Что такое декаданс в литературе. Что такое декаданс? Смотреть что такое "Декадентство" в других словарях

Что такое декаданс?

В Европе конца XIX — начала XX века буржуазная экономика все активней вытесняла феодально-крепостнический строй, что породило в обществе упаднические настроения. Особенно ярко они выразились в искусстве. Идеи этого искусства, как и многое другое, русские поэты позаимствовали у западных. Обозначенное французским словом "декаданс", то есть "упадок", это течение в России нашло немало почитателей.

Что такое декаданс: немного из истории понятия

Декадентство означает регресс в культуре, ее упадок. Изначально этот термин использовали для обозначения культурных явлений Римской империи во II-IV вв.

Кроме того, этот термин используется для обозначения направления в искусстве XIX-XX веков: в литературе, музыке, творческой мысли, самовыражении и т. д. Термин "декаданс" можно отнести к авторам конца XIX века, связанным с эстетизмом и символизмом и при этом сочетавшим в своем творчестве черты раннего романтизма.

Сама идея декадентства берет свое начало в XVIII веке (Монтескье), затем этим термином критики стали обозначать романтизм, давая ему тем самым негативную оценку. Чуть позднее появились авторы, которые стали характеризовать свое творчество словом "декаданс" с гордостью, считая его обычным прогрессом. Авторами-декадентами, например, можно считать Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Оскара Уайлда, Мориса Метерлинка и т. д.

Если определять развитие декаданса в истории, то его можно отнести к переходному периоду между романтизмом и модернизмом.

Признаки декаданса


Декаденты выступали против старых течений, искали новые, более гибкие формы, которые могли бы лучше передать сложное мировоззрение человека.

Декадентство в России

Желающий лучше понять, что такое декаданс на русской культурной почве, может познакомиться с творчеством поэтов-символистов К. Бальмонта и А. Блока. "Символизм" — это второе название декадентской школы в литературе того времени.

(декадентство) (фр. decadence; лат. deca-dentia - разложение, упадок) - общее название кри-зисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала ХХ в. Типичными признаками декаданса являются усталость от окружающего мира, стремление сосредоточиться на внутренних переживаниях, по-иск новых стимулов в искусстве, тяготение к большей утонченности и внешней странности. Постоянными темами декаданса были мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, любование процессом увя-дания жизни, которые соответственно порождали болезненные и хрупкие образы, роковые настроения упадка и безнадежности, культ красоты и т.д. Настроения декаданса возникли первоначально в литературе (П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо), а затем в живописи и скульптуре (О. Роден, М. Дени, М. Клингер и др.).

В России декаданс получил широкое распространение в начале ХХв. в творчестве художников объ-единений «Мир искусства» и «Голубая роза», Поэт ов - К. Бальмонта, З. Гиппиус, Д. Мережковского, Ф. Сологуба и др. В ХХ в. различные направления декадентского искусства стали обозначаться общим понятием - модернизм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕКАДАНС

