Забытая миссия Г. Уоллеса

4 СТАДИИ ПРОЦЕССОВ ТВОРЧЕСТВА:

Ø подготовка (зарождение идеи);

Ø созревание (концентрация, добывание ранее недостающих сведений);

Ø озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

Ø проверка.

Важнейшими условиями развития творческого воображения являются выполнение деятельности, в которой требуется такое воображение, и обучение сознательному использованию эвристических методов.

Особым видом воображения является мечта. МЕЧТА - это форма воображения, направленного на будущее, то, к чему человек стремится. Мечты бывают реальные, когда человек точно знает, как достигнуть своей цели, и нереальные, оторванные от действительности.

Нереальные мечты иногда называют грезами. Грезы свойственны и отдельному человеку, и толпе. Обычный человек плохо различает грезы и действительность, об этом свидетельствует восприятие миллионами телезрителей сериалов «Санта-Барбара» и других.

Процесс воображения осуществляется по своим ЗАКОНАМ.

Один из наиболее известных приемов воображения называется АГГЛЮТИНАЦИЯ, что в переводе с греческого означает «склеивание». С помощью этого приема были созданы сказочные и мифологические образы русалки (голова и тело женщины, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли кентавра, сфинкса По такому же принципу достроена» избушка на курьих ножках.

Другой прием творческого воображения - АКЦЕНТИРОВАНИЕ , наделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Этим нередко пользуются карикатуристы: изображают болтуна с длинным языком, любителя поесть с большим животом.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ - увеличение или уменьшение предмета изменение количества частей предмета. Например, дракон с 3-мя головами, мальчик-с пальчик, девочка-дюймовочка.

Еще один прием творческого воображения - СХЕМАТИЗАЦИЯ , т.е. изображение чего-либо в обобщенном виде. Схематизация проявляется в национальных орнаментах, узорах вышивки, росписи. По орнаменту можно определить страну, где она создана.

ТИПИЗАЦИЯ - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. АТворческие одаренные люди отдают много сил своему делу и облекают свое вдохновение в «Осязаемые формы».

ВООБРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧАЕТСЯ У ЛЮДЕЙ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЗНАКАМ :

Ø Яркости образов

Ø Степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности

Ø Широте воображения

Ø Произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче



Ø Типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек

Ø Устойчивости

Морально-психические качества, обеспечивающие по­знавательный аспект юридической деятельности. Сюда относятся определенные свойства ума, мышления, вообра­жения, внимания, наблюдательности и памяти, т. е. свой­ства, обеспечивающие успешное протекание мыслитель­ных процессов, выявление и закрепление доказательств.

Для юриста наиболее предпочтительны следующие качества ума:

1) гибкость, быстрота переключения с одного вида ум­ственной деятельности на другой, поскольку юристу приходится оценивать доказательства, несущие различ-цый объем информации, к трму же информация эта бы­вает ненадежной, недостаточной, вероятностной;

2) самостоятельность мышления - умение не поддавать­ся чужому влиянию, внушению, все подвергать проверке;

3) широта ума - умение вникать в сущность предмета с цомощью обобщения большого числа фактов;

4) глубина ума - умение вскрывать первопричины, вникать в самую основу сущности предмета;

5) быстрота ума - умение решать мыслительные зада­чи в минимальное время;

6) целеустремленность - последовательное и плано­мерное осмысление задачи, способность продолжительное время удерживать ее в сознании.

Мышление - это процесс, подготавливающий личность к сознательной деятельности, определенному поведению на основании воспринятой информации и имеющегося прошлого опыта. Основное в мышлении - это решение мыслительных задач, которое осуществляется при помо­щи: а) анализа - сознательного расчленения объекта на отдельные части для последующего изучения целого по частям; б) синтеза - мыслительного обобщения, сделанно­го на основе анализа; в) сравнения одного объекта с дру­гим; г) обобщения - выявления общего в ряду наблюдае­мых явлений; д) мыслительного отвлечения, под кото­рым понимается построение абстрактных заключений.



Для юридической деятельности важны следующие ка­чества мышления:

быстрота, но не торопливость, при которой упускают­ся логические связи, что приводит к ошибкам;

последовательность или логичность;

самоконтроль, который состоит в анализе хода мысли­тельных операций, умение возвращаться к исходной точке, чтобы найти возможную ошибку.

При выдвижении и проверке версий важно преодолеть стереотипность, косность мышления. Иногда следователь бывает не в силах оторваться от какой-либо одной вер­сии, посмотреть со стороны, возвыситься над нею. Эта версия становится для него доминантной. И хотя некото­рые данные «не вписываются» в эту версию, начинается их подтасовка в ущерб объективности. Здесь важно уметь отделить эмоциональное от рационального. Юрист дол­жен научиться пользоваться помощью специалистов, экспертов, но не идти слепо за их мнением.

Воображение - мыслительное создание нового в фор­ме образа, идеи. Создание нового невозможно без вооб­ражения - этого образования новых временных связей на базе прошлого опыта.

Воображение подразделяется на непроизвольное, при котором мыслительные картины появляются под воздействием речи другого человека либо проходящих мимо явлений, и произвольное, которое в свою очередь делится на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое вооб­ражение. При выдвижении версий следователь прибегает именно к творческому воображению, используя при этом и воспроизводящий вид воображения.

Внимание - направленность сознания, сосредоточен­ность на определенном предмете, благодаря чему человек хорошо ориентируется в окружающей действительности и более четко ее воспринимает. Это способность выделять определенные объекты из всей их суммы. Сознание и вся деятельность человека благодаря вниманию организуют­ся в определенном направлении.

