметам, как комоды, буфеты, полки для книг, зеркальные рамы. Их старят чаще всего, поскольку сложно представить без этих предметов интерьер в винтажном стиле.

Способы состаривания

Процесс обработки дерева под старину своими руками выполняется несколькими способами. Основными из них являются:

  • Химическая обработка – используют для лиственных пород.
  • Обжиг или термообработка – универсальный вариант.
  • Механическая обработка или браширование – этим способом можно обработать изделия из дуба или хвои.

Мебель для состаривания подбирают массивную, с грубоватой фактурой, чтобы внешне она напоминала сделанные вручную предметы прошлых веков. Перед обработкой лучше разобрать мебель на отдельные детали. Это даст возможность обработать даже труднодоступные места.

Для облегчения достижения эффекта старения дерева лучше приобретать материал, который уже повреждён жучком, с наличием незначительных сколов, трещинок и сучков.

Если процесс старения дерева своими руками выполняется впервые, то лучше немного потренироваться на отдельных ненужных брусках. От того, насколько качественно будет нанесён раствор, морилка или лак, зависит качество результата. Выполнять работы рекомендуется на открытом воздухе, чтобы не нанести вреда собственному здоровью.

Как сделать так, чтобы новые доски или мебель получили вид старых изделий? Теперь вы знаете, что для этих целей используют несколько техник. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Механическая обработка

Состарить дерево механическим способом можно в изделиях из таких пород, как сосна, ель, лиственница. Именно у этих видов древесины есть ярко выраженная фактура, наличие слоёв волокон с разной степенью твёрдости.

Основная задача во время механической обработки – образование различного рода сколов, выбоин, трещин искусственным способом. Достичь этого можно такими действиями:

1. Деревянные поверхности обрабатываются с помощью топора или специальной шлифовальной машинки. На них хаотично наносятся выбоины различной глубины и ширины. Брусок обтёсывается, при этом не следует добиваться особой аккуратности и симметричности.

2. После этого переходим к шлифованию поверхности с помощью щётки с металлической щетиной. Легче это будет делать с помощью болгарки и соответствующей насадки. При обработке шлифовка производится вдоль волокон до тех пор, пока нанесённые выбоины и сколы не приобретут вид естественно образованных дефектов на древесине.

3. Затем переходим ко второй степени шлифования. На этом этапе работаем щёткой с мягкой щетиной и наждачной бумагой. В ходе такой обработки удаляются мягкие волокна, а остаются более грубые. Таким образом, получаем неравномерную структуру дерева. Этим же способом можно дополнительно выделить сучки и трещинки.

4. На следующем этапе работаем над цветом древесины. Необходимо как можно больше приблизить светлую новую древесину к оттенку потемневшей от старости доски. Здесь можно применить морилку или тёмного оттенка краску на акриловой основе.

5. Когда нанесённое средство полностью высохнет, обрабатываем поверхность наждачной бумагой с мелкой зернистостью. При этом стараемся выполнять все действия аккуратно. Краска должна сниматься с возвышенностей и гребней, а в выбоинах она остаётся.

6. На завершающем этапе обработанную поверхность вскрываем бесцветным или светло-жёлтым лаком и полностью высушиваем.

На видео: способ механического состаривания деревянной доски.

Что касается вопроса, как состарить древесину на мелких изделиях, таких как небольшие предметы мебели или деревянная посуда, то здесь процесс немного упрощается. Обрабатываемая поверхность тщательно очищается щёткой от древесной пыли до достижения нужного эффекта. Последующее окрашивание и вскрытие лаком происходит идентично, описанному ранее процессу.

Браширование следует производить только вручную, используя щётку с металлической щетиной до достижения небольших вмятин и гребней.

Термическая обработка

Состарить дерево можно путем термической обработки. Особенностью этого способа состаривания является полное отсутствие механических процессов. Недостатком является определённая опасность для здоровья человека во время проведения работ. Поэтому выполнять их следует на свежем воздухе, защитив при этом кожные покровы, глаза и органы дыхания.

Термообработка или обжиг производится посредством воздействия на дерево прямого огня. Использовать следует либо горелку, либо паяльную лампу. Обжигать необходимо на глубину около 3 мм.

Если производить термообработку поверхностно, то эффект состаривания будет не так ярко выражен, как при более сильном обжиге.