Общее наименование т. н. «кризисных» явлений литературы конца 19-нач. 20 веков. В свою очередь определение «кризиса» нуждается в уточнении по отношению к литературе этого периода. С точки зрения представителей различных литературных направлений, школ «кризисными», «упадочными» могли считаться такие факты и явления художественного творчества, которые располагалась за рамками «образца», «нормы», установленными той или иной художественной парадигмой. Например, с позиции О. Уайльда, реализм (и его высшая стадия - натурализм) явно находились в состоянии агонии. Слово «декаданс» О. Уайльдом использовалось по их адресу. А для представителей классической реалистической эстетики творчество самого О. Уайльда было убедительной иллюстрацией современного «декаданса». Сторонники и противники декаданса, употребляя это понятие, вкладывали в него различный смысл. Происхождение этого понятия очень часто связывают с текстом стихотворения П. Верлена «Томление» (1873), в котором использовалось это слово («Я – римский мир периода упадка» /перевод Б. Пастернака/). На самом деле это выражение было введено в литературно-критический обиход французским критиком более ранней эпохи Д. Низаром в его исследовании «Этюды о нравах и критика латинских поэтов декаданса» (1834). Но все же именно контекст верленовского «Томления» рождал тот смысл понятия «декаданс», который и делал это понятие актуальным и современным. Первоначально декадентами назвали себя члены одного из кружков поэтов-символистов, издавших в1886 г. журнал «Декадент». На этом историческом этапе существования этого понятия оно еще использовалось как синоним слова «символизм». Затем произошло перенесение этого понятия на достаточно широкий круг явлений художественной жизни конца.19 века, противоположный художественным ориентирам художественных систем, сложившихся до этой эпохи. Так, к декадансу стали относить и культуру импрессионизма и эстетизм, поздние новеллы Мопассана и даже натуралистические романы Э. Золя. Происходило, по меткому выражению исследователей этой проблемы, «расщепление» понятия. Термин «декаданс» все более приобретал резко оценочный смысл, теряя при этом семантическую определенность. До наших дней это понятие дошло, сохранив лишь возможность быть аналогом определений «упадочное» и «больное» и употребление его в этом смысле для характеристики и объяснения какого-либо художественного факта обнаруживает только его оценочность и понятийно-терминологическую «пустоту». «Как характерное явление времени декадентство, - отмечает О. Н. Михайлов, - не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве» . Вместе с тем, существовали попытки привязать декаданс к определенному кругу направлений, школ, литературных групп. Последняя по времени такая попытка, по-видимому, принадлежит советской литературной критике 70-х гг. 20 века с формулировкой: «Декаданс – это все нереалистические течения к. 19 – нач. .20 века» . Данное определение нельзя признать убедительным, ибо неоромантизм этого периода не являясь реалистическим «течением», не только не есть декаданс, но отталкивается от него, борется с ним. И, если точно следовать позиции Д. Затонского, справедливо противопоставившего реализм и натурализм («Между реализмом и натурализмом лежит гораздо большая пропасть, чем между реализмом и романтизмом» , то тогда и литература натурализма окажется примером декадентства. Лит-ра: Д. Затонский. Искусство романа и 20 век. – М., 1978. Д. Затонский. Что такое модернизм? // Контекст.1974. Литературно-теоретические исследования. – М., 1975; О. Н. Михайлов. Декадентство // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Декадентство

Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё , а далее, после Дезире Низара - она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер , использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд .

Как литературное движение декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом .

Декадентское движение сегодня

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка . Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён . В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье» . Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» .

К декадентам себя относят и многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т. п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы Агата Кристи (один из их альбомов так и называется Декаданс), Dead Can Dance , Оберманекен (их культовый альбом «Прикосновение нервного меха» был включён в книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока »), «Бостонское чаепитие», Кремация Бонифация, «Кабаре Безумного Пьеро», Пикник и др.

Примечания

Литература

  • Камилла Палья. Декадентское искусство // Палья К. Личины сексуальности. - Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Урал. ун-та, 2006, с. 624-643
  • Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология., 1991, № 5.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Декадентство" в других словарях:

    ДЕКАДЕНТ, ДЕКАДЕНТСТВО Термин décadent появляется во французской литературе в конце 70 х в начале 80 х гг., когда около С. Маллармэ и П. Верлена смыкается кружок поэтов, вступивших в борьбу с парнасцами. «Это движение стало усиливаться в начале… … История слов

    - [фр. decadence Словарь иностранных слов русского языка

    Деградация, падение, декаданс, упадок, оскудение, упадочничество Словарь русских синонимов. декадентство см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    - («упадочничество», от французского «decadence» упадок) термин для обозначения лит ого течения, появившегося во Франции в 80 х гг. XIX в. и в 90 х 900 х возникшего в России, Германии и др. странах. Брошенное враждебной этому течению критикой как… … Литературная энциклопедия

    - (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половина XIX начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Ряд черт … Художественная энциклопедия

    - (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений бурж. культуры кон. 19 нач. 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Первоначально характеризовало… … Философская энциклопедия

Поднимая вопрос о том, что такое декаданс, следует провести исследование истории появления самого определения. А родилось это понятие во Франции, и переводом его служат слова «упадок» и «разложение». Копнув поглубже, можно найти корень этого слова в латинском обозначении падения. Так декаданс? Кто и куда падает и что разлагается? И вообще, в отношении кого или чего следует употреблять данное понятие?

Оказывается, декаданс - это Иногда этим словом называют поведение человека, взгляды которого соответствуют декадансу. Возникло это направление на рубеже между 19 и 20 веками, когда исторический переворот общественной жизни подтолкнул людей творческих к переосмыслению своих творческих позиций. В этот период кризисных общественных явлений среди народа стали бродить упаднические настроения, неприятие жизни вообще, тенденции индивидуализма и чувства безысходности и безнадёжности. Искусство как бы нашло выход в отказе от политической и гражданской жизни общества, решив, что эта позиция - единственно верная, дающая настоящую свободу творчеству. Поэтому на вопрос, что такое декаданс, также можно дать ещё и такой ответ: уход от реальной действительности, отказ от отражения политики и гражданственности в своём творчестве.

