Станет ли Южная Осетия менее спорной территорией в случае переименования? Южная осетия возвращается в состав рф под новым названием Переименование осетии в аланию.

Во-первых, это выборы президента республики, намеченные на апрель 2017 года, во-вторых, референдум о присоединении к России, и в-третьих, референдум о переименовании государства. Пока нет никакой определенности по поводу того, когда будут проведены последние два мероприятия. Председатель парламента Анатолий Бибилов и президент Леонид Тибилов после ряда обсуждений пришли к тому, что плебисцит о присоединении к РФ должен состояться после выборов главы частично признанного государства.

Плоды грузинского влияния

А вот насчет переименования Южной Осетии известно еще меньше. Этот проект анонсировал Леонид Тибилов почти год назад. Во время общения с журналистами, он заявил, что переименование укажет миру на проблему разделенного народа, то есть на проблему осетин, вынужденных жить в двух разных государствах. «Я поручу соответствующим службам и сделаю предложение парламентариям рассмотреть этот вопрос. Весь мир должен знать, что есть проблема разделенного народа», — говорил в декабре прошлого года президент. Идея всем понравилось, и о ней стали толковать в обеих Осетиях. Практически ни у кого не было сомнений в итоге подобного референдума — народ единогласно проголосует «за».

В чем же причина такой уверенности? Дело в историческом и лингвистическом аспектах. Слово «Осетия» пришло в русский язык из грузинского, в котором территория, где проживали аланы (предки осетин Авт .) в период после монгольских завоеваний, называлась «Осети». «Название возникло в определенных обстоятельствах в связи с тем, что Алания по-грузински называется „Осети“, а аланы — „оси“, и сегодня, и две тысячи лет назад — совершенно одинаково. И эта грузинская традиция была перенесена в русскую официальную практику грузинскими эмигрантами в России, работавшими в российской администрации в качестве переводчиков, штатских и военных чинов», - говорит осетинский ученый, доктор исторических наук Руслан Бзаров . Попав в русский язык, это название распространилось и по всему миру. В среде осетинской интеллигенции достаточно давно идут споры по поводу «восстановления исторической справедливости», то есть по внедрению в широкое употребление слова «Алания» в качестве наименования для Осетии. В советское время никаких серьезных попыток в этом направлении не принималось. Такой практики вообще не существовало.

Впрочем, на местах часто возникали трения, связанные с политикой руководства Грузинской ССР, в состав которой входила Южная Осетия. Тбилиси придерживался агрессивных методов внедрения грузинского компонента в жизнь осетин. Так что разговоры об Алании в то время могли быть восприняты как антиправительственные.

Но времена изменились, и в результате геополитического шока, вызванного развалом СССР, Южная Осетия получила фактическую независимость, в ту пору, правда, никем не признанную. За суверенитет пришлось отплатить страшной ценой — республика стала по-настоящему независимой от Грузии лишь после войны 1991−1992 годов.

Безуспешные старания

На волне подъема самосознания в результате решительного разрыва с Грузией и начались разговоры о переименовании государства. При первом руководителе независимой Южной Осетии Торезе Кулумбегове идея не стала особо популярной, ибо военные действия хоть и перестали быть интенсивными, тем не менее, вяло продолжались, и любой незначительный инцидент мог дать старт очередному массовому кровопролитию. Но спустя некоторое время ситуация нормализовалась, и теперь руководство республики начало задумывать не только об обороноспособности своей страны, но и о прочих насущных вещах.

Высшая власть в стране перешла к Людвигу Чибирову , при нем и началась история с переименованием, которая по сей день не кончилась. Первые лица непризнанной страны все чаще стали обращать внимание на то, что государство следовало бы избавить от наименования грузинского происхождения. Североосетинские коллеги в этом направлении сделали первые шаги — добавили к былому названию своей республики слово «Алания». Одним из первых, кто на уровне парламента заговорил о необходимости последовать «братскому примеру» был политик Казбек Челехсаты , в ту пору входивший в состав высшего законодательного органа. В 90-е эту идею поддерживал и другой видный политический деятель Вячеслав Гобозов , который в настоящее время занимает пост заместителя руководителя администрации президента РЮО. «Я один из тех людей, которые добивались этого переименования еще со времен президентства Людвига Чибирова», — говорит Гобозов. Добивался и, как видно, продолжает добиваться. Но до недавнего времени все эти старания не имели эффекта — идея «заглохла» и начала потихоньку покрываться пылью в умах власть имущих. Пару раз некоторые силы пытались воскресить проект. Даже местное духовенство в 2003 году подключалось: выступило с посланием к народу. Но и священники оказались бессильны. Спустя десять лет известный в Осетии журналист Роберт Кулумбегов публикует материал, в котором призывает как можно скорее назвать Осетию Аланией. Статья резко критическая и заканчивается доводом, обосновывающим всю авторитетность его призыва: «Ведь название нашей страны должно иметь исторические корни, и мы должны нести самоназвание, а не быть калькой с документа, написанного каким-то посольским дьяком со слов грузинского эмигранта». Священники и пресса оказались бессильны. Кому же суждено сдвинуть все это с мертвой точки? Ответ простой — Леониду Тибилову.

Готовность замедленного действия

Его заявление, сделанное 28 декабря прошлого года, вдохновило многих вновь активизироваться на поприще этого ключевого топонимического вопроса. Позднее Тибилов, выступая 19 февраля 2016 года с посланием к народу и парламенту, подтвердил свои намерения инициировать процесс переименования государства. Таким образом, продублировав свой посыл, президент окончательно убедил всех в реальности проекта.

Вновь заговорил упомянутый Гобозов, который, как и все прочие, связывает переименование с восстановлением исторической справедливости. Но тут возник один вопрос — как именно назвать республику? Леонид Тибилов предлагал вариант, который составлен по аналогии с названием североосетинской республики — Южная Осетия-Алания. Прочие политики стали предлагать альтернативные наименования. Кто-то приводил в пример Государство Израиль и настаивал на правильности формулировки «Государство Алания». Иные и вовсе хотят обойтись без дополнения «Алания», вместо этого, по их мнению, лучше всего подходит самоназвание «Ирыстон».

