Из-за чего происходят взрывы газовых баллонов? Газовые баллоны Каких случаях взорваться газовый баллон.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вам известно, почему взрываются газовые баллоны с пропаном? Такие изделия не отличаются особой безопасностью, хотя в обиход всё больше вводятся современные композитные модели, всё равно данный вопрос остаётся актуальным.

В данной статье рассматриваются причины взрывов газовых баллонов, содержащих пропан. Затрагиваются ситуации в квартире и в доме. Также материал касается взрывов автомобильных баллонов.

Ключевые причины

Почему взрываются газовые баллоны с пропаном дома? В этой ситуации наиболее распространённая причина связана с неправильным, небезопасным содержанием и применением таких ёмкостей.

Когда вентиль закрыт неплотно, топливо выходит и наполняет собой помещение. И любое проявление пламени, даже скромная искра, может вызвать серьёзный взрыв или пожар.

Воздух легче газа. И когда горючее покидает баллон, оно концентрируется около пола. Поэтому человек не всегда fixed annuity interest rate может учуять утечку. А из-за маленькой искры или статичного электричества газ может воспламениться.

Вторая по популярности причина – баллон долго находился на холоде, и его принесли в помещение. При резком температурном скачке газ расширяется, и существенно возрастает риск его утечки.

Когда ёмкость находилась на морозе, горючее в неё пребывало в сжиженных кондициях. При расположении ёмкости в тепле газ стремительно переходит в газоподобное состояние и серьёзно расширяется.

Из-за мощного давления резервуар разрывается. Газ в нём воспламеняется даже без контакта с источником огня.

Поэтому запрещено размещать такую ёмкость около теплового источника. Внутри неё нагнетается давление. Это следствие расширения горючего. И баллон может взорваться в любой момент.

Вносить такой сосуд с холода сразу в помещение, где online loans instant approval bad credit царит высокая положительная температура, нельзя и по причине конденсата. В этот момент он образуется на баллоне. Высок риск возникновения коррозии и аварийной ситуации. НО если ёмкость не металлическая, такой угрозы нет.

В целом же температурные метаморфозы не несут особой опасности. Ёмкости могут справляться с солидным температурным спектром: от -40 до +50 C. Такая метаморфоза – это лишь спусковой механизм cash advance businesses к возникновению аварии.

Третья причина связана с коррозией и микроскопическими трещинами в ёмкости. Они могут возникать постепенно и не быть заметны визуально. Но они создают значительную внутреннюю угрозу.

Вообще, в металлических сосудах очень сложно следить за уровнем газа. И взрыв может возникнуть и из-за ненормированного соотношения топлива в баллоне.

Часто баллон заправляют неверно. И когда он оказывается в тёплом помещении, взрывается из-за расширения газа.

Перечень других популярных причин:

  1. Газовые ёмкости не подвергались необходимым тестам – переосвидетельствованию.
  2. При заправке баллона уровень топлива в нём анализировали не по давлению, а по массе сосуда.
  3. Баллона размещали в помещениях общего применения.

Натяжной потолок и взрыв

Не секрет, что pmi 2013 газовые баллоны используются в монтажных работах с натяжным потолком. В связи с этим образуется вопрос: почему же взрываются газовые баллоны с пропаном при натяжке потолка?

Основные причины тому таковы:

  1. Попадание горячего воздушного потока в баллон. Взрыв возможен в любой момент.
  2. Искусственная фиксация кнопки запуска горючего. Так, при перегреве она не отключится автоматически. Это серьёзное нарушение правил безопасности и большая угроза для жизни.
  3. Баллон находится к тепловой пушке ближе, чем на 1,5 м.
  4. Шланг соединён с баллоном не туго и не плотно.
  5. Неправильный слив конденсата. Это нужно делать только на специальных станциях. При таких действиях дома есть риск взрыва.
  6. Применение просроченных баллонов

Баллоны в автомобилях

Почему взрываются газовые баллоны с пропаном в автомобиле? Сегодня это тоже довольно актуальный вопрос.