Так что же тогда отображают декаденты? Любимые темы в этом художественном направлении - смерть и небытие, тоска по идеалам и духовности, мечта о прекрасном будущем вне действительности. Это направление развивалось в самых различных сферах искусства. Не обошло оно и литературу. Что такое декаданс в литературе?

Многие искусствоведы, рассматривая это направление, употребляют такие термины, как «неоромантизм», «модерн» и «символизм». Но стоит отметить, что все они не могут в полной мере осветить декаданс, являясь зачастую лишь частью общего движения. Считается, что декаданс в литературе восходит ещё к 18 веку, основоположником которого называют Монтескьё, а ближайшим по времени продолжателем - писателя и критика из Франции Дезире Низарда.

Однако многим критикам была не по душе литература подобного рода, и они практически сделали слово «декаданс» оскорбительным, травя Виктора Гюго и романтизм в целом. Однако время показало, что произведения как Гюго, так и приверженца рассматриваемого нами направления Эдгара Аллана По, до сих пор с упоением читаются современными людьми. Не забыты нами и Шарль Бодлер, и которые сделали из слова-оскорбления слово, использующееся как почётный знак.

Они считали декаданс отрицанием «банального прогресса». Среди русских декадентов «старшего поколения» (1880 - 1890 гг.) такие известные поэты и писатели, как А. Добролюбов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Коневской, Зинаида Гиппиус, и «ранний» Брюсов. Модерн в России также представляли предсимволист М. Минский, прозаик Л. Н. Андреев, И. Ф. Анненский.

Впоследствии идеи декаданса положили начало многие другим модернистским течениям в литературе. Они находят отражение у А. Блока и А. Ахматовой, у В. Брюсова и В. Кандинского, у И. Стравинского и многих других, названных ныне классиками русской литературы.

В наше время это течение начинает свой новый виток расцвета. В феврале последнего года прошлого тысячелетия Маруся Климова (писательница) и (художник) провели фестиваль декаданса под названием «Тёмные ночи». И это было только началом. В 1005 году в Клубе на Брестской в Москве снова прошёл фестиваль под руководством лидера группы «Бостонское чаепитие» журналиста Владимира Преображенского. Сегодня литературный декаданс отделился от светского, от готических и ретро-сайтов, виртуально очертив в интернете свою аудиторию. «Куртуазный декаданс» в современном мире скоро достигнет популярности декаданса в период его наибольшего расцвета - в конце 18 и начале 19 веков.

«…Устал я жить, и смерть меня страшит. Как челн,
Забытый, зыблемый приливом и отливом,
Моя душа скользит по воле бурных волн»
Поль Верлен

Человек во все времена остро переживал периоды перемен. Смена времен года, смена власти, приход нового столетия или тысячелетия всегда воздействовали на общество, находя отражение в самых неожиданных проявлениях. Особенно остро на перемены реагировали (и реагируют) деятели искусства и личности, причисляющие себя к таковым.
Еще с далекого XIX века так сложилось в искусстве, что угасание той или иной эпохи находило свое отражение в творчестве известных художников, композиторов и литераторов. Это явление называется звучным словом «». Наверняка многим вспомнится песня группы «Агата Кристи» «Декаданс». Так вот, альбом «Опиум для никого», на котором присутствует эта песня – яркий пример отечественного декаданса на заре 1990-х. Но вернемся к, так сказать, истокам.

Модернистское искусство конца XIX века с характерными чертами упадничества, апатии и индивидуализма называется декадансом. В переводе это слово и означает «упадок». Конечно, не всё искусство того периода можно назвать декадентским. Если перечислять главное в декадентстве, то стоит отметить индивидуализм, пессимизм, имморализм, настроения безнадежности и болезненности. Декаденты вроде бы устали от академического искусства и требовали новых форм и индивидуализма. Однако ничего радикально нового для создания этих новых форм они не делали, а просто констатировали факт упадка культуры в своем творчестве.
Кто же был главным декадентом того времени? За рубежом это Оскар Уайльд, Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюра Рембо, Мария Корелли, Гюисманс. В имперской России декадентами были Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Мережковский, Федор Сологуб и т.д. Основные темы их творчества – отвращение к жизни, безнадежность, упадок и регресс в обществе и культурной жизни. Что касается стилистики и художественных приемов, то их творения импрессионистичны по характеру и изобилуют символами, знаками и метафорами. Любили декаденты стилизацию, а форма часто преобладала над содержанием.