Внимание подразделяется на:

а) непроизвольное, которое не сопровождается сознательным намерением, не требует напряжения воли и обу­словливается особенностями объекта наблюдения (силой раздражителя, изменениями в предмете, его новизной и необычностью);

б) произвольное, которое вызвано напряжением воли и имеет избирательный характер.

Для юриста важным является воспитание целена­правленного, произвольного внимания. Лучший способ стать внимательным, - утверждают психологи, - никогда не позволять себе делать работу невнимательно.

Качество, противоположное вниманию, - рассеян­ность - быстрая смена объектов внимания, интересов, неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко до­водит до конца начатое дело, он не способен к длитель­ным, терпеливым усилиям. То одно, то другое обстоя­тельство ускользает из поля его зрения, так как много­численные детали окружающего привлекают его, застав­ляя на время забывать предмет своих занятий.

Наблюдательность - планомерное и целенаправлен­ное восприятие, умение логически осмысливать резуль­таты наблюдения. Основное качество наблюдательности -ее острота, которая зависит главным образом от профес­сии человека. Опыт показывает, что, наблюдая за чело­веком в течение одинакового времени, люди разных про­фессий обратят внимание на разные детали. Это объясня­ется избирательностью наблюдения.

Наблюдательность всегда носит объяснительный ха­рактер, она направлена на отыскание следов преступле­ния, которые могут быть доказательствами по делу. Здесь важно обладать психологической наблюдательностью, «ви­деть» мысли человека. Это выражается в умении подме­чать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, пере­живания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать «психологи­ческий подтекст» каждого действия и поступка. Важно также научиться наблюдать за собой, видеть себя со стороны. Это необходимо для самовоспитания и само­контроля.

Все воспринятое человеком сохраняется в коре голов­ного мозга, образуя временные связи. Их восстановление и воспроизведение тем или иным способом называется памятью. Память, - по меткому выражению Э. Берк­ли, - передача информации во времени. Это умственная деятельность, выражающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении того, что уже было в сознании. В зависимости от того, что мы запоминаем, память подразделяется на слуховую, зрительную (образ­ную), моторную (двигательную), словесно-логическую и эмоциональную. Способность к запоминанию, сила памяти у разных людей различна. У одних лучше развита зри­тельная память, у других - слуховая, у третьих - словес­но-логическая и т. д. Так, например, математик запоми­нает лучше цифры, художник - лица, а музыкант - зву­ки. Такая память называется профессиональной.

Память самым тесным образом связана с процессом запоминания, укреплением временных связей в коре го­ловного мозга. Запоминание может быть осмысленным, если оно заключается в сознательном увеличении коли­чества временных связей, и механическим, когда оно сводится к сумме привычных приемов, позволяющих че­ловеку запоминать.

Запоминание может быть произвольным и непроиз­вольным. При произвольном запоминании преднамеренно прилагаются усилия к удержанию в памяти явления ли­бо предмета. Однако самое распространенное - непроиз­вольное, непреднамеренное запоминание, без специально поставленной цели запомнить что-либо

Память характеризуется такими качествами, как бы­строта, полнота, точность и прочность запомина­ния, готовность к воспроизведению, т. е. оператив­ность. Юрист должен обладать хорошей оперативной памятью, так как он имеет дело с большим объемом ин­формации, которую надо быстро обработать и быть гото­вым в любой момент ее воспроизвести.

С течением времени уменьшается отчетливость вос­принятых событий вплоть до полного выпадения их из памяти. Количество и качество информации, поступаю­щей в память человека извне, зависит от энергии и вре­мени действия внешнего раздражителя, среды, через ко­торую проходят сигналы информации, и состояния рецеп­торов. Интенсивность запоминания зависит от силы впе­чатления, которое оказывал тот или иной факт на челове­ка в момент восприятия; от того, была ли поставлена цель на точность или длительность запоминания; последующих усилий удержать этот факт в памяти; времени, прошед­шего с момента события, и наличия дефектов памяти.

ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний как гнев, аффект, страх, растерянность и др. Эти состояния, так же как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают, подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их «криминогенности», в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Эмоции и чувства играют особую роль в общении следователя с участниками уголовного процесса. В сущности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях.

Но, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя могут нарушать, а иногда и разрушать его деятельность. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь может прийти к результатам желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Фрустрации в деятельности противостоит толерантность , понимаемая как терпеливость, способность переносить сильное воздействие фрустраторов, не отзываясь на него гнетущими переживаниями и резкими реакциями.

Качество восприятия зависит не только от состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, опьянения, взволнованности и т. п. Так, пьяный потерпевший может существенно исказить воспринимаемые факты. Усталость, болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.

Восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, сложившихся привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, интересы и склонности . В хорошем, бодром настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В подавленном, мрачном, угнетенном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая и переоценивая их.

На процесс приема и переработки информации могут влиятьчувства (или эмоции). Одни события волнуют человека, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других - ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть более или менее глубокими.

Эмоции и чувства всегда прямо или косвенно отражают объективную реальность. Они являются как бы индикаторами, указывающими степень полезности внешних воздействий для организма или для взаимоотношений личности и общества. Профессиональная деятельность следователя, да и вся жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон деятельность человека, включая его ощущения, мысли, воображение.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные эмоциональные реакции.

Своеобразной формой такой реакции является напряженность и растерянность . Напряженность, именуемая еще английским словом«стресс» , возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и важные решения. Человек, оказавшийся очевидцем преступления (например, убийства) или ставший жертвой, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы заторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой.