Местные журналисты, поняв, что есть разногласия, организовали социальный опрос, предложив три варианта: Республика Алания, Республика Южная Алания и Республика Южная Осетия-Алания. Из почти трех тысяч опрошенных абсолютное большинство выбрало первый вариант — 61%, второе место досталось последнему варианту — 24,6%, оставшиеся предпочли второе название.

В общем, народ был готов к тому, чтоб голосовать по-настоящему. Но после столь громких заявлений президент вдруг перестал демонстрировать свое участие в проекте. Он говорил о том, что событие должно состояться в ближайшее время, то есть в 2016 году, но не заладилось. Леонид Тибилов, по всей видимости, ушел с головой в другие дела. Он перестал говорить об этом, а на соответствующие вопросы давал уклончивые ответы, лишенные всякой конкретики. Так в начале августа он посетил лагерь для школьников и учащихся ВУЗов «Алания-2016». Во время встречи со студентами ему был задан вопрос — когда же все-таки переименуем страну? Леонид Харитонович ответил — работа идет, подготавливаемся. И все.

Многих эта медлительность не устраивает. Вячеслав Гобозов утверждает, что откладывать процедуру никак нельзя — историческая справедливость и «эмоциональный импульс», который должно получить население будут очень полезны для страны.

Ожидания патриотов легко объяснимы, тем не менее, нужно с пониманием отнестись к доводам президента Тибилова. Переименование не является вопросом исключительно внутриполитическим. Северную Осетию эта процедура тоже коснется. Если частично признанное государство выберет для себя название, в котором будет совсем отсутствовать «грузинское влияние», то это поставит вопрос переименования и перед североосетинскими законодателями. Раз нет Южной Осетии, то значит не должно быть и Северной. Проблема разделенного народа не будет уже на политической карте вырисовываться так четко. А ведь в своем время во Владикавказе первые лица республики именно по этой причине сохранили словосочетание «Северная Осетия» перед новым названием «Алания». Леонид Тибилов понимает все это, потому-то он и предложил вариант «Южная Осетия-Алания» — в таком случае не возникнет никаких спорных моментов, и владикавказские коллеги не будут вынуждены ломать голову над тем, как выправить ситуацию.

Но предварительные опросы показывают, что население предпочитает называть свою страну Республика Алания. Что же остается Тибилову? Искать политические решения, вот поэтому он и тянет. Впрочем, есть информация, что соответствующий референдум может пройти параллельно с предстоящими выборами президента, но вопрос, который будет поставлен перед населением, по-прежнему не сформулирован.

Власти Южной Осетии хотят переименовать эту самопровозглашенную республику в ответ на действия соседней кавказской народности в рамках спора по поводу истории региона. Некоторые в Южной Осетии также надеются, что переименование поможет ускорить присоединение к Российской Федерации.

В ноябре де-факто президент Южной Осетии Леонид Тибилов объявил о формировании политического совета для решения вопроса о переименовании республики в Аланию в честь одноименного государства, существовавшего на Кавказе в средние века.

У Южной Осетии, казалось бы, есть более насущные проблемы. Сельское хозяйство, традиционно составляющее основу экономики региона, пришло в упадок, и большинство жителей трудятся в государственных учреждениях, а зарплату им платят за счет бюджета покровителя региона — России. Население Южной Осетии, составляющее, по официальным данным, 50 тысяч человек, изолировано и отрезано от Грузии — частью территории которой, с точки зрения большинства стран мира, Южная Осетия по-прежнему является — растущим забором на границе.

Но пока обо всем этом забыли, т.к. внимание общественности переключилось на конфликт между осетинами и несколькими соседними народностями по поводу того, кто из них имеет право называть себя истинными потомками Алании, государства, существовавшего в регионе в VIII-XIII веках. На пике своего могущества в X веке Алания контролировала большую часть Северного Кавказа и являлась «первым и единственным организованным коренными жителями политическим образованием на Северном Кавказе до монгольского нашествия», написал историк Виктор Шнирельман, «в связи с чем аланская идентичность придает обладателю престиж носителя более высокой культуры и «цивилизатора».

Контекст

Москва сжимает хватку в Южной Осетии

Le Figaro 07.04.2016

На границе Южной Осетии пять лет спустя после войны

Le Monde 29.10.2013

5 лет назад произошла Пятидневная война в Южной Осетии

ИноСМИ 08.08.2013

Грузия возмущена колючей проволокой в Южной Осетии

Русская служба BBC 29.05.2013 Этот престиж объясняет стремление многих северокавказских народностей считать себя преемниками аланского наследия. Наиболее активно на аланское происхождение претендуют осетины, разделенные ныне на два образования — Северную Осетию в составе России и Южную Осетию, считающуюся большинством стран мира частью Грузии. Северная Осетия была в 1994 году переименована в Северную Осетию-Аланию. На территории обеих Осетий в честь Алании названо множество супермаркетов, гостиниц, танцевальных ансамблей и пр.

Другие народности Северного Кавказа, в частности чеченцы и карачаевцы, также предпринимали попытки связать свою историю с Аланией. Но самыми агрессивными конкурентами осетин за аланское наследие являются ингуши. Республика Ингушетия, расположенная к востоку от Северной Осетии, в 1995 году основала новую столицу, назвав ее Магас в часть столицы древней Алании. А в прошлом году власти Ингушетии возвели церемониальную арку «Аланские ворота» на въезде в Магас.

Реакция обеих Осетий не заставила себя ждать. «Естественно, это событие не могло остаться незамеченным в Осетии. Прекрасно осознавая, что акция носит политический, но никак не исторический и тем более научный характер, тем не менее, наверное, стоит ее прокомментировать — сказал первый президент Южной Осетии Людвиг Чибиров в интервью одной североосетинской газете. — К великому сожалению, переписывание, переделывание исторических фактов «под себя», императивность и агрессивный, наступательный дилетантизм набирают все более высокие темпы, как выясняется, не только в тиражируемых публикациях, но и в данном сооружении».