Действительно, поэты и художники не зря долгое время пребывали в ожидании чего-то необратимого, осознания, что ничего нельзя изменить, и нынешней эпохе постепенно приходит конец, за которым неизвестно, будет ли продолжение. Европейское общество еще в конце XIX века пребывало в напряжении и ожидании необратимого. Первая мировая война обрушилась на Европу, разрушила старые порядки и обозначила начало нового мира и эпохи Новейшего времени. Неужели эту войну европейские творцы предчувствовали за 30 лет до ее начала? Декадентство в России хотя и началось немного позже, чем в старой Европе, однако поводов для пессимизма впоследствии было значительно больше – революция 1905 года, Первая мировая война, а затем и революция 1917 года, за которой последовала пятилетняя гражданская война, - всё слилось в мощную лавину несчастий, конца которой не было видно.
Отношение к декадентству в разное время различалось. В конце XIX века литераторы и искусствоведы вели споры, что же такое декаданс – часть символизма или его начало? А может это просто единое настроение в искусстве и общественной жизни? К единому знаменателю тогда не пришли. Не пришли к нему и сейчас
.
В конце 1980-х волна декадентства снова накрыла Россию. Впрочем, причины этому были ясны и понятны – распад СССР был необратим, и прекращение его фактического существования было лишь вопросом времени. Возможность свободно творить, отсутствие запретов и табуированных тем вызвали бурный рост андеграундного искусства. Однако не вся творческая интеллигенция с восторгом приняла самоуничтожение системы. Пессимистические настроения и отсутствие веры в будущее породили среди творческого подполья расцвет декаданса, новый всплеск упаднических настроений. Декаденты Петербурга и Москвы организовывали различные декадентские тусовки, которые плавно переросли в фестивали декадентского искусства. Однако фестивали декаданса появились почти спустя десятилетие после распада СССР. До этого богемная публика скромно зависала на частных квартирах и маленьких рок-клубах.
Уже в преддверии нового тысячелетия декадентская богема начала выходить в свет. Так, в 1999 году видным деятелям питерского андеграунда – Марусе Климовой и Тимуру Новикову. Тогда они организовали фестиваль «Темные ночи». Мероприятие проходило в концертном зале Санкт-Петербургского зоопарка. В этом "самом похабнейшем шоу сезона" участвовали известные питерские и московские музыканты, поэты, актеры, юмористы. Участники демонстрировали свои умения (или неумения) на фоне весьма скромных декораций. В этот же период появляются и известные ныне гуру русского рока, а тогда вполне декадентские по форме и содержанию «Бостонское чаепитие», «Оберманекен» и уже упомянутая нами «Агата Кристи».

Конечно, вряд ли можно отождествить русское декадентское искусство 1990-х годов с декадансом конца позапрошлого века. Да, всё то же упадничество, пессимизм и, если хотите, гротеск. Однако в этом случае декаданс получился стилизованный, китчевый. В нем появилось больше пафоса и гламура, граничащего с дурновкусием. Богема захотела создать атмосферу салонности и куртуазности, и в погоне за этим утратился дух декаданса . Он испарился за суетой, наигранностью и абсурдом. Улетучилось неторопливое созерцание увядания и отмирания эпохи, не осталось места для любования смертью и закатом.
Фестивали декаданса по-прежнему проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Они вышли из домов культуры и сырых полуподвалов. Теперь столичные декаденты тусуют по модным клубам, одеваясь в черный бархат и стразы, и воспевают кокаиновый приход. Кстати говоря, современной декадентской литературе и музыке вообще присуща эдакая галюциногенность. Отдельные черты декадентства можно найти у Пелевина, Макса Фрая, БГ и Летова .
На данный конкретный момент также имеют место быть деятели искусства, причисляющие себя к декадентам. Часть из них – остатки старой гвардии, которая бесновалась в 1990-е, другая часть – «новые русские декаденты». Эти т.н. творцы также пишут об упадке в обществе и культурной жизни, о крушении старого мира и загнивании эпохи. Однако ретроспективный взгляд на декаданс позволяет увидеть, что этот период всегда очень ограничен по времени. Он не может длиться долго, поскольку это лишь своеобразное осмысление ушедшего, некое «послевкусие эпохи». А рубеж тысячелетий уже пройден, и, скорее всего, сейчас вряд ли актуально говорить о завершении той или иной эпохи. Декаданс снова ушел в подполье и затаился в ожидании очередного упадка, за которым последует новое время.