Фрустрация - (уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, которая сопряжена с неудачей .

Н. Д. Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как таковые)трудностями ,возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи 1 .

В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. «Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны» 2 .

Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха :

* стеническая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием;

* астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках,

* стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.

При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Отсюда сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъем способствует быстрой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям.

Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искаженно, в других - они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих - воспринимаются правильно, объективно.

Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что мышление в ситуации, предшествующей страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности. В таких случаях причина страха - в нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально возбудимых, впечатлительных.

Есть еще одна форма эмоциональной реакции на опасность -это тревога , т. е. ожидание опасности, неизвестно откуда исходящей и потому волнующей человека. Тревога влияет на формирование показаний и потерпевшего, и преступника.

Из сказанного следует вывод: в принципе по каждому делу потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого необходимо допрашивать как можно скорее . Но если имеется основание полагать, что показания, данные непосредственно после события преступления, недостаточно обстоятельны, то через три-четыре дня целесообразно провести повторный допрос. При этом дополнительные данные, содержащиеся в их повторных показаниях, не должны вызывать огульного недоверия и подлежат тщательной проверке.

Воля - это сознательная, целенаправленная психологическая активность, связанная с преодолением препятствий. Это целостный психический процесс, из которого волевой импульс вычленяется условно для педагогических целей.

Началом формирования воли является влечение , которое возникает на базе инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда мы называем его «желанием».

В волевом процессе можно выделить несколько этапов .

Первый этап - возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляетсясознание ряда возможностей достижения этой цели (II этап) мотивы (III этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (IV этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (V этап). Волевое действие заканчивается реализацией принятого решения (VI этап). Продолжительность этапов различна и зависит от особенностей личности и от объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (способность делать окончательный выбор). Особенно трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществить принятое решение.

Немаловажное волевое качество -инициатива, которая особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других волевых качеств следует отметить самостоятельность, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность .

Развитие воли, способности к волевой деятельности - процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивида навыки.

Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: изготовление сложной детали на токарном станке, создание художественного полотна, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и другие виды человеческой деятельности и поведения.

Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности.

Трагедию безволия в русском обществе образно охарактеризовал в своей небольшой статье «Рефлекс цели» великий русский физиолог И. П. Павлов. Размышляя об утрате в определенных слоях русского общества «рефлекса цели жизни», он писал: «Леность, не предприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе - ...это не коренные наши черты, это - дрянной нанос, это проклятое наследие крепостного права... Оно сделало из барина тунеядца, оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо без всякой жизненной перспективы».

Воля человека проявляется различно, в зависимости от силы, моральной воспитанности и самостоятельности.

По силе волевые проявления могут характеризоваться как сильные, средние, слабые . Та или иная степень силы воли выражается во всем волевом процессе: в стремлении, в желании, в скорости принятия решения, в устойчивости принятого решения. Сила воли проявляется в решимости, т. е. в полной уверенности в исполнении решения, в установке только на исполнение решения, какими бы ни были (или казались) встречающиеся трудности. Однако не всякое исполнение решения, не всякое совершение действия будет говорить о сильной воле. Силу воли можно распознать в зависимости от того, какие препятствия человек преодолевает, совершая волевые действия, и какие результаты при этом получает. Если человек в трудных для него ситуациях проявляет самообладание, настойчивость, выносливость, терпение, то это означает, что он обладает сильной волей. Слабое же проявление воли обычно расценивается как ее отсутствие, как безволие. Все черты, в которых выражается сила и твердость волевого характера, становятся положительными в той мере, в какой проявляется моральная воспитанность личности, характеризующая как формы поведения человека, так и его отношение к людям и общественным задачам .

Моральная воспитанность определяется по тому, какие цели ставит перед собой человек, какими средствами добивается их достижения, какими побуждениями вызваны волевые стремления (желания), какими принципами он руководствуется, принимая то или иное решение в жизни. Волевые черты: настойчивость, самообладание, постоянство, самостоятельность, выносливость и др. - будут полноценными, если сочетаются с высокими моральными качествами человека.

Для человека аморального люди - лишь средство достижения его эгоистических целей. Это индивид с приглушенным голосом совести или вовсе лишенный его. Такими часто бывают рецидивисты и обвиняемые, совершившие особо тяжкие преступления.

Помимо двух этих полярно противоположных характеров, существуют различные переходные типы, более близко стоящие к одному из полюсов.

Слабовольные, слабохарактерные лица, имеющие недостатки морального воспитания, могут проявлять несамостоятельность, совершать действия под внушением. Они, исходя из корыстных целей, легко могут идти на обман и ложь, быстро поддаваться влиянию заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего или их родственников). У таких людей определенные черты характера - правдивость, застенчивость, решительность, справедливость - будут проявляться своеобразно. Так, если правдивость смелого человека проявляется во всех случаях, то правдивость и справедливость трусливого будет зависеть от того, не причинит ли она вреда его личным интересам. Застенчивость самолюбивого человека будет отличаться от застенчивости скромного: у самолюбивого она связана с боязнью уронить себя в глазах других людей, а у скромного - с высокой самокритичностью.

Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями человека: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее значение имеют эмоциональные состояния, и поступки часто совершаются под влиянием случайно возникших чувств и настроений.

Эмоциональные побуждения, которые проявляются в волевых процессах, бывают моральными или аморальными: в переживаниях, как и в стремлениях, намерениях выражается моральный облик человека.

