Понятие конформизма. Что такое конформизм и конформное поведение человека

1) Конформизм - (от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

2) Конформизм - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

3) Конформизм - - соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

4) Конформизм - (лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

5) Конформизм - (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

Конформизм

(от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

(от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

Соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

(лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

(лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

Еще древние философы считали, что человек, живя в социуме, не может быть независимым от него. Всю свою жизнь индивид имеет различные связи с другими людьми (опосредованные или непосредственные). Он действует на окружающих или сам подвергается их воздействию. Часто случается так, что человек может поменять свое мнение или поведение под влиянием общества, соглашается с чужой точкой зрения. Подобное поведение объясняется способностью к конформизму.

Конформизм - это приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определенном обществе, где находится индивид. Это безоговорочное следование каким-то образцам, имеющим наибольшую силу давления (признанный авторитет, традиции, мнение большинства людей и т. п.), неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам. Этот термин в переводе с латинского языка (conformis) означает "сообразный, подобный".

Исследования, посвященные конформизму

Музафер Шериф в 1937 году занимался изучением возникновения групповых норм в условиях лаборатории. В темной комнате располагался экран, на котором появлялся точечный источник света, после он в течение нескольких секунд двигался хаотично и потом исчезал. Человек, который подвергался испытанию, должен был заметить, на какое расстояние смещался источник света, если сравнивать с первым его появлением. В начале эксперимента испытуемые проходили его в одиночестве и самостоятельно пытались ответить на поставленный вопрос. Однако на втором этапе уже три человека находились в темной комнате, и они согласованно давали ответ. Было замечено, что люди изменяли мнение относительно усредненной групповой нормы. И на дальнейших этапах проводимого эксперимента они стремились продолжать придерживаться этой самой нормы. Так Шериф первый с помощью своего эксперимента доказал, что люди имеют склонность соглашаться с мнениями других, часто доверяют суждениям и взглядам посторонних, в ущерб своих собственных.

Соломон Аш в 1956 году ввел понятие конформизма и огласил результаты своих экспериментов, в которых участвовали подставная группа и один наивный испытуемый. Группа, состоящая из 7 человек, принимала участие в опыте, который был направлен на изучение восприятия длины отрезков. В ходе него нужно было указать один из трех отрезков, который был нарисован на плакате, соответствующий эталону. В течение первого этапа подставные испытуемые по одному почти всегда давали правильный ответ. На втором этапе вся группа собиралась вместе. И члены подставной специально давали неправильный ответ, но наивному испытуемому об этом было неизвестно. Категорическим мнением все подставные участники эксперимента оказывали сильное давление на мнение испытуемого. Судя по данным Аша, около 37% всех прошедших испытание все-таки прислушивались к неправильному мнению группы и тем самым проявляли конформизм.

В дальнейшем Аш и его ученики организовали еще много экспериментов, варьируя предъявляемый для восприятия материал. Ричард Крачвильд, к примеру, предлагал оценить площадь круга и звезды, подговорив при этом подставную группу, чтобы те утверждали, что первая меньше чем вторая, хотя звезда была равна кругу по диаметру. Несмотря на такой неординарный опыт, отыскались люди, которые проявили конформизм. Можно смело утверждать, что при проведении каждого своего эксперимента Шериф, Аш, Крачвильд не использовали жесткого принуждения, не было наказаний за противостояние мнению группы или поощрений за согласие с групповыми взглядами. Однако люди добровольно присоединялись к мнениям большинства и тем самым проявляли конформизм.

Условия возникновения конформизма

С. Милграм и Э. Аронсон считают, что конформизм - это феномен, который в большей или меньшей степени возникает при наличии или отсутствии следующих условий:

Он возрастает, если задание, которое необходимо выполнить, довольно сложное, или испытуемый некомпетентен в этом вопросе;

Численность группы: степень конформизма становится наибольшей, когда человек сталкивается с одинаковым мнением трех и более людей;

Тип личности: человек с заниженной самооценкой в большей степени подвержен влиянию группы, в отличие от личности с завышенной;

Состав группы: если в составе есть эксперты, ее члены являются значимыми люди, и если в ней присутствуют люди, относящиеся к одной и той же социальной среде, то конформность повышается;

Сплоченность: чем сплоченнее группа, тем больше она имеет власти над своими членами;

Наличие союзника: если у человека, который отстаивает свое мнение или сомневается во мнении остальных, появляется хотя бы один союзник, то тенденция к подчинению давлению группы падает;

Публичный ответ: человек более подвержен конформизму, когда он должен выступить перед остальными, а не тогда, когда он записывает свои ответы в тетрадь; если мнение высказывается публично, то его, как правило, стараются придерживаться.