Через неделю после открытия арки де-факто президент Южной Осетии Леонид Тибилов предложил переименовать эту самопровозглашенную республику. «Многие народы хотели бы переиначить свою и присвоить чужую историю. В Южной Осетии были удивлены тем, что в Ингушетии построили «Аланские ворота», поскольку весь мир знает, что осетины — потомки скифов и алан, и мы никому не позволим присваивать нашу историю», — заявил он.

Тибилов также намекнул, что переименование поможет процессу объединения двух Осетий. «Придет тот исторический момент, когда две части Осетии воссоединятся, и единая Осетия снова войдет в состав Российской Федерации», — сказал он.

Россия оказывала Южной Осетии финансовую и военную помощь с момента отделения последней от Грузии после гражданской войны в 1991-1992 гг. В результате второй войны с Грузией в 2008 году Россия признала Южную Осетию независимым государством и намекнула на возможность вступления ее в РФ.

В феврале Тибилов объявил о проведении в 2016 году референдума о присоединении к России, но затем заявил о переносе его на неопределенный срок. В отличие от Крыма, с большой помпой аннексированного Россией в 2014 году, Москва относится к возможности вхождения Южной Осетии в РФ с гораздо большей осторожностью. В апреле президент России Владимир Путин сообщил, что обсуждал этот вопрос с Тибиловым, но Москва пока «не рассматривает» такую возможность. Между тем Грузия продолжает считать Южную Осетию частью своей территории.

Хотя процесс интеграции в РФ застопорился, вопрос о переименовании по-прежнему стоит на повестке дня. Пока не ясно, каким будет новое название республики. Совет рассматривает несколько вариантов, включая такие как Южная Осетия-Алания, Республика Алания, просто Алания и пр. Все эти варианты предполагается вынести на голосование на референдуме, сообщил EurasiaNet.org правительственный источник на условиях анонимности. По словам того же источника, дата референдума пока не определена.

Общественность поддерживает идею о переименовании, но нет согласия относительно нового названия. Некоторые жители поддерживают вариант Южная Алания и удаление из названия слова «Осетия», считая, что оно происходит от грузинского названия этого народа. Прочие предлагают назвать страну Ирыстон, т.к. именно так называется республика на осетинском языке.

«Я поддерживаю переименование республики в Аланию. Честно говоря, я даже затрудняюсь ответить, существуют ли противники этого процесса. Я таких не знаю, — сказал EurasiaNet.org экономист из столицы Южной Осетии Цхинвали Вячеслав Джабиев. — Главное для меня, чтобы в названии не убрали слово «Осетия». То есть, не Республика Южная Алания, а Республика Южная Осетия—Алания».

Но не все придерживаются данной точки зрения. «Я против переименования, потому что, во-первых, нельзя переименовывать целую страну в ответ на чьи-то неправильные действия, — сказала EurasiaNet.org местный политолог Дина Алборова. — Во-вторых, у нас слишком много других проблем, которые требуют финансовых затрат. Ведь переименование республики будет связано с большими расходами: это изменение официальных документов, переиздание учебников, паспортов и т.д.» Но если переименование все-таки произойдет, она является сторонником другого варианта. «На севере уже есть Алания, — отметила Алборова. — Если говорить о переименовании, то пусть изменят название на Ирыстон, Ир. Потому что мы всегда называли свою страну Ир, Ирыстон, а себя называли ирон, а не алан!».

9 апреля одновременно с выборами президента в Южной Осетии пройдет референдум о "возвращении республике исторического названия". Помимо действующего наименования республике предлагается дать еще одно, равнозначное — "Государство Алания". Глава республики Леонид Тибилов заявляет, что переименование "создаст условия и предпосылки" для вхождения республики в состав РФ. Настроения в Южной Осетии накануне дня голосования изучала корреспондент "Ъ" НАТАЛЬЯ КОРЧЕНКОВА.


Южная Осетия уже третье десятилетие живет с неопределенным правовым статусом. Ее независимость кроме России пока признали только Никарагуа, Венесуэла и тихоокеанские острова Науру и Тувалу (а также другие непризнанные и частично признанные республики, в том числе Абхазия, Приднестровье, ЛНР и ДНР). У Южной Осетии даже есть посол в Никарагуа и Венесуэле. Правда, в целях экономии дипмиссия базируется в столице республики Цхинвали, которую здесь называют "Цхинвал" — на осетинский манер. Бюджет республики в основном состоит из финансовой помощи России (см. справку).

Одновременно с президентскими выборами в Южной Осетии пройдет референдум о возвращении стране "исторического названия" — Алания. Леонид Тибилов заявил, что переименование "создаст условия и предпосылки для вхождения "Единой Алании" в состав РФ". Президент Грузии Георгий Маргвелашвили назвал это "очередным шагом к последующей аннексии оккупированных территорий".

Частично признанный кандидат


Спустя восемь с половиной лет после "пятидневной войны" дома, напоминающие о боях — изрешеченные снарядами, с пробитыми фасадами или вовсе разрушенные,— здесь не редкость. Цхинвальский универмаг, сгоревший в августе 2008 года, так и не восстановили. Зато строится Госдрамтеатр, в кафе "Винченцо" можно подключиться к бесплатному вайфаю, а мигающая разноцветными огоньками реклама приглашает зайти в клуб "Адреналин" на улице Сталина.