Самые популярные причины этого таковы:

  1. Слабое качество системных агрегатов.
  2. Неверная настройка оборудования.
  3. Утечка по причине малозаметных трещин и ржавчины.
  4. Нарушенная герметичность из-за постоянных ударных воздействий.
  5. Постоянный перегрев газовой ёмкости.
  6. Излишнее наполнение баллона, не по норме.

П.1 заслуживает особого внимания. Очень важно приобретать ГБО высокого качества и правильно его обслуживать. Также зачастую водители не соблюдают простейшие меры безопасности при заправке и эксплуатации ёмкости.

Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании.

Заключение

– это угроза жизни и огромные уроны. Соблюдайте правила обращения с ним. Можно также приобрести современные более безопасные композитно-полимерные модели. Им не страшна коррозия. А при термальном скачке их стенки становятся газонепроницаемыми.

Nissan Murano 1 поколения горький опыт от владения этим монстром В наше время газовые установки считаются очень популярными среди автолюбителей, и многие уверены в безопасности и актуальности такого оборудования, хотя здесь можно выделить как позитивные, так и негативные стороны такого дополнения.

Самым большим страхом любого водителя, считается взрыв баллона. Механики утверждают, что эти страхи беспочвенны, ведь ГБО значительно безопаснее, чем простой бензиновый бак, попробуем разобраться, насколько правдивое это утверждение.

Когда баллон становится взрывоопасным

Теоретически действительно не более опасен, чем бак с бензином, но существуют определенные факторы, которые могут влиять на свойства газовой системы. Специалисты выделяют несколько причин, по которым баллон на автомобиле может взорваться:

  • Неправильно подобранная установка, которая в идеале должна отвечать мощности автомобиля, кубатуре двигателя и другим показателям. Если установка подобрана неправильно, заметить это можно по значительной утере мощности, когда автомобиль просто «не тянет», быстрому износу деталей;
  • При некачественном оборудовании, которое часто уступает по цене современным установкам и поэтому считается довольно востребованным. Современные ГБО отличаются многослойной структурой резервуара, защитным клапаном, который при неправильной заправке сбрасывает лишний газ до оптимизации давления внутри баллона. Кроме того, они удароустойчивы и не боятся перепадов температур. В то же время устаревшие кустарные варианты выполнены из простого металла, который поддается коррозии, может иметь трещины и взрываться при нагревании, перезаправке, ударах;

  • При неактуальном смешивании топлива, когда пропан соединяют с бутаном. Взрывоопасность в таком случае объясняется разными требованиями к температурному режиму. В целях экономии пропан часто смешивают с дешевым бутаном, но этот газ может использоваться только в теплое время года, поскольку при морозе такое сырье становится нерабочим. Если в зимний период смешать этих два вида топлива, то при нагревании возможно распирание контейнера и даже его взрыв;
  • К взрыву может привести и избыточная заправка, ведь газовый резервуар предусматривает заполнение не более 80%, при переливе сильно повышается давление в баллоне и происходит взрыв. Для более современных полимерно-композитных вариантов избыток топлива не страшен, ведь такие установки оснащены клапаном для сброса давления, но даже такие приспособления могут давать сбой и открывать клапан несвоевременно;
  • При трещинах в топливном резервуаре тоже может произойти взрыв, поэтому для проверки целостности баллона рекомендуется периодически проходить швы мыльным раствором – это дает возможность своевременно обнаруживать пробоины;
  • Неправильное обслуживание часто является причиной разрыва, ГБО требует своевременной очистки от конденсата, проверки проходимости трубок и производительности, проводить осмотр должны специалисты.

Как защитить свое авто от взрыва

Чтобы ваше желание экономить на топливе не обернулось угрозой для жизни, в первую очередь, выбор и установку ГБО следует доверять профессионалам. При этом всегда требуйте, чтобы вам предоставили сервисную книжечку на установку.