Типы поведения, связанные с конформизмом

По мнению С. Аша, конформизм - это отказ человека от значимых и дорогих для него взглядов для оптимизации процесса адаптации в группе, это не просто любое выравнивание мнений. Конформное поведение, или конформизм, показывает степень подчинения индивида давлению большинства, принятия им определенного стереотипа поведения, стандарта, ценностных ориентаций группы, норм, ценностей. Противоположным этому является самостоятельное поведение, которое устойчиво к групповому давлению. Различаются четыре типа поведения по отношению к нему:

1. Внешний конформизм - это явление, когда нормы и мнения группы человек принимает только внешне, внутренне же, на уровне самосознания, он не соглашается с ней, но вслух об этом не говорит. Вообще же это и является истинным конформизмом. Такой тип поведения характерен для человека, приспосабливающегося к группе.

2. Внутренний конформизм имеет место быть, когда человек на самом деле усваивает мнение большинства и согласен с ним полностью. Тем самым проявляется высокий уровень внушаемости личности. Такой тип является приспосабливающимся к группе.

3. Негативизм проявляется, когда человек всячески сопротивляется групповому мнению, очень активно пытается отстаивать свои взгляды, показывает свою независимость, доказывает, спорит, стремится к тому, чтобы его мнение стало в конце концов мнением всей группы, не скрывает этого желания. Этот тип поведения свидетельствует о том, что индивид не хочет приспосабливаться к большинству, а стремится приспособить их к себе.

4. Нонконформизм - это самостоятельность норм, суждений, ценностей, независимость, неподверженность групповому давлению. Такой тип поведения характерен для самодостаточного человека, когда мнение не меняется из-за давления большинства и не навязывается другим людям.

Современные исследования конформизма делают его объектом изучения четырех наук: психологии, социологии, философии и политологии. Поэтому есть необходимость отделять его как явление в социальной сфере и конформное поведение как психологическую особенность человека.

Конформизм и психология

Конформизм в психологии - это податливость личности воображаемому или реальному давлению группы. При таком поведении человек меняет личные установки и поведение в соответствии с позицией большинства, хотя ранее он ее не разделял. Индивид добровольно отказывается от собственного мнения. Конформизм в психологии - это также безусловное согласие человека с позицией окружающих его людей, вне зависимости от того, насколько она согласуется с его собственными ощущениями и представлениями, принятыми нормами, морально-этическими правилами и логикой.

Конформизм и социология

Конформизм в социологии - это пассивное принятие социального порядка, который уже существует, мнений, господствующих в обществе, и т. п. От него нужно отличать другие проявления единообразия во мнениях, взглядах, суждениях, которые могут сформироваться в процессе социализации личности, а также изменение взглядов вследствие убедительной аргументации. Конформизм в социологии - это принятие человеком определенного мнения под давлением, «под нажимом» группы или общества в целом. Оно объясняется боязнью каких-либо санкций или нежеланием остаться в одиночестве. При изучении конформистского поведения в группе выяснилось, что около одной трети всех людей склонны проявлять подобное поведение, то есть подчиняют свое поведение мнению всей группы.

Конформизм и философия

Конформизм в философии - это широко распространенная форма поведения в современном обществе, защитная его форма. В отличие от коллективизма, который предполагает участие индивида в выработке решений группы, сознательное усвоение ценностей коллектива, соотнесение своего поведения с интересами всего общества, коллектива и, если существует необходимость, подчинение последним, конформизм - это отсутствие собственной позиции, некритическое и беспринципное следование любому образцу, который обладает наибольшей силой давления.

Человек, который использует его, полностью усваивает такой тип личности, который ему предлагается, перестает быть самим собой, полностью становится похожим на других, каким его и ожидают увидеть остальные члены группы или общества в целом. Философы полагают, что это помогает индивиду не чувствовать себя одиноко и тревожно, хотя ему приходится платить за это потерей своего «Я».

Конформизм и политология

Политический конформизм - это психологическая установка и поведение, представляющее собой приспособительное (адаптивное) следование нормам, которые были приняты ранее в обществе или группе. Обычно люди не всегда склонны следовать социальным нормам, только по причине того, что принимают ценности, которые лежат в основе этих самых норм (законопослушность). Чаще всего некоторые индивиды, а порой даже и большинство следуют им из-за прагматической целесообразности или из-за боязни применения к ним негативных санкций (это конформизм в негативном, узком смысле).

Таким образом, конформизм в политике - это способ политического приспособленчества как пассивного принятия существующих порядков, как слепое подражание стереотипам политического поведения, господствующего в обществе, как отсутствие собственных позиций.

Социальный конформизм

Социальный конформизм - это некритическое восприятие и следование мнениям, которые господствуют в обществе, массовым стандартам, стереотипам, авторитетным принципам, традициям и установкам. Человек не пытается противиться преобладающим тенденциям, даже несмотря на то, что внутренне он их не принимает. Индивид воспринимает экономическую и социально-политическую действительность без какой-либо критики, не изъявляет никакого желания высказывать собственное мнение. Социальный конформизм - это отказ нести личную ответственность за совершенные поступки, слепое подчинение и следование предписаниям и требованиям, которые исходят от общества, партии, государства, религиозной организации, семьи, лидера и т. п. Подобное подчинение может быть объяснено традициями или менталитетом.