Кандидатами в президенты зарегистрированы трое: действующий глава Леонид Тибилов, глава южноосетинского парламента, генерал-лейтенант Анатолий Бибилов и сотрудник КГБ республики Алан Гаглоев. Эдуарду Кокойты, руководившему Южной Осетией в 2001-2011 годах, в регистрации отказано. Центризбирком (ЦИК), а затем и Верховный суд республики сочли, что его кандидатура не соответствует цензу оседлости. Это требование введено еще в 2001 году: кандидатом в президенты мог стать только человек, постоянно проживавший на территории Южной Осетии в течение десяти лет. При Эдуарде Кокойты было внесено уточнение: "последние десять лет". Теперь почти ежедневно сторонники господина Кокойты собираются на митинги с требованием восстановить его регистрацию и отправить власть в отставку: по данным сторонников экс-президента, на митинги приходит в среднем 3 тыс. участников. По данным администрации республики, на улицу выходит в десять раз меньше людей. Но сотрудники правоохранительных органов все равно на всякий случай стерегут центр города при поддержке автозаков.

Будним днем в штабе господина Кокойты собрание сторонников — пришло не меньше полутора сотен человек. Лидер появляется под одобрительные возгласы и аплодисменты, призывает "не опускать руки": по его данным, "в Москве идут серьезные консультации" о "равных условиях" для всех выдвинувшихся кандидатов. Эдуард Кокойты заверяет "Ъ", что протесты будут исключительно мирными: "Наша задача — не допустить обострения противостояния, где и с одной, и с другой стороны люди, которые защищали Южную Осетию, добились признания ее независимости. Эти люди имеют за спиной боевой опыт, и я бы не хотел, чтоб они применяли этот опыт сейчас". Отказ в регистрации он называет "беспрецедентным". Например, в качестве доказательства несоответствия цензу оседлости суду представили "сфальсифицированные журналы" о пересечении границы. "Наши пограничники же не в белых перчаточках ходят. А тут бумага белая-белая. У журнала, который якобы год пролежал на посту в горах",— рассказывает экс-президент. К тому же, добавляет он, регистрация въезжающих в республику фактически не ведется. Эдуард Кокойты говорит, что "меньше занимался" общественно-политической жизнью "по договоренности с администрацией" Южной Осетии: "Это расценили, будто Эдуарда Джабеевича нет в республике".

Экс-президент упорно добивается встречи со своим преемником: Леонид Тибилов якобы обещал встретиться, но "наутро отказался от своих слов". Кроме того, господин Тибилов скрыл в предвыборной декларации автомобиль "Шевроле Нива", утверждает господин Кокойты, да и вообще "полностью подконтролен тем внешним силам, которые хотят лишить народ Южной Осетии права выбора". Эдуард Кокойты признает, что имеет в виду помощника президента РФ Владислава Суркова: "Он полностью провалил и проваливает поручения президента (Владимира Путина.— "Ъ" ) на всех направлениях. Донецк, Луганск, Абхазия, Южная Осетия — скажите, где спокойно, где стабильно?"

На митингах в поддержку Леонида Тибилова Эдуарда Кокойты просят "не мешать развитию и стабильности". В беседе с "Ъ" глава Южной Осетии отмечает, что "автором формулировки" (об обязательном проживании в республике "последние десять лет") является сам Эдуард Кокойты. "Судебное решение окончательное и, понятное дело, изменять его никто не будет",— подчеркивает президент, а встретиться с оппонентом он мог бы, если бы тот перестал "митинговать и нарушать общественный покой". "Прилагаю максимум усилий, чтобы в обществе не было напряженности",— подчеркивает Леонид Тибилов.

Референдум на российской территории


6 февраля Леонид Тибилов подписал указ о проведении в Южной Осетии референдума — голосование будет организовано в один день с президентскими выборами "в целях экономии", пояснил он "Ъ". Предлагается утвердить для республики второе, равнозначное название — "Государство Алания". Входящая в состав России Северная Осетия добавила к своему названию "Алания" в январе 1995 года.

Переименование принципиально важно для осетин, которые считают себя потомками древних алан. "Появившись еще в I веке н.э., к X веку так называемое Аланское раннефеодальное государство было уже довольно крупным государственным объединением. В него тогда входили все народы Северного Кавказа, население насчитывало 2 млн человек. Но после нашествия татаро-монголов Алания как таковая исчезла",— рассказывает "Ъ" первый президент Южной Осетии, главный научный сотрудник Отдела культурной антропологии южных осетин Владикавказского научного центра РАН Людвиг Чибиров.

К попыткам других народов назвать себя аланами здесь относятся ревниво. Когда в начале марта 2017 года в интернете появилась петиция о "переименовании Ингушетии в Аланию", во Владикавказе в знак протеста собрался митинг. В отсутствии таких планов протестующих пришлось убеждать главам обеих республик. "Люди, которые могут элементарно писать или читать,— все они стали сегодня историками",— возмущается Людвиг Чибиров. Он поддерживает переименование Южной Осетии: "У нас общие история, язык, культура, а общее название еще больше сблизит нас как единое этническое целое. Объединение с Россией — это вековая мечта нашего народа". В Северной Осетии не возражают, чтобы жители юга получили аналогичное название, подтверждает член комитета по национальной политике североосетинского парламента Виталий Чельдиев ("Патриоты России"): осетины на севере и на юге — "единый народ", который просто живет по разные стороны Главного Кавказского хребта.

Проголосовать на выборах и референдуме обладатели южноосетинских паспортов смогут также в консульствах в Абхазии, Москве и в Северной Осетии, где живет немало выходцев с юга. По официальным данным, численность населения Южной Осетии — около 53 тыс. человек. Но фактически в ней живут 35-37 тыс., признают собеседники "Ъ" в республике: многие перебрались во Владикавказ и другие города России, еще больше могли незаконно получить южноосетинские паспорта. После развернувшейся в начале 2017 года дискуссии о незаконной выдаче документов в КГБ Южной Осетии заявили, что "при прежней власти было похищено более 10 тыс. бланков паспортов", но все эти паспорта "находятся в розыске".