Следите за перепадами температур и качеством топливного сырья и не забывайте следить за состоянием газовой топливной системы, вовремя проводите осмотри в сервисе. Если при эксплуатации вы заметили снижения уровня производительности автомобиля или почувствовали запах газа, срочно перейдите на классический вид топлива и обратитесь в сервисный центр.

А самое главное: будьте внимательными на дороге, ведь аварийные ситуации грозят взрывом для любой топливной системы.

Время чтения: 3 минут

Вряд ли кто-то будет спорить, что ГБО выгодно. Но насколько оно надежно? Ведь многие слышали, а некоторые даже своими глазами видели последствия пожара на автомобиле с газобаллонным оборудованием. Конечно, причиной не всегда является ГБО, но дополнительные риски для безопасности оно все же несет. Современное оборудование предоставляет определенные гарантии, но стоит порой дороговато, а если обслуживание проводится нерегулярно и не с должным качеством, то исключать взрыв газового баллона в машине невозможно. О том, как обезопасить себя и пассажиров, мы и расскажем.

Взрывоопасно ли ГБО

Определенную опасность, конечно, предоставляют состояние агрегатов и соединений ГБО или столкновение с другим ТС, хотя запорная арматура с предохранительными клапанами способна минимизировать риск. Возможны варианты с превышением давления в баллоне выше нормы или протечки – со всеми очевидными последствиями.

Взрыв газового баллона в машине: Видео

Время чтения: 3 минут

Преимущества установки ГБО на автомобили уже давно доказаны. Но многие водители боятся переходить на газ, так как интернет переполнен роликами с названием «Взорвался баллон…». Однако, если взрыв газового баллона в машине и случается, это происходит из-за неисправности автомобиля либо по причине неправильной эксплуатации ГБО. Изучим этот вопрос и разберемся, каким правилам нужно следовать, чтобы даже мыслей о взрыве не возникало.

Может ли взорваться ГБО в автомобиле

Смесь пропана и метана с воздухом идеально подходит для хорошей детонации при наличии искры. Поэтому целью разработчиков ГБО было создать такую систему, которая полностью нивелирует возможность взрыва и по максимуму «возьмет» все лучшее от газа. С каждым новым поколением ГБО езда становится более безопасной.

В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.

Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.

Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.

Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.

Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%. Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет. Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.

Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.

Допустим, события развиваются по худшему сценарию и газа в воздухе достаточно для потенциального взрыва. Без хорошей искры детонация не произойдет.

Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.

Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.

Почему случаются взрывы

Разрушение (взрыв) баллона возможно при наличии таких неисправностей:

  1. Появление микротрещин в результате коррозии металла (именно поэтому в последних поколениях оборудования не используют металлические емкости и трубопроводы).
  2. Нарушение герметичности вследствие мощного удара (это приводит к утечке, но не обязательно к взрыву).
  3. Емкость перегревается, в результате газ стремится к расширению и создает колоссальное давление. Но бояться не стоит, ведь при разработке баллоны проходят испытания под огромными температурами (рабочий диапазон примерно от -40 до +650 С). Одна из причин, почему взрываются газовые баллоны в машине от перегрева, – резкий перепад температур. Например, в сильные морозы водитель ставит автомобиль в теплый гараж, да еще и таким образом, что баллон находится в самой обогреваемой зоне.
  4. Переполнение баллона. Именно заполненная на 100 % емкость может привести к вышеуказанному взрыву от перепада температур. Чтобы этого не произошло, применяется мультиклапан, который при наполнении 80 % объема баллона перекрывает доступ к его заправке.
  5. Еще один возможный вариант – установка некачественного ГБО и неправильная настройка системы.

Как исключить вероятность взрыва

Чтобы ваше авто не стало героем видео «В машине взорвался газовый баллон», избегайте неопытных установщиков. Обратитесь в сервис или на специализированную станцию, где работают опытные монтажники.