Плюсы и минусы конформизма

Существуют положительные черты конформизма, среди которых можно выделить такие:

Сильная сплоченность коллектива, особенно в кризисных ситуациях, это помогает успешнее с ними справляться.

Организация совместной деятельности становится проще.

Время адаптации нового человека в коллективе сокращается.

Однако конформизм - это явление, которое несет в себе и отрицательные моменты:

Человек теряет способность самостоятельно принимать какие-либо решения и ориентироваться в непривычных для себя условиях.

Конформизм способствует развитию тоталитарных сект и государств, проведению массовых геноцидов и убийств.

Происходит развитие разных предубеждений и предрассудков против меньшинства.

Конформизм личности уменьшает способность вносить весомый вклад в науку или культуру, так как искореняется творческая и оригинальная мысль.

Конформизм и государство

Конформизм - это феномен, который играет важную роль, являясь одним из механизмов, отвечающих за принятие группового решения. Известно, что любая социальная группа имеет степень терпимости, которая относится к поведению ее членов. Каждый из них может отклоняться от принятых норм, но до определенного предела, при этом его позиция не подрывается, и не наносится ущерб чувству общего единства.

Государство заинтересовано в том, чтобы не потерять контроль над населением, поэтому оно относится к этому явлению положительно. Вот почему конформизм в обществе очень часто культивируется и насаждается господствующей идеологией, системой воспитания, СМИ, службами пропаганды. К этому предрасположены в первую очередь государства с тоталитарными режимами. Тем не менее в «свободном мире», в котором культивируется индивидуализм, стереотипность мышления и восприятия также является нормой. Общество старается навязать своему члену стандарты, стиль жизни. В условиях глобализации конформизм выступает как стереотип сознания, воплощаемый в распространенной фразе: «Так живет весь мир».

Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм , а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом .

Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это . В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной между ним и группой вынужден ее покинуть.

Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия как для окружения, так и для группы в целом и данного индивида в частности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемые , если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека , выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы .

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового . На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Конформизм — подчинение группе

Влияние, которое социальные группы оказывают на поведение индивидов, является не случайным фактором. Оно основано на серьезных социально-психологических предпосылках. В специальном эксперименте американского социолога Соломона Эша ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на ее члена. Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы — шесть человек обоего пола — давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился). Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте.

Вначале вопрос экспериментатора был адресован первым шести членам группы, затем — испытуемому. Вопросы касались относительной длины различных отрезков, которые предлагалось сравнивать между собой. На картинке, показанной членам группы, были изображены три отрезка, причем два отрезка были одинаковой длины, а третий — меньше, чем два других (не намного, но вполне различимо). Участники эксперимента (шесть членов группы) по договоренности с экспериментатором утверждали (вопреки очевидной разнице в длине отрезков), что отрезки равны между собой.

Тем самым испытуемый экспериментально ставился в условия возникновения конфликта между своим восприятием реальности (длины отрезков) и оценкой той же реальности окружающими его лицами, членами его социальной группы, перед нелегким выбором. Не подозревая о «сговоре» экспериментатора с его товарищами по группе, с которыми его связывали тесные отношения, он должен был либо опровергнуть мнение группы, фактически выступить против нес, противопоставить себя в такой ситуации всей группе, либо не поверить самому себе, своему восприятию того, что он видит, и собственной оценке увиденного. Выявилось, что значительный процент «жертв» подобного эксперимента предпочли «не верить глазам своим», но не противопоставлять свое мнение мнению группы.

Подобного рода согласие испытуемого с явно неверными оценками длин отрезков, которые давались при нем другими участниками группы, рассматривалось как критерий подчинения испытуемого группе, подчинения, обозначаемого понятием конформизм. Конформизм есть подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от того, соответствует ли это оценке самого лица, отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.

В эксперименте российского психолога А. П. Сопикова обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса. Выводы экспериментатора были следующими: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются даате- нию группы); в) конформизм — фундаментальное социально- психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; л) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; с) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека с 15-16 лет постоянной.

Следовательно, социальная группа, во-первых, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, и, во-вторых, служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Принуждающее влияние часто (в случаях непосредственного общения) может быть связано с так называемым эффектом внушения. Экспериментально доказано, что внушение, направленное на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. В первом случае на личность действует не только первоисточник внушения (например, руководитель), но и каждый член группы. Поэтому мнение группы и обладает большей силой, чем мнение его отдельных членов. Несколько человек, объединенных в группу, действуя совместно, коллективно оказывают на соответствующего индивида гораздо большее воздействие , чем в случаях, когда те же люди пытаются повлиять на такого индивида, действуя изолированно, по одиночке.