В Северной Осетии планировалось открыть два избирательных участка (оба в консульстве Южной Осетии), но в начале марта ЦИК Южной Осетии заявил об открытии третьего — в Пригородном районе. Леонид Тибилов одобряет это решение: "Была масса обращений со стороны жителей Северной Осетии. Лишать их права голосовать было бы против закона".

В кабинете Анатолия Бибилова в офисе его партии "Единая Осетия" — портрет Сергея Шойгу, написанный маслом. Кандидат рассказывает "Ъ", что дополнительный участок решили открыть уже после истечения законных сроков. "У нас есть консульство. Зачем открывать участок где-то еще? Абсолютно незаконно налево-направо раздают паспорта республики, которые многим соотечественникам нужны для того, чтоб оформить машину в Южной Осетии (растаможить автомобиль в республике стоит в разы дешевле, чем в РФ.— "Ъ" )",— объясняет кандидат. Но люди, которые "не живут в республике, не занимаются решением ее проблем", "не должны иметь право выбирать ее президента".

Политтехнолог, работавший на южноосетинских выборах, рассказал "Ъ", что главное поле для "административного ресурса и махинаций" — в Северной Осетии, где участки хуже контролируются наблюдателями. "В паспорта Южной Осетии ставятся отметки о голосовании. Но человек сможет, например, проголосовать на севере и, не получив эту отметку, в тот же день поехать голосовать повторно на юг (это три-четыре часа езды.— "Ъ" )",— рассуждает собеседник "Ъ". При этом Анатолий Бибилов, отмечает технолог, ведет активную кампанию. Спустя пару дней после встречи Леонида Тибилова с Владимиром Путиным, он встретился с главой Совета федерации Валентиной Матвиенко.

На предвыборную встречу с Анатолием Бибиловым в Цхинвали приходят несколько сотен его сторонников. Над толпой развеваются флаги "Единой Алании" — молодежного движения, поддерживающего кандидата. На осетинском языке кандидат призывает "не разделять людей в преддверии выборов на тибиловцев, бибиловцев и кокойтовцев": "Нам надо сплотиться и смело, с огромной любовью к Родине и своему народу показать достойный пример подрастающему поколению!" После митинга участники собираются в круг и исполняют народный танец хонга.

Не все в Южной Осетии согласны, что переименование в «Государство Алания» поможет объединиться под одним флагом с Северной Осетией

"Развлечений, кроме выборов, в республике практически нет"


За то, что Южная Осетия должна стать частью России, в республике выступают все без исключения. Но не все согласны, что переименование этому способствует. Анатолий Бибилов считает, что в новом названии не должно быть слова "государство". "Люди не разделяют Южную и Северную Осетию и хотят, чтобы наша республика называлась аналогично: "Южная Осетия — Алания". Мы всегда говорим, что мы разделенный народ, и эту разделенность мы должны показывать даже в названиях наших республик",— поясняет кандидат. Он убежден, что это будет мешать потенциальному вхождению в состав России: "Что будет делать государство в государстве? В РФ нет такого субъекта, который бы назывался "государство Чечня" или "государство Кабардино-Балкария", значит, не может быть и государства Алания. Это ведь референдум. Дайте возможность выбора народу!"

Леонид Тибилов заверяет, что формулировка "Государство Алания" не помешает "вхождению республики в состав России при принятии такого решения в РФ". "Лично я в самом начале считал, что нужно назвать республику идентично Северной Осетии",— говорит он. Но потом "вопрос изучили историки и правоведы" и пришли к выводу, что после исчезновения государства Алания "вот уже 600 лет как мы потеряли свою государственность". Эдуард Кокойты и вовсе считает, что у республики должно остаться одно название "Государство Алания", а в паспортах нужно указывать национальность "алан" или "аланка": "Не надо делать половинчатых шагов".

Фактически референдум призван обеспечить высокую явку, а заодно может добавить популярности его формальному инициатору Леониду Тибилову, говорят собеседники "Ъ" в Южной Осетии. Это хороший предвыборный ход, потому что жители тему интеграции с Россией "ассоциируют с безопасностью", отмечает Виталий Чельдиев. Уровень политического участия в республике и так довольно высок. Например, президентские выборы в 2011 году проходили в два тура и завершились протестами и назначением повторных выборов. Новые выборы главы в апреле 2012 года также проходили в два тура, в обоих явка превысила 70%. Политтехнолог, работавший в Южной Осетии, говорит, что "народ хорошо воспринимает выборы, потому что им не хватает экшена — других развлечений в республике практически нет": "Менталитет у людей там напоминает о 90-х, когда многие в России пребывали в эйфории в ожидании перемен и свято верили политикам".

"Я им говорю: перестаньте праздновать, начните работать"


Собеседники "Ъ", близкие к руководству Южной Осетии, не сомневаются, что вопрос вхождения республики в Россию будет отложен: России не нужны ни напряженность на Северном Кавказе, ни новые экономические санкции. В республике и так используются рубли, большинство населения имеет российские паспорта и, соответственно, право голосовать на российских выборах, а южноосетинские воинские подразделения смогут входить в состав Вооруженных сил России (Владимир Путин одобрил соответствующее соглашение 14 марта).

Первый зампред парламента Северной Осетии единоросс Станислав Кесаев полагает, что России работать с Южной Осетией как с партнером выгоднее, чем как с "субъектом в своем составе". Россия решает в республике свои стратегические вопросы, в том числе размещает там военную базу. "Если к моим границам в Прибалтике подходят натовцы совсем близко, так, что в Ивангород заглядывают, то почему Россия не может вот так заглянуть в город Гори — стратегический пункт Грузии?" — рассуждает он. К тому же если между регионами РФ бюджет распределяется по принципу "я у тебя сначала забираю, а потом сверху вниз посыпаю, как сорока-белобока", то перед "стратегическим партнером" нет прямого обязательства: можно оценить, "в состоянии он себя кормить или нет", говорит парламентарий.