Закончив термообработку, выполняют следующие действия:

  1. С помощью металлической щётки или болгарки с насадкой со щетиной начинают соскабливать слой нагара до желаемой степени старины. Окрашивать поверхность не нужно. Сажа выделит всю структуру.
  2. Производят шлифование наждачной бумагой.
  3. На состаренное дерево наносят финишный слой прозрачного лака.

Химический метод

Состарить дерево при химическом обрабатывании можно такими средствами, как щелочные составы или нашатырный спирт. Применять можно средства бытовой химии, которые содержат щелочные составляющие.

Суть процесса заключается в том, что при попадании средства на древесину, оно выжигает её мягкие ткани. Строение дерева отличается наличием твёрдых и мягких тканей. Обрабатывая дерево под старину, мягкие ткани удаляются различными способами.

В данном случае поверхностный слой древесины выжигается щёлочью, которая параллельно окрашивает ее в серый цвет.

Следующим этапом является процесс смывания щелочных остатков. Для этого можно использовать уксус или лимонную кислоту. Раствор лимонной кислоты готовится в пропорции: 1 чайная ложка кислоты на стакан воды. Если используется уксус, то это должен быть 9%-й раствор. Уксусную кислоту применять нельзя. Далее обработанные поверхности хорошо просушиваются, шлифуются и вскрываются лаком.

Состарить дерево всеми перечисленными выше способами довольно просто, если приложить старания и усилия. Придать нужный эффект можно любым поверхностям. Можно состарить как мелкие предметы обихода, мебель или даже деревянный пол.

Антиквариат во все времена ценился профессионалами и любителями. Мебель, пропитанная духом прошлого, как будто сохранившая эмоции и чувства поколений, наполняет дом непередаваемым очарованием. Но как быть, если приобретение дорогостоящей вещицы пробьет брешь в семейном бюджете? Можно сделать мебель под старину своими руками.

“Современный антиквариат” – такая мебель станет настоящим украшением интерьера и подчеркнет вкус владельца.

Существует множество способов создания «современного антиквариата». Некоторые из них сложны и их использование под силу лишь профессионалу, с другими же справится и ребенок под чутким руководством родителей. Главное – выбрать свой способ создания предмета интерьера и следовать рекомендациям. И, конечно, решить, какая антикварная обновка впишется в интерьер.

Знакомство с техникой браширования

Чаще всего искусственно состаривают деревянную мебель. Благодаря современным техникам и материалам можно достичь удивительного сходства. После относительно недолгих манипуляций шкаф или стол будет выглядеть, будто он служил не одному поколению семьи.

Рисунок 1. Древесина, обработанная в технике браширования, идеально подойдет для оформления интерьера в стиле прованс и кантри.

Подобным образом можно обрабатывать не только мебель. Полы, потолочные балки, стенные панели – эти декоративные элементы помогут в совершенстве воссоздать стилизованный интерьер. Состаренное, необработанное дерево великолепно дополнит помещения, оформленные в стиле прованс, кантри. Оно гармонирует с коваными элементами, растениями в грубых массивных кадках. Дерево, состаренное в технике браширования, может использоваться для оформления гостиных, спален, террас. Оно подчеркнет статус и вкус владельцев дома.

Браширование (от англ. brush – “щетка”) – способ обработки древесины. Заключается в удалении мягких волокон с помощью металлической щетки и окрашивания в темный цвет (необязательно). Как правило, поверхность покрывают лаком, что значительно продлевает жизнь поверхности. В данной технике можно обрабатывать как мелкие, так и крупные предметы мебели (рис. 1).

Для браширования подходит древесина таких пород, как сосна, дуб, лиственница, ясень, орех. Не поддаются обработке массивы груши, вишни и экзотических пород деревьев.

Поверхность доски или мебели обрабатывают с помощью металлической щетки. В это время происходит размягчение и удаление мягких слоев. На массиве появляются характерные бороздки-углубления. После удаления пыли и остатков волокон поверхность стола или шкафа покрывают защитным составом темного оттенка и практически сразу стирают его с выступающих частей-гребней. Так достигается эффект естественного потемнения углублений и “старина” проступает буквально на глазах. В дальнейшем столешницу покрывают лаком и вводят в эксплуатацию оригинальную мебель под старину.

Вернуться к оглавлению

Из старья в антиквариат

В процессе браширования из верхнего слоя древесины удаляются все мягкие волокна.