Два следующих принципиальных момента предопределяют конформизм как реакцию индивида на влияние группы:

нормативное влияние группы: подчинение ее нормам, боязнь быть отвергнутым группой, потерять ее поддержку, стремление заслужить одобрение группы, опасение быть изгнанным, стать чужим и т. д. Конформизм повышается с ростом интенсивности внутригрупповых связей;

информационное влияние: стремление в условиях неочевидности, неясности ситуации положиться на мнение других, обладающих, предположительно, более надежной информацией. Конформизм тем выше, чем сложнее, чем более неоднозначна, неопределенна оцениваемая лицом ситуация.

Конформизм и уровень моральной зрелости

То обстоятельство, что конформное поведение не представляет собой наивысшую форму социального повеления, находит подтверждение в социально-психологическом эксперименте американского исследователя Л. Колберга.

Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней достижения человеком моральной зрелости:

  • первая ступень — поведение индивида определяется повиновением и стремлением избежать страданий;
  • вторая ступень — индивид ориентируется на удовлетворение собственных физических потребностей;
  • третья ступень — поведение индивида производно от выполняемой им в межличностных отношениях роли и связано с желанием заслужить одобрение тех лиц, с которыми он связан этими отношениями (конформизм);
  • четвертая ступень — индивид стремится укрепить власть группы, утвердить групповые правила;
  • пятая ступень — человек стремится укрепить социальные нормы, общественные обязанности и права личности;
  • шестая — самая высокая ступень моральной зрелости — индивид руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.

Вслед за определением признаков, по которым можно различить указанные уровни моральной зрелости, исследователем с помощью специальной методики были выделены две полярные группы подростков: одна — с самым высоким, другая — с самым низким уровнем моральной зрелости. Затем экспериментатор дал указание каждому из подростков из обеих групп включить электрический ток, якобы подключенный к одному из подростков. Из обстановки эксперимента было видно, что удар током должен быть явно болезненным для «подключенного» к проводу подростка — «жертвы» эксперимента. (На самом деле ток не включался и «жертва» была в сговоре с экспериментатором, имитируя острые болевые ощущения.)

Из группы морально зрелых подростков почти две трети (76%) отказались выполнить это указание экспериментатора (причинить боль своему товарищу), т. с. проявили не конформное, но морально ориентированное поведение. Из числа морально незрелых отказались его выполнить только 13% подростков. Иными словами, чем выше моральная зрелость человека, тем ниже степень его конформности. Одновременно экспериментально подтвердилось, что высокая степень конформности личности более присуща индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости и, с другой стороны, что с ростом уровня морали индивидов уменьшаются элементы конформизма в их поведении.

Степень конформности

Нормы определенной группы представляют собой лишь один из взаимодействующих элементов системы «личность-группа». К числу иных взаимодействующих элементов относится социальная ситуация, в которой находится индивид. Последнее в свою очередь связано с его принадлежностью к той или иной социальной общности, зависит от конкретных характеристик этой общности. Степень конформности в поведении лица в рамках социальной группы зависит от двух основных факторов: 1) основы, которая предопределяет включение индивида в социальную группу; 2) социально-психологического механизма, действующего в группе, который оказывает влияние на поведение се членов.

В качестве общего принципа можно указать, что чем сильнее у индивида желание отождествить себя с социальной группой, тем конформней его поведение, т. е. тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении членов данной группы. Степень конформности поведения зависит также от того, в какой мерс такое поведение вознаграждается группой или в какой мере неконформное поведение порицается, наказывается.

В свою очередь реакция социальной группы на отклонения в поведении ее членов от разделяемых этой группой норм зависит как от внутренних (для данной группы), так и от внешних факторов. К числу внутренних факторов относится степень единства группы, степень единства разделяемых ее членами позиций, взглядов, установок. Важным фактором служит также значение соблюдения той или иной нормы в поведении членов группы для существования самой группы. Группа оказывает тем большее давление, подчиняя поведение ее членов определенным нормам, чем большее значение имеют такие нормы для сохранения группы, для зашиты се коллективных интересов. Чем выше степень единства взглядов и позиций членов группы, тем выше вероятность выявления отклоняющегося от нормы поведения и тем чаше вознаграждается конформное поведение.

Различные социальные группы требуют от своих членов различного рода поведения — более конформного или менее подчиняющегося групповым нормам. Первичные группы — семья, тесная группа постоянно общающихся лиц и т. д. — обычно не удовлетворяются внешним конформизмом, т. е. формальным соблюдением определенных норм поведения.

Для первичных групп, в рамках которых происходит постоянное и интенсивное взаимодействие, характерно стремление обеспечить полное единство мнений, позиций, социально-психологических ценностей. Это не случайно, поскольку такого рода максимальный конформизм жизненно важен для функционирования этих групп, а разлад в их деятельности чаще всего начинается с разъединения ценностей, т. е. появления у различных членов такой группы различных оценок, позиций, мнений. Здесь может крыться источник конфликта и появления отклонений в поведении.