Граница республики с Россией и так "достаточно символична", и ничего не мешает ей развиваться и сейчас, отмечает господин Кесаев: "Я им говорю: ребята, перестаньте праздновать, начните работать. Несчастье всех этих маленьких "банановых республик" в том, что сколько бы денег в них ни вкладывали, эти деньги уходят неизвестно куда". Анатолий Бибилов говорит, что "помощь от России большая", а в республике "коэффициента полезного действия до сих пор нет": инвестпрограмму по развитию республики видно "только в статьях бюджета". "Мне могут сказать — вот мы же театр строим, школы, детские сады,— поясняет он.— Да, мы строим, а завтра мы снова будем обращаться к России: уважаемые наши братья, помогите нам, мы не можем содержать эти здания, помогите нам еще деньгами. Но осетины никогда не были людьми, которые просят милостыню".

"Если сравнить, что было в 2008 году и что мы имеем сегодня,— это две большие разницы,— возражает Леонид Тибилов.— Мы практически завершили восстановительный процесс, а это был непростой вопрос. Сегодня мы работаем над составлением новой программы на 2018-2019 годы".

Господин Тибилов уверен, что как только Россия "будет готова принять Южную Осетию в свое пространство", в республике "получат соответствующий сигнал": "Пока мы не хотели бы давать политическую нагрузку нашему стратегическому партнеру". На вопрос "Ъ", не обижаются ли в республике на то, что Крым стал частью России сразу после референдума, Леонид Тибилов ответил: "Нам абсолютно не обидно, мы рады за наших друзей. Братский народ Крыма нашел свое пристанище".

Леонид Тибилов подчеркивает, что результаты референдума 1992 года, когда за "воссоединение с Россией" проголосовали 99,89% при явке 96,9%, "никто не отменял". Но Анатолий Бибилов убежден, что желание войти в состав России нужно закрепить новым референдумом: "В 2006 году проходил другой референдум — о независимом развитии республики Южная Осетия,— который нивелировал результаты референдума 1992 года". По его словам, "если вы не постучались в дверь, вам эту дверь никто не откроет". "Между мной и президентом есть договоренность, что такой референдум состоится после президентских выборов в 2017 году. Получается, что мы его должны провести буквально в течение ближайших девяти месяцев",— говорит господин Бибилов.

В ходе прямой линии в апреле 2016 года Владимир Путин заявлял, что если "народ Южной Осетии хочет проведения такого референдума", то "мы не можем... этому противиться": "Но мы пока не знаем, что будет положено в основу этого референдума, как будут сформулированы вопросы в окончательном виде,— в зависимости от этого будем дальше думать". После встречи господина Путина и Леонида Тибилова 21 марта 2017 года тема вхождения Южной Осетии в состав России в их заявлениях не звучала.

Власти Южной Осетии пытаются переименовать ее в Аланию, играя на пророссийских настроениях, хотя территория республики в исторические границы Алании не входила, рассказали "Кавказскому узлу" кавказоведы. Они считают, что прямыми потомками алан являются осетины, а претензии на аланское наследие со стороны ингушских и чеченских исследователей назвали малообоснованными.

Как писал "Кавказский узел" , 28 декабря 2015 года президент Южной Осетии Леонид Тибилов предложил переименовать ее в Аланию. В ноябре 2016 года в администрации Тибилова заявили о многочисленных обращениях местных жителей, выступающих в поддержку этой идеи. Референдум по вопросу переименования Южной Осетии в Государство Алания назначен на 9 апреля и состоится в один день с президентскими выборами.

О границах древней Алании

Опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" кавказоведы и историки сошлись на том, что исторические границы Алании проходили по современным территориям юга России, не затрагивая Южную Осетию.

Исторический ареал расселения алан приходился на Центральный Кавказ, современные Карачаево-Черкесию и Северную Осетию, где "сохранились древние храмы и иные свидетельства присутствия алан", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов .

Доцент Высшей школы экономики Андрей Виноградов в свою очередь описал границы исторической Алании так: "они проходили по югу Краснодарского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, югу Ставрополья, Северной Осетии и, вероятно, части Ингушетии".

Однако в точности настоящие границы исторической Алании отобразить невозможно, считает заведующий отделом народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН, профессор МГУ Сергей Арутюнов .

"В труде "Осетины" (Б. Калоев, Наука, 2004) есть более или менее достоверные карты исторической Алании. Настоящей карты, которая была бы создана во времена, когда существовала Алания, никто не рисовал, а границы проводят по археологическим данным. Некоторые северную границу проводят по реке Дон, и для этого есть основания. В периоды наибольшего распространения аланы контролировали частично территорию в бассейне реки Дон. "Дон" – это и есть слово, обозначающее реку в современном осетинском языке и, безусловно, и в скифском, и в аланском языках река вообще звучала как "дон", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Арутюнов.

По мнению Ахмета Ярлыкапова, инициатива с переименованием Южной Осетии в Аланию связана с надеждами руководителей республики войти в состав России.

"Я думаю, что хочется унифицировать название двух осетинских республик и таким образом в очередной раз подчеркнуть, что это фактически одна республика, один народ, и они должны быть в составе России. Я не уверен, что в России от этой идеи в восторге, и не уверен, что есть прямые указания из Москвы. Скорее, это внутренние надежды, а настроения известны: большинство населения хотело бы быть в составе РФ", – констатировал ученый.

Андрей Виноградов в свою очередь связал эту инициативу с попыткой переформатировать границы исторической Алании.

"Не углубляюсь в южноосетинскую политику, но очевидной целью мне представляется желание отождествить эту территорию как издревле принадлежащую аланам, что не подтверждается источниками. Более того, южноосетинские исследователи, работавшие над этим вопросом, например, Тогошвили, прямо говорят о том, что осетины появляются на территории современной Южной Осетии не ранее XIII века", – отметил Виноградов.