Если водитель выбрал поколение ГБО, в котором нет мультиклапана, он должен сам контролировать, чтобы на заправке в баллон не попадало больше 80 % газа, а также следить, чтобы топливо было качественным. Желательно регулярно проверять соединения на герметичность (с помощью мыльного раствора).

Если почувствовали запах газа в дороге, немедленно остановитесь, заглушите мотор, откройте в салоне все окна. Не заводите автомобиль, пока не выявите причину неисправности.

Взрыв ГБО: видео

ВЗРЫВЫ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Г.В. Плотникова,

доцент кафедры ПТЭ ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат химических наук, доцент

Д.А. Бодров,

оперуполномоченный по особо важным делам СОБР ГУ МВД России по Иркутской области

По статистике в России из-за взрывов бытовых газовых баллонов ежегодно гибнет около 200 человек. Последствия таких взрывов сопоставимы с детонацией 122 -миллиметрового артиллерийского снаряда. Особую опасность представляют газовые баллоны при пожаре. Пожары на объектах, где используются баллоны с газом, находящимся под давлением, характеризуются проявлением в различном сочетании опасных факторов, которые могут привести к катастрофическим последствиям.

According to statistics, in Russia because of the explosions of household gas cylinders die every year about 200 people. The consequences of such explosions are comparable with the explosion of a 122 - millimeter artillery shell. Of particular danger are the gas cylinders in the event of fire. Fires on the objects, which are used cylinders with gas under pressure, are characterized by the expression of a different combination of hazards, which may lead to disastrous consequences .

Под взрывом понимают явление, связанное с внезапным изменением состояния вещества, сопровождающееся резким звуковым эффектом и быстрым выделением энергии, которое приводит к разогреву, движению и сжатию продуктов взрыва и окружающей среды. Возникновение повышенного давления в области взрыва вызывает образование в окружающей среде ударной волны с сильным разрушающим действием .

По статистике в России из-за взрывов бытовых газовых баллонов ежегодно гибнет около 200 человек. Последствия таких взрывов сопоставимы с детонацией 122 миллиметрового артиллерийского снаряда. Металлические осколки разлетаются на десятки метров, создавая зону сплошного поражения.

Plotnikova G., Bodrov D. Explosions of gas cylinders, causes and consequences

Газовый баллон - сосуд, имеющий одну или две горловины для установки вентилей, фланцев или штуцеров, предназначенный для транспортировки, хранения и использования сжатых, сжиженных или растворенных под давлением газов .

Для приготовления пищи в домах индивидуальной постройки повсеместно используются баллоны стальные сварные для хранения углеводородных газов, выпускаемые 25 заводами Российской Федерации в соответствии с требованиями ГОСТ 15860. В настоящее время их количество насчитывает порядка 40 млн. штук.

Основным видом газовых баллонов (около 85 %) являются резервуары вместимостью 50 и 27 л, рассчитанные на рабочее давление 1,6 Мпа (16 атм). По данным заводов изготовителей, диапазон давлений разрушения составляет для баллонов вместимостью 5 л - 12-16 Мпа (120-160 атм), для 27л - 7,5-13 Мпа (75-130 атм), а для 50 л - 7,5-12 Мпа (75-120 атм). Промышленные 40-литровые баллоны рассчитаны на давление, в 1,5 раза превышающее рабочее давление газа.

Пожары на объектах, где используются баллоны с газом, находящимся под давлением, характеризуются проявлением в различном сочетании следующих опасных сценариев : тепловое воздействие «пожара-вспышки»; воздействие волны сжатия взрыва; тепловое воздействие огненного шара; тепловое воздействие струйного факела горящего газа; воздействие осколков разорвавшегося баллона; удушье в результате уменьшения содержания кислорода в воздухе при скоплении в нем газов в избыточном количестве; наркотическое действие отдельных газов, даже при незначительной концентрации в воздухе.