Каждая социальная группа обладает определенной степенью терпимости в отношении поведения се членов, а каждый член такой группы позволяет себе определенную степень отклонений от норм группы, которые, однако, не подрывают позицию индивида как члена группы, не наносят ущерб его чувству единства с группой. Конфликты же во взаимоотношениях членов группы могут возникать именно в силу перехода кем-либо из них границ терпимого отношения.

Деиндивидуализация

Существенным негативным результатом влияния, производимого группой на ее члена, является эффект обезличивания (деиндивидуализации). Обезличивание проявляется в утрате лицом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков. В свою очередь, эффект обезличивания произволен от протекающего в группе процесса социального умножения интенсивности поведения индивидов (так, одновременное усилие нескольких лиц, действующих сообща, много выше, чем простое сложение той силы, которую каждый из них проявил бы, действуя в одиночку), а также значительного размывания индивидуальной ответственности («все так делали»).

Суммарным последствием подобных процессов является возможность совершения индивидами в группе поступков, маловероятных или кажущихся невозможными для их совершения теми же индивидами в одиночку. Ясно социальное значение эффекта деиндивидуализации, обезличивания, утраты индивидом сознания своей автономности, утраты способности действовать вопреки всем.

Социальное умножение интенсивности поведения связано с экспериментально подтверждаемым феноменом: одновременное совершение совместно осуществляемых действий (либо просто наличие других вовлеченных в данную ситуацию лиц) повышает эмоциональное возбуждение, обеспечивает взаимное заражение настроением, взаимно усиливает устремление к достижению результата. В подобных условиях также утрачивается чувство личной ответственности, что открывает дорогу для актов крайней жестокости, группового вандализма, насилия и иных форм агрессивного поведения. Личность теряет себя, растворяется в групповых эмоциях и чувстве групповой безответственности.

Конформное поведение по приказу

Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение человека команде лица, обладающего (по мнению такого человека) властным авторитетом. Экспериментально было доказано, что в значительном проценте случаев люди в состоянии причинить боль, страдание, даже посягнуть на жизнь другого, единственно руководствуясь своим представлением о том, что отдающий такой приказ имеет на это право. При этом собственная оценка человеком содержания такого приказа устраняется, как устраняются и такие сдерживающие мотивы, как чувство жалости, требования морали и т. д.

В эксперименте американского исследователя С. Милгрэма испытуемым предлагали обучить другое лицо запоминанию списка парных слов. При неверном ответе испытуемым предлагалось подвергнуть такое лицо вначале слабому удару электрическим током. При повторном неверном ответе каждый раз силу удара током предлагалось увеличить. На самом деле электрический ток отсутствовал, «обучаемый» был помощником экспериментатора, и каждый раз он лишь изображал страдания, якобы причиняемые ударом тока. Шкала силы удара током простиралась от слабого до сильного и очень сильного (от 15 до 450 вольт). «Обучаемый» вначале стонал, затем кричал, требовал прекратить эксперимент, а затем, при очень сильном ударе замолкал. Но и это не останавливало испытуемых. Автоматическое подчинение испытуемых авторитету экспериментатора вплоть до нанесения «обучаемому» удара током напряжением в 450 вольт проявили в эксперименте Милгрэма 63% испытуемых. При этом сами испытуемые никак не зависели от экспериментатора, в любой момент они могли свободно отказаться от продолжения эксперимента. Подчинение авторитету в подобном эксперименте смоделировало картину конформного преступного поведения, совершения преступления по приказу.

Конформизм – это нравственно-психологическое и нравственно-политическое понятие, которое подразумевает приспособленческую позицию в социуме, бездейственное принятие наличествующего социального устоя, политического режима. Кроме того, это готовность разделять господствующие взгляды и убеждения, соглашаться с общим настроем, распространенным в обществе. Также в качестве конформизма расценивается и отказ от борьбы с превалирующими тенденциям, даже при внутреннем их неприятии, самоустранение от осуждения различных аспектов политической действительности, и социально-экономических реалий, неготовность излагать собственные взгляды, нежелание нести персональную ответственность за совершенные деяния, слепое подчинение и безотчетное следование всем требованиям и директивам, исходящим от государственного аппарата, религиозной организации, семьи.

Социальный конформизм

Всякий социум состоит из групп, которые представляют собой объединение субъектов, имеющих общие морально-ценностные ориентиры и цели. Социальные группы классифицируются на средние, малые и большие в зависимости от количества ее участников. Каждая из таких групп устанавливает собственные нормы, поведенческие правила, установки.

Феномен конформизма современные исследователи рассматривают с четырех точек зрения: психологической, социологической, философской и политической. Поскольку они разделяют его на явление в общественной среде и конформное поведение, которое является психологической особенностью личности.