Итак, допустим, имеется стол, довольно устаревший, но вполне надежный. Использовать его в прежнем виде не хочется, но его форма или воспоминания из детства не позволяют с ним расстаться. С помощью браширования его можно превратить в настоящее произведение искусства.

Для работы понадобятся:

  • наждачная бумага;
  • металлическая щетка;
  • морилка темного оттенка;
  • мебельный лак.

На первом этапе желательно мебель разобрать. Можно, конечно, обрабатывать и в собранном виде, но существует опасность, что труднодоступные места будут выдавать, что создали эту старину своими руками.

Стол разобран, его необходимо тщательно обработать с помощью наждачной бумаги для полного удаления старого лака или краски. Если столешница покрыта шпоном, его нужно снять и убедиться, что массив подходит для техники браширования.

Далее можно брать в руки металлическую щетку и начинать обрабатывать поверхности. Двигаться следует вдоль волокон, прилагая значительное усилие. Мягкие волокна должны топорщиться и отделяться. Удобнее всего обрабатывать мебель, держа под рукой сухую чистую тряпку, чтобы с ее помощью удалять стружку, волокна и пыль. После того как желаемая глубина борозд будет достигнута, можно переходить к следующему этапу.

Рисунок 2. Новый стол, обработанный в технике браширования, выглядит как предмет с почтенным возрастом.

Предварительно надев респиратор и перчатки, нужно покрыть поверхность слоем морилки темного оттенка и буквально сразу удалить излишки с помощью губки. Важно не слишком прижимать губку к столешнице, чтобы в нее не впитывалась морилка из борозд. Покрывать можно несколько раз – до тех пор, пока не будет получена желаемая степень “древности”.

После впитывания и высыхания морилки готовый стол под старину можно покрыть лаком. Если же глянец не по душе, вполне можно оставить мебель в таком виде.

Важно тщательно проработать все элементы стола, ножки, сочленения и даже нижнюю часть столешницы. Ничто не должно выдавать истинный возраст оригинального предмета интерьера. После высыхания стол можно собрать (рис. 2).

Эту технологию можно использовать для искусственного состаривания не только готовых предметов мебели.

Из обработанных таким образом досок можно сделать уникальный стол.

Вернуться к оглавлению

Окрашивание под старину

Рисунок 3. Мебель, отделанная контрастным неплотным окрашиванием, идеально подойдет для интерьера в стиле щебби-шик.

Если же дорогая сердцу мебель не подходит для обработки в технике браширования, можно воспользоваться другой методикой. Контрастное неплотное окрашивание буквально вдохнет новую жизнь в любимый предмет интерьера.

В такой технике можно обрабатывать столы, лавки, шкафы. Но наиболее интересно и органично выглядят окрашенные подобным образом сундуки, этажерки и различные комоды.

Для работы понадобятся:

  • наждачная бумага;
  • грунтовка;
  • кисть;
  • матовая краска;
  • валик.

Для подобного преображения можно использовать практически любую краску с матовым финишем. Главное, чтобы она была неяркого, как будто размытого цвета. Но наилучшим образом подходит краска для стен и потолков жилых помещений.

Прежде всего нужно подготовить мебель. Снять с нее всю фурнитуру. Если поверхность полированная, удалить покрытие с помощью специального средства из строительного магазина. Если же массив не обработан, его нужно тщательно очистить от пыли и грязи, скопившейся за годы эксплуатации. Сделать это можно с помощью наждачной бумаги и мыльного раствора. После обработки нужно дать мебели просохнуть.

Позолота сделает любую мебель достойной самого роскошного интерьера.

После этого аккуратно макать валик в краску и начинать покрывать поверхность стола или шкафа. Лучше начинать с незаметного места, это позволит разобраться с тонкостями процесса. Наносить краску следует широкими ровными мазками, избегая образования потеков. Особое внимание уделить углам. После высыхания первого слоя манипуляции повторить. Основа готова, можно выбирать необходимый тип состаривания и приступать к работе.