При попадании баллона с бытовым газом в очаг пожара происходит нагревание сосуда, что приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления в нем. Пламя нагревает стенки сосуда и ослабляет их первоначальную прочность вследствие неравномерного прогрева поверхности, что, как правило, приводит к разрушению сосуда. При этом пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются и образуется «огненный шар».

В результате проведенных исследований на открытой площадке было установлено следующее: при попадании 50-литрового газового баллона со сжиженным газом в очаг пожара его разгерметизация с последующим взрывом происходит в течение первых 3,5 мин. При этом разрыв баллона, как правило, происходит по боковой образующей. Максимальный радиус разлета осколков баллона, разорвавшегося на открытой площадке, составляет 250 м, высота подъема осколков около 30 м. При взрыве газового баллона со сжиженным газом возможно образование «огненного шара» диаметром 10 м; вследствие снижения прочности стенок баллона его разгерметизация происходит при давлении 5,3-8,5 Мпа (53-85 атм). При пожаре сжиженный газ, выходящий из баллона, может гореть в паровой, жидкой и парожидкостной фазах. Каждая из них, имеет свою температуру горения.

Характер истечения газа из баллона можно определить по цвету и виду пламени: в паровой фазе газ горит светло-желтым пламенем; в жидкой фазе пламя ярко-оранжевое с выделением сажи; в парожидкостной фазе горение

происходит с периодически меняющейся высотой пламени. Данные признаки видимого пламени являются косвенными характеристиками разгерметизации баллона с бытовым газом.

Основными, и вместе с тем, наиболее общими причинами взрывов газовых баллонов являются:

Чрезмерное переполнение баллона сжиженными газами;

Значительный перегрев или переохлаждение стенок баллона;

Попадание масел и других жировых веществ в баллон, приводящее к образованию взрывоопасных смесей;

Образование коррозии и ржавчины внутри баллона;

Удары по стенкам баллона вследствие их падения, соударения при транспортировании и др.;

Неправильное наполнение баллона, приводящее к образованию взрывоопасных сред;

Чрезмерно быстрое наполнение баллонов сжиженным газом ведет к перегреву вентиля баллона до 400оС;

Попадание масел или взрывоопасной пыли;

Образование ржавчины, окалины, искрообразование.

Эксперты выделяют причины, характерные для отдельных видов газов.

Газообразный кислород технический и медицинский заправляются в баллоны по ГОСТ 949-73 до давления 150 кгс/см2.

Смеси газообразного кислорода с горючими газами взрывоопасны. Смазочные материалы и жировые загрязнения поверхностей, контактирующие с кислородом, являются причиной возгораний. Уплотнительные материалы (фибра, капрон, резина, пластмасса) могут легко воспламеняться в среде кислорода высокого давления.

При расследовании аварий, связанных с кислородными баллонами, выявлены следующие характерные признаки:

Отрыв днища баллона с лучеобразными трещинами на нем (толщина днища примерно 15 мм);

Отрыв горловины баллона;

Корпус баллона разрывается на мелкие фрагменты (до сотни кусков), которые также имеют трещины;

На вентиле баллона остается только гайка от подключенного редуктора, штуцер отрывается;

Прокладка между вентилем баллона и штуцером полностью выгорает;

Поликарбонатная вставка на латунном клапане вентиля выгорает или находится в состоянии по твердости не уступающей самой латуни;

Клапан находится в открытом состоянии, его резьба заклинена в корпусе вентиля;

Нижняя часть вентиля, вкрученного в баллон, покрыта нагаром;

Проходное сечение в латунном вентиле и его комплектующие имеют розовый цвет побежалости от высокой температуры.

Указанные повреждения могут произойти только при возгорании смеси кислорода с горючим газом, при этом давление в баллоне мгновенно возрастает по

расчетам до 1500-2000 кгс/см. Если рядом с взорвавшимся баллоном находится полный баллон, то происходит его детонационное разрушение со следующими характерными признаками:

Отрыв днища баллона;

Отрыв горловины баллона;

Корпус баллона разрушается на 2-3 части;

Вентиль баллона находится в рабочем состоянии.