Считается, что социальный конформизм личности представляет собой рабское (некритичное) принятие и бездумное следование мировоззрениям, господствующим в конкретном социуме, общественным стандартам, массовым стереотипам, авторитетным убеждениям, обычаям и установкам. Индивид не пытается идти против превалирующих тенденций, даже внутренне не принимая их. Человеческий субъект воспринимает социально-экономическую и политическую реальность абсолютно некритично, не выказывает никакого желания выражать собственные взгляды. Таким образом, социальный конформизмом называется отказ нести персональную ответственность за содеянные поступки, бездумное подчинение и безотчетное следование общественным установкам, требованиям партии, религиозной общины, государства, семьи. Такое подчинение часто объясняется менталитетом либо традициями.

Э. Аронсон и С. Милграм полагают, что конформизм человека является феноменом, возникающим при присутствии или отсутствии нижеприведенных условий:

— он усиливается, когда задание, необходимое для выполнения, довольно сложное, либо индивид несведущ в выполняемой задаче вопросе;

— степень конформизма зависит от размера группы: она становится наибольшей при сталкивании индивида с одинаковым мировоззрением трех и более субъектов;

— индивидуумы, имеющие подвержены воздействию коллектива в большей степени, нежели люди с завышенной;

— если в коллективе есть специалисты, члены его являются значимыми людьми, если в нем есть индивиды, которые относятся к одинаковому социальному кругу, то конформность возрастает;

— чем сплоченнее коллектив, тем большей властью над своими членами она обладает;

— если у субъекта, отстаивающего собственную позицию или сомневающегося во мнении остальных членов группы, обнаруживается минимум один союзник, то конформизм снижается, то есть тенденция к подчинению натиску группы падает;

— субъект, обладающий наибольшим «весом» (социальным статусом), характеризуется и наибольшим влиянием, поскольку ему легче давить на других;

— субъект более склонен к конформизму, когда ему необходимо выступить перед остальными членами коллектива, чем, когда он излагает свою позицию письменно.

Конформизм характеризуется связью с определенными типами поведения. Согласно С. Ашу, понятие конформизм подразумевает под собой сознательный отказ индивида от значимой для него мировоззренческой позиции и дорогих взглядов для улучшения адаптационного процесса в группе. Конформное поведенческое реагирование показывает степень покорности индивида мнению большинства, давлению лиц, обладающих наибольшим «весом» в социуме, принятия им установленного стереотипа поведения, морально-ценностных ориентаций коллектива. Противоположным конформизму считается самостоятельное поведение, устойчивое к групповому натиску.

Выделяют четыре типа поведенческого реагирования.

Внешний конформизм человека представляет собой поведение, при котором индивид принимает только внешне установки и мнения группы, на уровне самосознания (внутренне), он не согласен с ними, но не говорит вслух об этом. Данная позиция считается истинным конформизмом.

Внутренний конформизм личности возникает, когда субъект в действительности принимает, усваивает мнение группы и абсолютно согласен с ним. Таким образом, проявляется высокая степень внушаемости личности. Описываемый тип считается приспосабливающимся к группе.

Негативизм обнаруживается, когда индивид любыми способами противится групповому натиску, активно отстаивает собственную позицию, всячески выражает независимость, приводит аргументы, спорит, устремлен на результат, при котором его собственные взгляды станут мировоззренческой позицией большинства. Данный поведенческий тип свидетельствует о нежелании субъекта приспосабливаться к социальной группе.

Нонконформизм проявляется в самостоятельности норм, мнений, ценностей, независимости, невосприимчивости групповому прессингу. Этот поведенческий тип присущ самодостаточным индивидуумам. Другими словами, такие личности не изменяют собственному мировоззрению и не навязывают его окружению.

Существует такое понятие как социально одобряемое поведение, то есть чистый конформизм в обществе. Люди, относящиеся к категории «чистый конформист» стремятся максимально соответствовать групповым нормам и социальным установкам. Если вследствие ряда обстоятельств им сделать это не удается, то они чувствуют себя неполноценными личностями (комплекс неполноценности). Часто такие нормы и установки бывают противоречивыми. Одно и тоже поведение может быть позволительно в определенной социальной среде, а в другой – наказуемо.

Вследствие этого возникает путаница, которая ведет к целому ряду разрушительных процессов для . Поэтому считается, что конформисты в большинстве своем нерешительные и неуверенные люди, что очень затрудняет их коммуникативное взаимодействие с окружающими. Нужно понимать, что всякий индивидуум в различной степени является конформистом. Нередко проявление данного качества очень хорошо.