5 марта владикавказская молодежь вышла на митинг против инициативы переименования Ингушетии . Это произошло после того, как н а платформе Change.org была опубликована петиция жителя Санкт-Петербурга Алихана Цороева с призывом "Переименовать нынешнюю Республику Ингушетия в Республику Алания", которая на данный момент собрала 2 018 подписей. Власти Ингушетии и Северной Осетии заявили, что никакой речи о переименовании не ведется. Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров потребовал найти организаторов митинга , при этом сам он присутствовал на акции - по официальной версии, чтобы не допустить эскалации.

Главным свидетельством принадлежности этноса к аланам является язык

Историческая наука в целом довольно однозначно относит осетин к потомкам алан, считают кавказоведы.

"Предположения, что осетины являются потомками алан, основаны на языке. Это восточно-иранский язык, а аланы были ираноязычными. Потому осетины являются их прямыми потомками", – сказал Ахмет Ярлыкапов.

Вместе с тем, по его словам, споров вокруг этого вопроса остается много, и "есть масса иных предположений".

Андрей Виноградов отнес южных осетин к "переселенцам с Северного Кавказа на территории Грузию", куда они прибыли "по приглашению грузинских царей в XIII веке, после монгольского нашествия".

"Что касается северных осетин, то они сближаются с аланами прежде всего по языку, потому что они сохранили иранский язык алан", – подтвердил он.

Об этом можно судить, в частности, по Надписи Зеленчукской (X век) и по пометам в одной рукописи, которая хранится в Санкт-Петербурге.

"Что касается религии, то часть осетин сохранила христианство, а часть перешла в ислам, как и другие кавказские народы. Что касается антропологии и генетики, то осетины являются такими же потомками алан, как балкарцы и карачаевцы", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Виноградов.

Вопрос языка, на котором говорили аланы, остается дискуссионным, подчеркнул Сергей Арутюнов.

"Конечно, бесспорно, что наибольшая часть алан говорила на языке восточно-иранской группы, хотя это и не восток, а, скорее, северо-запад по отношению к Ирану, и эти языки родственны нынешнему осетинскому. Они распространены на востоке иранского ареала, на этом языке говорят памирские народы, ягнобцы в Таджикистане; это и древний скифский язык. На них говорили скифы, сарматы, аланы и современные осетины. Можно считать, что современный осетинский язык, иронский и дигорский диалекты ближе всего к этим языкам древних народов, хотя не абсолютно идентичны, потому что со временем языки менялись, распадались на диалекты", – пояснил Арутюнов.

Ученый также допускает, что часть алан говорила на тюркском языке.

"Некоторые утверждают, что в основном скифы говорили на тюркском, но это преувеличение, однако часть могла говорить, это вполне возможно. Очень часто значение этого преувеличивается. Тюркские ученые, которые сами говорят на тюркском, в особенности балкарские, карачаевские ученые на Кавказе, склонны приписывать алан в основном к тюркам", – отметил исследователь.

После публикации петиции о переименовании Ингушетии в Аланию на платформе Change.org появилась еще одна п етиция – с требованием переименовать Республику Северная Осетия-Алания в Республику Алания. "Пора скинуть это чуждое имя – "осетины" и обрести свое истинное имя – "аланы". Попытки переименования Осетии в Аланию предпринимались с 1992 года, но мы должны стать тем поколением, которое завершит это святое дело и положит конец историческим недоразумениям", – написал автор петиции , собравшей на данный момент 6 337 подписей.

Ингуши стали одними из многочисленных наследников аланской культуры

В культурном плане ингуши безусловно унаследовали обычаи алан, считает Сергей Арутюнов.

"Культурное наследие алан ингуши в какой-то степени хранят и сегодня. Да, в культурном отношении все народы Северного Кавказа так или иначе унаследовали кое-что от алан", – рассказал он.

Вместе с тем, по его словам, не меньше унаследовали народы Западной Европы.

"Во Франции 30 городов имеют в своем названии корень "алан", самый крупный – Алансон. Слово "Каталония" хранит в себе название готов и алан. Аланское присутствие было и в Северной Африке. Есть ученые, которые видят аланское наследие наряду с кельтским в легенде о рыцарях круглого стола и короле Артуре, и это не фантазии, это серьезные научные изыскания. Аланы оставили свой след не только на Кавказе, где непосредственными их потомками являются осетины", – подчеркнул исследователь.

По оценке Арутюнова, название "Республика Северная Осетия-Алания" – это "не спекуляция, а действительное отражение исторического факта". После разгрома монголами "Великой Алании", единственно уцелевший ее осколок сохранился именно в Северной Осетии, пояснил он.

"Кроме того, аланы также были известны под именем "ассы" или "яссы". В древнерусских источниках вы найдете лишь слово "яссы, ясыня", имеются в виду, конечно, аланы. И "Ясшаг" – область, населенная аланами, до сих пор имеется в Венгрии, хотя языка там никто уже не помнит", – отметил он.

Арутюнов уточнил, что в эпоху позднего Средневековья близкий к осетинскому язык еще звучал среди части населения Венгрии.

"И я бы сказал, что вся европейская, рыцарская традиция вооружения и обычаи во многом восходят к аланским воинским традициям", – добавил он.

Что касается народов, населяющих Северный Кавказ и Закавказье, то, например, у абхазов осталась такая частица аланского наследия, как Нартский эпос.

"Это, скорее, сказки, чем эпос. Но то, что Нартский эпос был одним из столпов аланской культуры, – это несомненно. У черкесов, кабардинцев он сохранился не в меньшей мере, отчасти он есть даже у чеченцев. Северный Кавказ – это очень пестрая в отношении языков территория, но культура в общем – это национальные вариации в целом очень общей, мощной культуры, в значительной степени продолжающей аланский путь", – пояснил Арутюнов.

Притязание на аланское наследие для любого региона является вопросом причастности к великой истории, считает Андрей Виноградов.

"Аланы были одним из самых могущественных народов на Северном Кавказе в средние века, и их имя – это знак престижа, так как они оказали культурное воздействие на все народы Северного Кавказа, в том числе благодаря Нартскому эпосу, усвоенному не только аланскими народами Северного Кавказа", – отметил исследователь.