Рис.1 - 3. Горловина баллона, фрагменты корпуса баллона, вентиль баллона

после взрыва

Подавляющее большинство горючего газа (пропан) попадает в кислородный баллон во время газосварочных работ, в момент, когда давление кислорода в баллоне становится ниже, чем давление горючего газа (пропан) в газовом баллоне и возможен переток его в кислородный баллон. Попадание других горючих газов в кислородный баллон возможно при его использовании не по назначению .

Все зависит от того, какое количество газа попало в кислородный баллон. Если его количество значительно, то происходит самовоспламенение горючей смеси при наполнении и взрыв баллона с разрушением самой наполнительной станции и с человеческими жертвами. Аварийная разгерметизация кислородного баллона приводит к воспламенению промасленных строительных конструкций и одежды участников тушения пожара, а также к интенсификации процесса горения.

Рис. 4 -5. Повреждение баллона и последствия взрыва баллона с кислородом

Углекислотный баллон может взорваться при перекачке нормативной емкости с последующим перемещением баллона в тёплое помещение. Также причинами взрывов баллонов являются удары, падения, нагрев их солнечными лучами и другими источниками тепла, переполнение баллонов сжиженным газом, неправильное использование с нарушением правил техники безопасности, нарушение герметизации, неисправность запорной арматуры.

Рис.6. Повреждение баллона с углекислым газом в результате взрыва

Для баллонов, заполненных водородом характерна следующая особенность в условиях пожара. При увеличении температуры (соответственно и давления) водород диффундирует в материал стенок баллона, что влечет за собой потерю первоначальной прочности баллона и его взрыв.

При попадании баллонов, заполненных азотом, в зону пожара увеличивается давление азота в баллоне, что может повлечь за собой деформацию и разрушение стенок баллона. Баллоны, наполненные ацетиленом, могут взорваться вследствие воспламенения струи ацетилена, что приводит к разогреву баллона и взрывному распаду ацетилена. Опасно нагревание ацетиленовых баллонов внешними источниками тепла, так как при этом в них создается высокое давление, происходит процесс полимеризации ацетилена, который сопровождается значительным

выделением тепла и может привести к взрывному распаду ацетилена. При прогрессирующем распаде ацетилена стенки баллона разогреваются, в некоторых случаях до температуры красного каления. Если не принять меры для достаточного снижения давления в баллоне, произойдет взрыв.

Рис. 7. Последствия взрыва баллона с ацетиленом

Ацетиленовые баллоны, в отличие от технических, применяемых для хранения и транспортировки в сжатом или сжиженном состоянии нейтральных, горючих и окислительных газов, содержат наполнитель -пористую нейтральную массу с капиллярной структурой. Необходимость использования насыпного или литого наполнителя вызвана особенностями ацетилена - взрыво- и пожароопасного при отсутствии кислорода или других окислителей.

Одной из функций пористой массы является надежная локализация (гашение) ацетиленокислородного пламени обратного удара, который возможен при выполнении газопламенных работ. Раствор ацетилена в ацетоне представляет собой флегматизированную смесь ацетилена, при этом ацетилен-ацетоновый раствор практически не способен к взрывному распаду.

На практике наблюдаются отдельные случаи разрушения ацетиленовых баллонов при обратном ударе. Предсказать, как поведет себя баллон при попадании в него пламени обратного удара очень сложно. При этом время до взрывного разрушения баллона после перекрытия вентиля может составлять как несколько минут, так и несколько часов. Это свидетельствует о том, что локализация взрывного разложения растворенного ацетилена не всегда обеспечивается. Процессы гашения или горения, происходящие внутри замкнутого баллона, заполненного пористой массой, специфичны, сложны и до настоящего времени они не изучены в полной мере.

Основная потенциальная опасность, связанная с разрушением ацетиленовых баллонов, заключается в появлении таких поражающих факторов, как ударные волны и осколки, приводящие к тяжелым последствиям.