Проблема конформизма заключается в выборе людей, когда они делают его стилем собственного поведения и образом жизни. Таким образом, конформистом именуют личность, которая подчиняется социальным устоям и требованиям общества. Отталкиваясь от этого, можно заключить, что любой индивид имеет отношение к описываемому понятию, поскольку в разной степени придерживается групповых норм и социальных устоев. Поэтому не нужно считать конформистов бесправными членами социума. Конформисты сами выбрали эту поведенческую модель. В любое время они могут ее изменить. Исходя из этого – следующий вывод: конформизм в обществе представляет собой жизненную модель поведения, привычный стиль мышления, подвергающийся изменению.

Конформизм малой группы характеризуется наличием плюсов и отрицательных аспектов.

Групповой конформизм положительные черты:

— сильная сплоченность группы, особенно это проявляется в кризисных ситуациях, поскольку конформизм малой группы помогает успешнее справляться опасностями, коллапсами, катастрофами;

— простота в организации совместной деятельности;

— сокращение времени адаптации в коллективе нового человека.

Однако групповой конформизм несет в себе также и отрицательные аспекты:

— индивид утрачивает способность принимать самостоятельные решения и умение ориентироваться в незнакомых для себя условиях;

— он способствует формированию тоталитарных государств и сект, появлению геноцида или массовых убийств;

— рождает различные предубеждения и предрассудки, направленные против меньшинства;

— уменьшает способность привносить весомый вклад в научно-культурное развитие, поскольку искореняется творческая идея и оригинальность мышления.

Феномен конформизма

Описываемый феномен конформизма был открыт в пятидесятых годах прошлого столетия С. Ашем американским психологом. Это явление играет ключевую роль в общественном устройстве, поскольку представляет собой один из инструментов, отвечающих за формирование и принятие коллективного решения. Любой социальный коллектив обладает некоторой степенью терпимости, которая имеет отношение к поведению его участников. Каждый член социальной группы может отходить от установленных норм до определенных рамок, при которых не подрывается его позиция, а чувству общего единства не наносится ущерб. Поскольку всякое государство заинтересовано в сохранении контроля над населением, оно относится к конформизму положительно.

Зачастую в тоталитарных государствах конформизм характеризуется культивированием и насаждением господствующей идеологии средствами массового информирования и иными службами пропаганды. При этом в так называемом «свободном мире» (демократических странах), где культивируется индивидуализм, нормой также является стереотипность восприятия и мышления. Всякий социум стремится навязать каждому своему члену жизненные стандарты, модель поведения. В условиях всемирной политико-экономической и культурно-религиозной унификации и интеграции понятие конформизм обретает новый смысл – он начинает выступать в качестве стереотипа сознания, который воплощается в одной фразе: «Весь мир так живет».

Необходимо отличать конформизм как явление от конформности, которая представляет собой личностное качество, обнаруживаемое в стремлении демонстрировать зависимость от группового мнения и давления в разных ситуациях.

Конформизм характеризуется тесной связью с важностью условий, при которых осуществляется групповое воздействие на субъекта, со значимостью группы для личности и уровнем группового единства. Чем выше уровень выраженности перечисленных характеристик, тем ярче эффект группового натиска.

В отношении к социуму, феномен негативизма, то есть выраженное устойчивое сопротивление социуму и противопоставление себя ему, не представляет собой противоположность конформизма. Негативизм считается отдельным случаем проявлением зависимости от социума. Противоположностью понятию конформизм является самостоятельность личности, автономность ее установок и поведенческих реакций от социума, устойчивость к массовому воздействию.

На уровень выраженности описываемого понятия конформизм оказывают воздействия нижеприведенные факторы:

— пол человека (конформизму подвержены больше женщины, нежели мужчины);

— возраст (черты конформизма чаще наблюдаются в юном и старческом возрастном периоде);

— социальное положение (индивиды, занимающие более высокий статус в социуме менее подвержены групповому влиянию);

— физическое состояние и психическое здоровье (усталость, плохое самочувствие, напряженность психики приумножают проявление конформности).

Примеры конформизма можно найти в большом количестве в истории войн и массовых геноцидов, когда обычные люди становятся жестокими убийцами, вследствие того, что не могут противостоять прямому приказу убить.

Отдельного внимания заслуживает такой феномен как политический конформизм, который является способом приспособленчества и характеризуется пассивным признанием существующих устоев, отсутствием собственной политической позиции, бездумным копированием любых политических поведенческих стереотипов, властвующих в этой политической системе. Приспособленческое сознание и конформистское поведение активно формируется в условиях некоторых политических режимов, таких как: тоталитарный и авторитарный, в которых общей чертой является стремление индивидов не высовываться, не отличаться от основной серой массы, не ощущать себя личностью, поскольку за них подумают и сделают, так как нужно добрые властители. Конформистское поведение и сознание является типичным для этих политических режимов. Итогом такого сознания и приспособленческой модели поведения становится потеря индивидом своей неповторимости, самобытности и индивидуальности. Вследствие привычного приспособленчества в профессиональной сфере, в деятельности партий, на избирательном участке у индивида деформируется способность принимать самостоятельные решения, нарушается творческое мышление. Результат – люди приучаются бездумно выполнять функции и становятся рабами.