Раздел 7

Психология личности

Предшественник: Джон Паттерсон Преемник: Джеймс Аллен 18 января - 15 января Вице-губернатор: Джер Бисли Предшественник: Альберт Брюэр Преемник: Форрест Джеймс 17 января - 19 января Вице-губернатор: Билл Баксли Предшественник: Форрест Джеймс Преемник: Гай Хант Рождение: 25 августа (1919-08-25 )
Клайо, Алабама Смерть: 13 сентября (1998-09-13 ) (79 лет)
Монтгомери , Алабама Место погребения: кладбище "Гринвуд" (англ. ) Автограф:

Джордж Корли Уоллес-младший (25 августа - 13 сентября ) - 45-й губернатор штата Алабама , на протяжении четырёх сроков; 1963-1967, 1971-1979 и 1983-1987. «Самый влиятельный проигравший» 20-го столетия в политике США, согласно биографам Дэну Т. Картеру и Стивену Лешеру , баллотировался четыре раза на пост президента США.

Ранние годы

Первый из четырёх детей Уоллес родился в городе Клайо (округ Барбор, штат Алабама). Его родители Джордж Корли Уоллес и Мозел Смит Уоллес не любили приставку «младший», поэтому называли сына Джордж Си, чтобы отличать его от отца и деда - Доктора Джорджа Уоллеса. Отец Уоллеса бросил колледж для того, чтобы заняться фермерским хозяйством во время Первой мировой войны , когда цены на сельхозпродукцию были высоки. Однако после его смерти в 1937 году Мозел была вынуждена продать их ферму, чтобы заплатить по долгам.

Джордж увлекся политикой ещё в 10-летнем возрасте. Тогда он выиграл конкурс на право войти в обслуживающий персонал Сената штата Алабама и предсказал, что однажды будет губернатором. Уоллес добился заметных успехов в боксе на местном уровне. А в 1937 году поступил на юридический факультет университета Алабамы. Сразу после получения степени бакалавра в 1942 Уоллес прошел подготовку в рядах ВВС США и стал штаб-сержантом . Выполняя боевые задания на бомбардировщике B-29 , он служил под командованием Кёртиса ЛеМея , который впоследствии стал его напарником по президентской кампании 1968 . Во время службы Уоллес едва не умер от менингита . Несмотря на то, что медикам удалось спасти ему жизнь, он частично потерял слух и был комиссован.

Начало политической карьеры

В 1938 г., в возрасте 18 лет Уоллес поспособствовал успешному выдвижению своего деда на должность судьи. Позже, в 1945 г., его назначили помощником генерального прокурора штата Алабама . В следующем году он был избран в Палату представителей штата. В то время он придерживался умеренной позиции по расовому вопросу. Будучи делегатом Национальной конвенции демократической партии , он не поддержал диксикратов , покинувших зал заседания в ответ на призыв мэра Миннеаполиса Хьюберта Хамфри «прямо идти к яркому свету прав человека». И тем не менее Уоллес выступил против программы Гарри Трумэна , касавшейся гражданских прав, которую он рассматривал как покушение на права штатов.

Выборы 1968-го

На Президентских выборах в США в 1968 г. получил победу в пяти штатах, как по голосам избирателей, так и представителей их коллегии выборщиков. Все они находились в уже приходящем в упадок в связи с Южной Стратегией Никсона Монолитном Юге .

Поздняя жизнь

После покушения 1972 г. его парализовало, и он вынужден был передвигаться на инвалидном кресле остаток своей жизни.

Он известен, прежде всего, своими крайне правыми, ультраконсервативными, расистскими и антикоммунистическими взглядами, в частности, защитой расовой сегрегации в эпоху борьбы за гражданские права. Однако впоследствии Уоллес отказался от этих убеждений.

Напишите отзыв о статье "Уоллес, Джордж"

Примечания

Ссылки

  • archived at the University of Alabama
  • at the Encyclopedia of Alabama
  • from
  • Caught on Tape: The White House Reaction to the Shooting of Alabama Governor and Democratic Presidential Candidate George Wallace from History’s News Network: hnn.us/articles/45104.html
  • PBS American Experience documentary, including complete transcript, teacher tools and links
  • on Decatur Daily

Отрывок, характеризующий Уоллес, Джордж

В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.


Участие в войнах: Война за независимость Шотландии.
Участие в сражениях: Стерлингский мост. Фолкерк

(William Wallace) Один из шотландских лидеров в войне за независимость от Англии. Хранитель Шотландии в 1297—1298 годы. Национальный герой Шотландии

После кончины королевы Маргариты в 1290 г. в Шотландии пресеклась прямая линия династии Мак Альпинов . Свои права на трон предъявили несколько кандидатов, находившихся в ближайшем родстве с угасшей династией, в том числе Роберт Брюс (дед будущего короля) и Джон Баллиоль . Спор был вынесен на рассмотрение короля Англии Эдуарда I . В 1292 г. Эдуард вынес решение в пользу Джона Баллиоля, и 30 ноября 1292 г. Баллиоль стал королём Шотландии. В благодарность за поддержку Баллиоль признал сюзеренитет Англии над Шотландией.

Однако англичане почувствовали себя полноправными хозяевами на шотландской земле и, в конце концов, это привело к тому, что Баллиоль сам выступил против них, заключив союз с Норвегией и Францией . В 1296 г. Эдуард, поддерживаемый Брюсами, вторгся в Шотландию, 27 апреля он разгромил войска Баллиоля в сражении при Спотсмуре и сравнительно легко покорил большую часть страны. Король Баллиоль был захвачен в плен, отрекся от престола и помещен в Тауэр (вскоре он был сослан во Францию). На правах сюзерена Эдуард объявил себя королем Шотландии, в результате чего страна утратила свою независимость. Английские гарнизоны были введены во все шотландские замки, шотландское духовенство постепенно начало подменяться английским. Тем не менее, уже в следующем, 1297 г., в стране сразу в нескольких местах произошли мятежи против английской оккупации. На севере восстание возглавил Эндрю де Моррей , в центре и на западе Уильям Уоллес.