Анализ происходящих аварий при работе с ацетиленовыми баллонами и требований действующих нормативно-технических документов позволяет сделать следующие выводы.

Существующая научно-техническая документация не содержит требований об обязательной защите единичных баллонов от обратных ударов с использованием защитных устройств.

Для защиты ацетиленового баллона от обратного удара при выполнении газопламенных сварочных работ необходима установка специального защитного устройства, обеспечивающего задержку (гашение) пламени и перекрытие потока (истечения ацетилена из баллона).

Наиболее распространенными причинами взрывов баллонов с пропан-бутановой смесью являются: чрезмерное переполнение баллона сжиженными газами; значительный перегрев или переохлаждение стенок баллона; образование коррозии и ржавчины внутри баллона; образование ржавчины, окалины, искрообразование. Нередко взрыв баллона с пропанбутановой смесью происходит при соприкосновении газа с огнем.

Взрыв пропан-бутановой смеси сопровождается

высокотемпературным выбросом газов (пламени), при этом летят осколки и детали разорвавшихся баллонов, возникает тепловое излучение. При взрыве пропан-бутана помимо основных факторов пожара (открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и т.д.), как правило, проявляются вторичные факторы: волна сжатия, образующаяся при взрыве баллона и влекущая за собой разрушение зданий или отдельных их частей, разрушение (или повреждение) наружного и внутреннего водопроводов, пожарной техники, стационарных средств тушения, технологического оборудования, возникновение новых очагов пожаров и взрывов.

Рис.8-9. Возможные повреждения баллонов с пропан-бутаном

Особую опасность представляют газовые баллоны при пожаре. При пожаре на объектах, где хранятся или используются баллоны с пропан-бутаном, часто происходят взрывы газобаллонного оборудования под давлением. При тушении объектов с наличием газовых баллонов следует учитывать физико-химические свойства применяемого газа.

При попадании баллона пропан-бутана в очаг пожара происходит нагревание сосуда, что приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления в нем. Пламя нагревает стенки сосуда и ослабляет их первоначальную прочность вследствие неравномерного прогрева поверхности, что, как правило, приводит к разрушению сосуда. При этом пары от мгновенного испарения жидкости воспламеняются и образуется «огненный шар».

Размеры возможных зон поражения осколками при разрушении баллонов в результате взрыва определяют дальностью полета наиболее крупных осколков. Так, радиус зон поражения осколками при взрыве ацетиленового, кислородного, водородного, пропанового тонкостенного баллонов, а также ацетиленового генератора и бачка с керосином составляет соответственно 2500, 2200, 1100, 2100, 200 и 800 м.

Таким образом, анализ, обработка и обобщение сведений о взрывах газовых баллонов показали, что основными причинами взрывов, которые ставят специалисты являются: механическое повреждение, перегрев, коррозия металла, неправильная эксплуатация, утечка газа.

В процентном соотношении причины взрывов распределились следующим образом:

Утечка газа - 25 %;

Механическое повреждение-16 %;

Перегрев-15 %;

Коррозия металла - 20 %;

Неправильная эксплуатация-24 %.

Наряду с этим выделяют причины, характерные для отдельных видов

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Таубкин, С.И. Пожар и взрыв, особенности их экспертизы. - М. ВНИИПО, 1999. -

2. Информационное агентство «Оружие России». - http://www.arms-expo.ru/049051124050055053052052.html

3. Верзилин М.М., Савельев Л.Н., Шебеко Ю.Н. Тактика действий подразделений пожарной охраны в условиях возможного взрыва газовых баллонов в очаге пожара: Рекомендации - М.: ВНИИПО? 2000.

4. Чижиченко, В.П. Анализ причин взрывов кислородных баллонов / В.П. Чижиченко // Охрана труда. 2010. № 4. - Электронный ресурс: http://www.kislorod.in.ua/index.php/2010-06-21-07-41-11.