Таким образом, политический конформизм и приспособленческая позиция губят на корню зарождающуюся демократию и являются показателем недостатка политической культуры у политических деятелей и граждан.

Конформизм и нонконформизм

Группа, оказывая давление на субъекта, вынуждает его следовать устоявшимся нормам, подчиняться интересам группы. Таким образом, проявляется конформизм. Индивид может оказывать сопротивление такому давлению, проявляя нонконформизм, а может подчиниться массе, то есть выступить конформистом.

Нонконформизм – это понятие включает стремление индивида соблюдать и бороться за собственные взгляды, результаты восприятия, отстаивать свою модель поведения, которая прямо противоречит господствующей в данном социуме или коллективе.

Нельзя утверждать однозначно, что один из этих типов взаимоотношений субъекта с коллективом является верным, а другой нет. Бесспорно, что основная проблема конформизма заключается в изменении модели поведения личности, поскольку индивид будет осуществлять действия, даже осознавая их неправильность, потому что большинство делает это. Одновременно с этим очевидно, что создание сплоченной группы без конформизма невозможно, поскольку баланс во взаимоотношениях между группой и индивидом не может быть найден. Если личность пребывает в жестких нонконформистских отношениях с коллективом, то полноценным его членом он не станет. В последствие ему придется покинуть группу, так как конфликт между ними будет нарастать.

Таким образом, главные черты конформизма – это уступчивость и одобрение. Уступчивость проявляется во внешнем следовании требованиям социума при внутреннем несогласии и неприятии их. Одобрение обнаруживается в сочетании поведения, отвечающего социальному прессингу, и внутреннего принятия требований последнего. Другими словами, уступчивость и одобрения являются формами проявления конформизма.

Воздействие, которое массы оказывают на поведенческую модель индивидов, не является случайным фактором, поскольку исходит из весомых социально-психологических предпосылок.

Примеры конформизма можно увидеть в эксперименте социолога С. Аша. Он поставил задачу перед собой выяснить характер воздействия группы ровесников на ее члена. Аш применил метод подсадной группы, заключающийся в предоставлении неверной информации членами группы в количестве шести индивидов обоих полов. Эти шесть человек давали неправильные ответы на вопросы, заданные экспериментатором (об этом экспериментатор заблаговременно с ними договорился). Седьмой член данного коллектива индивидов не был информирован об этом обстоятельстве, поскольку в данном эксперименте играл роль испытуемого.

В первый черед экспериментатор задает вопрос первым шести участникам, затем – непосредственно испытуемому. Вопросы имели отношение к длине разных отрезков, которые предлагалось между собой сравнить.

Участники опыта (подставные шесть человек) утверждали по договоренности с исследователем, что отрезки между собой равны (вопреки наличия бесспорной разницы в протяженности отрезков).

Тем самым испытуемый индивид ставился в условия зарождения конфликта между собственным восприятием действительности (длины отрезков) и оцениванием той же действительности окружающими его членами группы. Вследствие чего перед испытуемым возникал нелегкий выбор, не подозревая о договоренности экспериментатора с товарищами, он должен или не поверить собственному восприятию и оценке увиденного, или опровергнуть точку зрения группы, фактически противопоставить себя всей группе. В ходе опыта выявилось, что в основном испытуемые предпочитали «не верить очам своим». Они не желали противопоставлять собственное мнение точке зрения группы.

Такое принятие испытуемым явно ошибочных оценок длины отрезков, которые давали при нем остальные участники процесса, рассматривалось в качестве критерия подчинения испытуемого индивида группе и обозначалось понятием конформизм.

Конформизму подвержены индивиды, имеющие средний статус, малообразованные лица, подростки, люди, нуждающиеся в социальном одобрении.

Конформизм часто противопоставляется нонконформизму, но при более обстоятельном анализе между этими моделями поведения выявляется очень много общих черт. Нонконформное реагирование, как и конформное, обусловлено групповым прессингом, является зависимым от давления большинства, хотя и реализовывается в логике «нет».

Реакциям нонконформизма и конформизма в значительно большей степени противоположно явление самоопределения личности в социуме.

Также учеными отмечается, что нонконформное и конформное поведенческое реагирование чаще встречаются в социальных группах с низким уровнем социального развития и психологической сформированности, и, в основном, не присуще членам высокоразвитых просоциальных групп.

от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п.

К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

От К. следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвоение определ. групповых норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологич. механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, «психич. заражение» и т. п. С 50-х гг. 20 в. предметом интенсивных экспериментальных психологич. исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и его отношение к групповому давлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов - личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, ее значимость для него, степень сплоченности и ценностноориентационного единства группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определ. типом личности, ее нельзя считать самостоят.личностной чертой; ее соотношение о другими социальнопсихологич. явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жесткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.

Отличное определение

Неполное определение ↓