В ходе своего тысячелетнего обитания на Северном Кавказе, продолжил он, аланы неизбежно включили в себя и часть нахских племен: чеченцев, ингушей, кистинцев.

"Они их покорили, и нахская составляющая у них присутствовала. Мы знаем, что на территории Ингушетии встречаются погребения, приписываемые аланам, хотя материальная культура далеко не всегда связана с этнической идентичностью", – отметил Андрей Виноградов.

Он полагает, что в действиях ингушского руководства усматривается желание претендовать на престижное имя алан, как это случилось "со строительством нового города Магас, в то время когда месторасположение древнего Магаса неизвестно".

Современный Магас строился с 1996 по 1998 год. По решению первого президента республики Руслана Аушева город на месте столицы средневековой Алании был возведен специально для того, чтобы стать вместо Назрани новой столицей Ингушетии.

Язык и архитектура ингушей не имеют прямой связи с аланскими

Ингуши, по мнению Сергея Арутюнова, вряд ли могут претендовать на Северном Кавказе на наследие алан.

"Ингуши говорят на одном из нахско-дагестанских языков, а на этих языках говорят коренные народы Дагестана, кроме кумыков и ногайцев, чеченцы и ингуши. Очевидно, им родственны урарту-хурикские языки, и остались на нем клинописные надписи. Опять-таки, степень близости чеченского и урартского очень часто преувеличивается в политических целях, но близость, родство – несомненно есть. Однако это совсем другая группа языков, с другим строем, идеологией, с иной системой мышления, отражающейся в языке", – сказал Арутюнов.

Историк называет "околонаучными" попытки трактовать встречающиеся аланские надписи на одном из нахских языков.

"Есть некоторые чеченские ученые, которые пытаются дошедшие до нас от аланского языка малочисленные надписи трактовать как надписи на одном из нахских языков или языке, близком к нахским. Однако у этого нет научных оснований", – подчеркнул он.

При всей фрагментарности этих надписей нет сомнения, что они написаны на языке, близком к современному осетинскому и таким образом, относящимся к восточно-иранской группе языков, уверен Арутюнов.

"Серьезные лингвисты этим не занимаются. И здесь, скорее, речь об околонаучных авторах, пытающихся политические спекуляции обосновать лингвистическими данными. Так, скажем, с какими только языками не увязывали шумерский язык, но это не научные, а околонаучные спекуляции", – заключил Сергей Арутюнов.

Архитектурные свидетельства также говорят об ином, не аланском происхождении храмов на территории современной Ингушетии, считает Андрей Виноградов.

"Аланы вобрали в себя часть нахского населения, и на территории Ингушетии встречаются аланские могильники. Однако если мы посмотрим даже на христианство на территории Ингушетии, оно совсем не такое, какое у алан, принявших его от Византии через Абхазию, а совсем другого типа, что особенно проявляется в архитектуре, которая пришла с территории Грузии", – указал Виноградов.

Напомним, власти Грузии уже выступили против переименования Южной Осетии , расценив проведение референдума в республике как покушение на государственный суверенитет Грузии.

Много читаю статей и комментариев о том, что мы Аланы! Надо переименовать себя в Аланов, а государство - в Аланию!
Но помимо этого я читаю комментарии и к другим статьям, где те же Аланы опускаются до оскорблений, мата и ругательств в отношении друг друга. Порой, даже женщин.
Если мы хотим называть себя Аланами, если мы хотим быть достойными носить их гордое имя, тогда, возможно, надо начинать не с криков о переименовании, а с самих себя?
Ведь достаточно просто придерживаться простых человеческих истин, ценностей и принципов, которым следовали наши предки. Они даже сформулированы в наши дни. КТо-то называет их Кодексом Аланской Чести, кто-то уставом, но мне понравилось название "Аллон аефсармы домаентае". Текст я приведу ниже. Но вот к чему я веду. Посмотрите свои комментарии к любой новости, касающейся грядущих выборов, любой новости, которая несет в себе хоть какой-то политический аспект. Мне лично, право, противно это читать. До чего мы опускаемся. И в то же время кричим, что мы - Аланы! Не обесценивайте это слово, как давно стали обесценивать слово "аегъдау". Начните с работы над собой, начните соответствовать образу Аланского мужчины или Аланской женщины, и тогда будет совсем неважно, как будет называться наша республика, если в нас внутри будет жить дух, заложенный нашими предками.

1) Помни всегда и везде, ты - потомок древнего и благородного народа, а поэтому не имеешь права на недостойный поступок.
2) Знай и чти историю своего народа и края - это знание укрепит твой дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни.
3) Не считай Себя осетином (аланом) пока не усвоишь языка, обычаев, песенного и танцевального искусства своего народа.
4) Постоянно работай над своим физическим совершенствованием. Закаляй и укрепляй здоровье, чтобы быть достойным своих великих предков.
5)Знай и помни родословную свою от основателя рода. С великим почтением относись к старикам, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь.
6) Как высшую заповедь предков усвой истину - величие алана (осетина) никогда не измерялась богатством. А лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества.
7) Всегда помни о том, что все хорошее и плохое, что ты делаешь в жизни обернется к тебе сторицей.
8) В разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься. Среди людей много тех, кто умнее и сильнее тебя.
9) Опасайся мысли: «Чем ты лучше меня?», которая много раз разрушала Аланию. Если ты истинный патриот, докажи это делом.
10) Избегай ссор и скандалов. В ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать.
11) Будь умеренным в еде и питье - это одно из требований аланской этики. Торжества и поминки не повод для обжорства.
12) Выбирай невесту (жениха) не только по красоте лица и тела, а по наличию ума и чести, по традициям фамилии и семьи.
13) Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ - это дар божий.
14) Будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должен сломить твоего духа, если ты истинный сын аланского народа.
15) Больше смерти старайся не приступить этот канон чести. Да упаси Господь тебя от бедности и позора.