  1. Потертости. С помощью наждачной бумаги мелкой фракции нужно обработать места, которые наиболее подвержены истиранию в процессе эксплуатации: углы, зону около фурнитуры, выступающие детали. Степень истирания можно выбирать любую, от легкой до «обнаженного дерева». Также с помощью наждачной бумаги стоит слегка затереть основную поверхность (рис. 3).
  2. Игра на контрастах. С помощью краски контрастного оттенка можно создать интересный эффект. Для этого кисть нужно обмакнуть в краску и тщательно обтереть о край емкости, кисть должна быть практически сухой. После этого нанести хаотичные мазки. Должен создаваться эффект, как будто сквозь слой относительно новой краски проглядывает старое покрытие, видавшее виды.

Декорированная таким образом мебель идеально впишется в интерьер в стиле шебби-шик.

Модным приемом становится оформление интерьера не совсем традиционными материалами, которых сегодня очень много. Все чаще хозяева жилья обращаются к традиционному экологически чистому дереву.

Состаренный обеденный стол придаст комнате изысканность и благородный вид.

Делают из него мебель, полы, перекрытия. Часто мастера используют такой способ применения древесины, как отделка под старину. Это придает мебели и всему жилищу благородный и изысканный вид.

Как состарить древесину

Инструменты для браширования дерева: защитная маска для лица, болгарка, наждачка, железная щетка.

Искусственно состарить древесину можно различными способами. Очень распространен метод браширования. Брашированная древесина применяется в качестве потолочных балок, как напольное покрытие, для изготовления и украшения мебели. Имитацию древесины под старину можно выполнить своими руками прямо дома. Нужно только помнить, что не все породы поддаются такой обработке. Технология браширования неприменима для клена и бука, для вишни и тика, для груши и некоторых других пород. Отлично поддаются обработке лиственница, сосна, орех, дуб и ясень.

Браширование производится следующим образом:

  1. Поверхность древесины обрабатывается жесткой щеткой с металлической щетиной.
  2. Более мягкие слои в составе деформируются и удаляются.
  3. Обработанная щетками древесина покрывается лаком.

При помощи тонкого сверла можно создать эффект поражения червями.

Обработанный материал можно использовать для изготовления деталей мебели, входных и межкомнатных дверей, для обшивки стен в сауне или в бане. Можно продолжить обработку путем создания эффекта патины. Во время процесса патинирования часть древесных пор покрывается морилками различных колеров. Слой красителя наносится на поверхность древесины и сразу же стирается тряпкой. В результате дерево приобретает светлый фон, на котором выделяются темные поры. Патину нужно защитить слоем лака.

Искусственно состаренная древесина превосходно сочетается с металлическими украшениями, полученными методом холодной и горячей ковки, выглядит солидно, подчеркивает изысканность эстетических вкусов хозяев. Фасады домов, отделанные под старину, бросаются сразу же в глаза тем, что усадьба напоминает строение прошлого и позапрошлого века.

Морилка необходима для придания базового темного цвета дерева.

Для создания дома в стиле ретро необходимо выполнить следующие правила:

  1. Использовать отделочные материалы прошлых лет либо их современные аналоги.
  2. Все детали декора должны быть выполнены в едином стиле.
  3. Этому стилю должны быть подчинены окна, кровля, заборы и дворовые постройки.
  4. Крышу желательно делать медную либо очень напоминающую медь. Это очень дорогой, но долговечный материал, со временем приобретающий зеленоватый оттенок.
  5. Можно использовать современную металлочерепицу, покрытую слоем полимера, имитирующим медь.
  6. Внутреннюю обстановку отлично дополнит имитация несущих потолочных балок из брашированного дерева.
  7. Двери можно декорировать натуральным шпоном под старину.

Вернуться к оглавлению

Вам может быть интересно: Как правильно клеить обои в углах?

Состаривание древесины с помощью краски

Искуственно состаренная мебель идеально подойдет для кухни в стиле кантри.

Можно состарить дерево путем нанесения краски на его поверхность. Для этого:

  1. Нанесите краску на поверхность круговыми движениями кистью с длинным ворсом.
  2. В некоторых местах нужно нажимать на кисть сильнее для достижения эффекта потертости.
  3. Губкой, тканью, сухой щеткой затрите поверхность для получения более ярко выраженных пятен потертости.
  4. После высыхания краски поверхность нужно покрыть воском и натереть до блеска.

Нужная краска для обработки древесины под старину продается в емкостях по 4-5 литров. Ее часто используют для обработки деревянных фасадов и для внутренней отделки. Краска не содержит в своем составе вредных веществ, не горит.