Уильям Уоллес был младшим сыном мелкопоместного шотландского рыцаря сэра Малькольма Уоллеса, который приходился вассалом лорду Джеймсу Стюарту (по другой версии Уильям Уоллес был сыном влиятельного шотландского вельможи Аллана Уоллеса).

В мае 1297 г. Уоллес с группой сподвижников убил Уильяма Гезльрига , шерифа Ланарка. Это было одним из рядовых антианглийских, но именно ему было уготовано стать толчком к первой войне за независимость Шотландии. С убийством Гезльрига Уоллес рождается на страницах истории. О предшествовавших этому событию обстоятельствах документы не сообщают, но предание, записанное Слепым Гарри , гласит, что Уоллес отомстил англичанам за насмешку над своей женой Мэрионой Брейдфьюит .

После убийства шерифа Уоллес нападет на ряд английских гарнизонов, его маленькая армия стремительно растет, к нему присоединяются повстанческие отряды со всех концов Шотландии. Первым знатным дворянином, соединившимся с Уоллесом, был Вильям Харди , лорд Дуглас. Вместе они устроили налет на Скунское аббатство, где завладели английской казной, вынудив бежать юстициария. Наказать Дугласа Эдуард приказал молодому Роберту Брюсу (будущему королю), но тот присоединился к восстанию, несмотря на то, что оно происходило под знаменем его Баллиоля. В то время как Уоллес действовал в западной и центральной Шотландии, на севере главой восстания был Эндрю де Моррей, а на юге мятежом руководили: Джеймс - верховный стюард Шотландии, Роберт Уишарт - епископ Глазго и Роберт Брюс.

9 июля шотландская армия знати, возглавляемая Брюсом, Дугласом и другими сошлась с английской армией Генри Перси близ озера Ирвин. Лорды не желавшие терять свои поместья в Англии, заключили с Эдуардом компромиссной соглашение, отказавшись от борьбы на условиях амнистии и гарантии ряда привилегий и льгот для шотландской аристократии.

Уоллес ушел на север на соединение с Морреем. К этому времени, вся Шотландия к северу от реки Форт была уже в руках повстанцев; только крепость Данди оставалась под контролем англичан. Уоллес воспользовался случаем и взял крепость в осаду, но узнав, что на него движется десятитысячная армия под командованием Хью Крессингема и Джона де Варенна (победителя при Спотсмуре ), Уоллес выступил навстречу неприятелю.

11 сентября 1297 г. отряды Уоллеса и Моррея наголову разгромили англичан на Стерлингском мосту .

Английские рыцари были застигнуты на переправе через узкий деревянный мост и атакованы шотландской пехотой, вооруженной длинными копьями. Видя гибель своего авангарда, отрезанного рекой от основных сил, Суррей попытался ускорить переправу через мост, но в результате хлипкий мост, не выдержав английских латников, рухнул. Разгром довершил рейд де Моррея, который с легкой кавалерией перешел вброд реку Форт и ударил на англичан с тыла, но столь блестящая победа была омрачена ранением де Моррей, от которого он вскоре и скончался.

После сражения при Стерлинге , Шотландия была избавлена от англичан. Шотландские бароны избрали Уоллеса Хранителем Шотландии в отсутствие короля Баллиоля. Уильям Уоллес опирался на свою колоссальную популярность и народное ополчение, которое после победы при Стерлинге подчинялось только ему. С ним Уоллес проделал в ноябре рейд по Северной Англии (через Нортумберленд и Кемберленд), безжалостно сокрушая английские отряды.

В 1298 г. Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. Король привёл с собой двенадцать тысяч воинов (в том числе тысячу тяжеловооруженных рыцарей). Уоллес принял решение использовать "тактику выжженной земли" , и Эдуард уже намеревался вывести голодавшую армию из Шотландии, но узнал, что Уоллес со своей армией стоит при Фолкерке. 22 июля 1298 г. состоялась Фолкеркское сражение . Компенсируя слабость своей конницы, Уоллес прибег к оборонительной тактике. Но предательство лордов, которые увели рыцарскую конницу, не желавшие сражаться за низкородного Уоллеса, сделало положение пехоты критическим. Сражение было проиграно.

Уоллес, авторитет которого теперь был подорван, в сентябре сложил с себя обязанности Хранителя Шотландии в пользу Роберта Брюса и Джона Комина, племянника короля Иоанна Баллиола. После этого он, по-видимому, направился во Францию для переговоров о заключении союза, но французский король только что заключил соглашение о браке его дочери Изабеллы с сыном Эдуарда Длинноногого (будущим королём Эдуардом II). Тем не менее, сохранилось послание короля его представителям в Риме , в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу перед Папой. В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 г. вернулся на родину, приняв активное участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 г. он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами, которых привел лояльный англичанам шотландский рыцарь Джон де Ментейс . Уоллес был перевезен в Лондон, и в Вестминстере король Эдуард лично судил его за измену. 23 августа он был казнён через повешение, потрошение и четвертование в Лондоне. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Бервике, Ньюкасле, Стерлинге и Перте.

"Самый влиятельный неудачник" политики США в 20-м столетии (как назвали его биографы Дэн Картер и Стивен Лешер), он баллотировался на пост Президента четыре раза, трижды вступал в партию Демократов и один раз - в Американскую независимую партию. В период устранения последствий расовой дискриминации в Америке, Уоллес запомнился многим, как популист сегрегации, хотя позднее он пересмотрел свои взгляды, и его убеждения изменились.

Первый из четверых детей в семье, Уоллес родился в округе Барбор, Алабама. В то время его родители, Джордж Корли Уоллес и Мозелл Уоллес, жили в небольшом селении Клио, на юго-востоке Алабамы. Джордж Уоллес получил своё имя в третьем поколении. Но поскольку его родителям не нравилось добавлять слово "младший", они звали его Джордж К., чтобы отличить его от отца Джорджа и деда, доктора Уоллеса.

Отец Уоллеса в своё время бросил университет и решил посвятить свою жизнь сельскому хозяйству. Это как раз был период Первой Мировой Войны и цены на сельскохозяйственные продукты были довольно высоки. Однако в 1937 году, после смерти мужа, мать Уоллеса была вынуждена продать все земли, чтобы выплатить закладные.

Несмотря на то, что детство Уоллеса прошло в нищете, с десяти лет он заинтересовался политикой. В 1935 году он стал победителем в дебатах, которые проводились Сенатом Алабамы. Тогда же у него появилась твёрдая уверенность в том, что однажды он станет губернатором.

В 1945 году Уоллес был назначен помощником главного юрисконсульта правительства Алабамы, и в мае 1946 стал членом Палаты представителей. В то время он достаточно умеренно относился к расовой проблеме. В 1948 году, выступив в качестве делегата на Национальном съезде демократов, Джордж не стал присоединяться к Южному протесту, несмотря на то, что сам находился в оппозиции к предложенной Президентом Гарри Трумэном программе гражданских прав. Оказавшись конформистом среди демократов ("Диксикратов"), Уоллес выступил в поддержку губернатора Южной Каролины - Строма Турмонда, который метил в президенты. В 1963 году, став губернатором, Джордж оправдал свои политические действия.

В 1968 году Уоллес продвигал свою кандидатуру на пост президента, представляя Американскую независимую партию. Он надеялся, что воздействие на Палату представителей, поможет ему получить дополнительное количество голосов и больше влияния.

Ричард Никсон беспокоился, что Уоллес может забрать голоса, которые потенциально могли быть отданы за кандидата демократов, вице-президента Губерта Хамфри. Некоторые демократы опасались, что Джордж обратится к производственным рабочим, и, таким образом, обойдёт Губерта в штатах Огайо, Нью Джерси Мичиган. Уоллес запустил кампанию "закона и порядка", похожую на программу Никсона.

В то время как Уоллес направил свою деятельность на пять южных штатов и, по предварительным данным, набрал 10 млн. потенциальных голосов, Никсон получил 301 избирательный голос – более, чем достаточно, чтобы победить в выборах.

Лучшие дня

Уоллес остаётся последним НЕдемократом и НЕреспубликанцем, принимавшим участие в выборах.

Джордж стал первым человеком, достигшим этого, после Гэри Бирда, независимого сторонника сегрегации, который баллотировался на пост президента в 1960 году. (Джон Хосперс, 1972, Рональд Рейган, 1976, Ллойд Бентсен, 1988 и Джон Эдвардс, 2004 - все они получили некоторые голоса из-за вероломства избирателей, но никто из них не "выиграл" этих голосов).

Первая жена Джорджа Уоллеса, Лурлин Брегам Уоллес, стала первой (и пока вплоть до 2009 года - единственной) женщиной, избранной губернатором Алабамы. Чета обзавелась четырьмя детьми: Бобби Джо Парсонс (1944), Пегги Сью Кеннеди (1950) , Джордж III, или Джордж-младший (1951) и Ли Дэй (1961). После смерти Брегам младшие дети, в возрасте восемнадцати, шестнадцати и шести лет, были отправлены на попечение семьи старшей сестры (которая к тому времени вышла замуж и покинула отчий дом) и к друзьям.

Сын Уоллесов, Джордж Уоллес-младший, стал республиканцем и занялся активной политической деятельностью в Алабаме. Дважды он избирался казначеем штата. Также он стал членом комиссии по вопросам обслуживания населения, прежде чем он был назначен вице-губернатором.

4 января 1971 года Уоллес вступил в брак с Корнелией Эллис Снивли (годы жизни: 1939-2009), племянницей бывшего губернатора Алабамы Джима Фолсома, которого называли "Большим Джимом". Привлекательная Корнелия была публичной личностью. В 1978 году пара развелась. 8 января 2009 года, будучи в возрасте 69 лет, вторая миссис Уоллес умерла.

В 1981 году Уоллес женился на Лизе Тайлер, исполнительнице кантри. В 1987 году брак распался.

четырежды кандидат в президенты США.
Михаил Храмов 08.02.2018 11:11:39

Очень уважаю Джорджа Уоллеса. Американского политического деятеля и южанина. Он был антикоммунистом, расистом и выступал за сохранение расовой сегрегации в южных штатах. Я считаю он во многом прав. Ликвидация расовой сегрегации в южных штатах и во всей остальной Америки, ни к чему хорошему не привела. Негры начали переезжать в города, вытеснять белых Явный пример это город Детройт. Раньше этот город был очень успешным,там работали заводы. Вся автомобильная промышленность была сосредоточена в Детройте. Но демократичные леваки-недоумки в 60-е годы решили что нужно негров переселить из сельской местности в Детройт. Негры начали создавать гетто, работать конечно же они и не собирались. В Детройте негры начали насиловать местных белых женщин, грабить и убивать. И к чему же это привело? Белые люди стали покидать успешный промышленный Детройт и переселяться в пригороды или другие города. По данным переписи жителей Детройта в 1940 году 90 составляли белые, в 1950-е 83, 1970 году 55, в 1990 году - 22, 2010- 10. Сейчас Детройт это город призрак. И такое ведь происходить в некоторых городах США. Белые американцы ни когда не смогут жить с неграми, да и не должно такого быть. Ликвидация расовой сегрегации это большая ошибка для США. И кстати Джордж Уоллес в 1968 году на президентских выборах выдвигался от Американской Независимой партии и победил в штате Луизиана, Джорджия, Миссисипи, Алабама и Арканзас.

«Скорее печатай свой труд - иначе тебя опередят!» - постоянно повторяли Дарвину друзья. Великий ученый и не подозревал, до какой степени они были правы. Ведь еще один человек, изучая законы природы в дебрях Юго-Восточной Азии, на другом конце планеты, пришел к тем же выводам, что и он. Момент истины наступил в начале лета 1858 года Дарвину неожиданно пришел пакет с Малайских островов. В посылке находился очерк 35-летнего англичанина Альфреда Уоллеса, который просил именитого коллегу рассмотреть его теорию… естественного отбора.

В тексте излагались в точности те же мысли и выводы, к которым пришел Дарвин в течение долгих исследований и раздумий: в мире животных и растений идет постоянная жестокая борьба за существование, и преимущество на стороне тех особей, у которых есть какие-то полезные отличия.

Вот она - движущая сила эволюции. Дарвин был потрясен до глубины души. Он уже много лет работал над своим трактатом. Почему так долго? Потому что понимал что публикация труда вызовет яростные споры, рассматриваемая в нем теория развития всего живого на Земле задевает «честь» человека. Ведь согласно ей «венец творения» произошел от обезьяны.

Чарльз Дарвин оказался перед сложной дилеммой: скрыть очерк Уоллеса, а самому быстро опубликовать свою рукопись или отдать пальму первенства никому не известному натуралисту? Первый вариант был для Дарвина неприемлем. Второй, впрочем, тоже. Да и думать долго нельзя - вдруг найдутся еще какие-нибудь новые авторы? Тогда труд всей жизни пропадет.

Выручили друзья - геолог Чарльз Лайель и ботаник Джозеф Гукер, предложив компромисс. Они посоветовали, как можно скорее отправить в Линнеевское общество обе работы - короткое извлечение из его собственной книги и очерк Уоллеса. Они же и сочинили дипломатичное послание к секретарю общества. «Дорогой сэр, - писали они. - Прилагаемые работы касаются вопроса об образовании разновидностей и представляют результаты исследований двух неутомимых натуралистов - мистера Чарльза Дарвина и мистера Альфреда Уоллеса».

Дарвин ничего не имел против такого соавторства. Наоборот, он всячески нахваливал работу коллеги и даже признал, что она написана лучше - ясно, доказательно и легко. Соперник оказался ему под стать. С той же джентльменской почтительностью Уоллес ретировался в тень ученого, как только узнал, что тот давно работал над той же самой теорией. «Если мистер Дарвин так хорошо разработал этот вопрос, я не настаиваю на праве первенства», - ответил Уоллес на запрос из Лондона. И в 1859 году, через год после представления работ в Линнеевском обществе, вышла знаменитая книга «Происхождение видов». На ее титульном листе красовалось имя автора - Чарльза Дарвина.

Сегодня об Альфреде Уоллесе знает только узкий круг ученых, хотя он немало сделал для науки. Говоря о его заслугах перед ней, достаточно сказать о «Линии Уоллеса». Жизненные пути Дарвина и Уоллеса во многом схожи. Разница, пожалуй, только в том, что первый был из богатой семьи, а второй - из бедной. Поэтому ему было труднее добиваться цели и больше приходилось думать о хлебе насущном. Любопытно, что ни тот, ни другой не получили специального биологического образования.

Да, как это не удивительно, Дарвин не был дипломированным биологом!
Вначале он учился на врача в Эдинбургском университете, потом - на священника в Кембридже. А познания в области естественных наук получил благодаря друзьям-естествоиспытателям. С одним ловил рачков и моллюсков, с другим изучал птиц, с третьим - лошадей. Но с особенным азартом Дарвин собирал жуков.

В систематических занятиях естественными науками ему помог ботаник и минералог Джон Генсло. Он и совершил впоследствии окончательный переворот в жизни ученого, порекомендовав его в качестве натуралиста для кругосветного путешествия на корабле «Бигль».

Уоллес, как и Дарвин, в начале пути воспылал любовью к жукам. Да причем такой, что отправился за ними на другой конец планеты - в Южную Америку. Впрочем, случилось это только после того, как он попробовал себя на других поприщах. Знакомство с Генри Бэтсом, сыном чулочного торговца, увлекавшимся ловлей насекомых, направило энергию Альфреда в нужное русло. Бэтс был проворным малым и научился неплохо зарабатывать, продавая любопытные экземпляры насекомых коллекционерам. Уоллес оказался способным учеником и быстро наловчился находить наиболее «товарные» особи.

Пересмотрев все карты, молодые охотники всерьез решили отправиться в путешествие за океан. Надо было только подкопить денег. И накопили! Брат Уоллеса тоже не устоял перед перспективой увидеть новые земли.
Вскоре настал день, когда трое молодых людей ступили на борт корабля, отплывавшего в Южную Америку. Так началась жизнь, полная приключений и открытий.

Четыре года трое путешественников мокли в болотах и жарились на солнце, устраивая настоящие облавы на тамошних насекомых. Доставалось не только жукам, бабочкам и стрекозам, но и попугаям, а при случае - даже кайманам. Охотники увертывались от ядовитых змей и успевали убежать от хищников, но их подстерег более коварный враг. Сначала от желтой лихорадки умер брат Уоллеса. А потом и он сам почувствовал, что здоровье стало сдавать. Только Бэтсу было все нипочем. И приятели решили, что Бэтс останется в джунглях, а Уоллес, нагруженный коробками с коллекциями, отправится в Англию.

Доставить коллекцию в Европу не удалось. На корабле посреди океана произошел пожар, Уоллес вместе с матросами едва успел спрыгнуть в шлюпку. Лодку мотало по океанским волнам десять дней, их спасли чудом. Вернувшись в Лондон, Уоллес написал две книги о путешествии в Бразилию. Благодаря им он вошел в круг британских натуралистов, устроивших ему новое путешествие - на Малайские острова. Как и Дарвин, он пришел в изумление от удивительной природы тропических островов.

Многочисленные «почему» не давали исследователю покоя. Вот летит прекрасная бабочка орнитоптера. Какая красавица! Наверняка это самец, ведь самочка, наоборот, совсем не такая яркая. Интересно, почему? Разный окрас и у райских птиц. Иногда не сразу и поймешь, что это такое - вид или разновидность. Некоторые экземпляры так не похожи на своих сородичей, что возникает предположение: может, так появляется новый вид?

Подобные вопросы терзали и Дарвина, но если он пришел к открытию путем логических рассуждений, то Уоллес постиг истину в горячечном бреду. Мучаясь от приступа лихорадки посреди малайских джунглей, он увидел страшный сон. Будто бы его несло по волнам в той лодке, в которой он очутился после кораблекрушения на пути из Бразилии, но вокруг него жались друг к другу не матросы, а орангутанги. Над их головами порхали орнитоптеры, а райская птица норовила сесть на корму. Очнулся он, когда вынырнувший из воды английский экономист Томас Мальтус, заглянув в лодку, воскликнул: «Что это тут у вас?! Да это настоящее перенаселение! У вас тут борьба не на жизнь, а на смерть!». Еще в Лондоне Уоллес ради интереса прочитал книгу Мальтуса о перенаселении, и запавшие в его подсознание слова «борьба за существование» теперь обрели смысл. Борьба, в результате которой производится… отбор. Наконец-то слово найдено!

Теперь Уоллес видел многочисленные подтверждения тому, что в природе идет жестокая борьба, в результате которой выживает сильнейший. Поняв это, Уоллес, в отличие от Дарвина, не стал откладывать дело в долгий ящик. Он тут же изложил на бумаге свои умозаключения о происхождении видов и отправил в Лондон.

Остается только удивляться хитросплетению обстоятельств. Не направь Уоллес письма непосредственно Дарвину, вполне возможно, что его выводы просто бы проигнорировали. Члены уважаемого Линнеевского общества отмахнулись бы от открытия безвестного исследователя, назвав его полной чушью. Сам Дарвин, не получи он очерк от соперника, может быть, так и не рискнул бы опубликовать свой труд.

Вернувшись в Англию в 1862 г., Уоллес сразу предложил великому ученому помощь. «Я ваш верный ученик, - сказал он. - Если вам нужны сведения по фауне и флоре Малайского архипелага, я в любой момент предоставлю вам все записи».

Уоллес и не думал претендовать на авторство, а его приверженность новой теории стала настолько сильной, что он даже умудрялся переспорить Дарвина и привести более четкие доводы. К примеру, он никак не хотел соглашаться с версией «полового отбора», полагая, что главной движущей силой эволюции является все-таки борьба за существование. «Да Уоллес еще больший дарвинист, чем сам Дарвин!» - смеялись ученые.

Дарвин и Уоллес не сошлись только в одном вопросе. Второй категорически отказывался признавать, что человек произошел от обезьяны. Откуда у дикаря такой большой мозг, если он живет в тех же условиях, что и животное? Нет, между человеком и животным - огромная пропасть, и здесь не обошлось без вмешательства Творца! Уоллес твердил: «Объясните мне, как у человека образовалась душа». «Дарвиновский адвокат» Хаксли ему отвечал: «Какая душа? Покажите мне ее».

Ирония судьбы в том, что Дарвин, сам того не ведая, некоторым образом опровергнул собственную теорию. Когда на его пути вдруг возник Уоллес, он мог бы, подобно представителям животного мира, затоптать соперника и выйти победителем. Средства для этого у него имелись. Но Дарвин этого не сделал. Почему? Ему не позволила совесть. Что такое совесть? В какой части тела она «обитает»? Может быть, в душе? Дарвин умер, не признав существование этой «непонятной субстанции». Два ученых так и остались каждый при своем мнении в вопросе о происхождении человека.

Уоллес, который в последние 20 лет жизни всерьез увлекался спиритизмом, однажды решил вызвать дух великого атеиста, чтобы продолжить с ним спор о происхождении человека. Дух Дарвина оказался сговорчивее его самого. После сеанса Уоллес радостно вбежал в кабинет Гукера и сообщил: «Он сказал мне, что я прав! Да-да, сам Дарвин! У человека есть душа, и она не поддается законам естественного отбора!». Скептическая ухмылка Гукера не смутила Уоллеса. Он был совершенно счастлив - наконец-то он и его кумир пришли к полному согласию.

No related links found