Основные идеи дж локка. Джон локк - биография, информация, личная жизнь

К середине 17 века в Англии усилилось реформаторское движение, и утвердилась пуританская церковь. В отличие от властной и баснословно богатой католической церкви Реформаторское движение проповедовало отказ от богатства и роскоши, экономию и сдержанность, трудолюбие и скромность. Пуритане просто одевались, отказывались от всяческих украшений и признавали самую простую пищу, не признавали праздность и пустое времяпровождение, а наоборот всячески приветствовали постоянный труд.

В 1632 году в одной пуританской семье и появился на свет будущий философ и просветитель Джон Локк. Он получил прекрасное образование Вестминстерской школе и продолжил свою научную карьеру в качестве учителя греческого языка и риторики, а также философии в колледже Краст-Чёрч.

Молодой учитель интересовался естественными науками, а в особенности химией, биологией и медициной. В колледже он продолжает изучение интересующих его наук, при этом его также волнуют и политико-правовые вопросы, этика нравственности и вопросы воспитания.

В это же время он близко сходится с родственником короля, лордом Эшли Купером, возглавлявшим оппозицию правящей верхушки. Он открыто критикует королевскую власть и положение дел в Англии, смело высказывается о возможности свержения существующего строя и образовании буржуазной республики.

Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его личного врача и близкого друга.

Лорд Купер вместе с оппозиционно настроенными дворянами пытается воплотить свои мечты в явь, но дворцовый переворот не удался и Куперу совместно с Локком приходится спешно бежать в Голландию.

Именно здесь, в Голландии, Джон Локк написал свои лучшие труды, которые впоследствии принесли ему всемирную известность.

Основные философские идеи (кратко)

Политическое мировоззрение Джона Локка оказали огромное влияние на становление политической философии Запада. «Декларация прав человека», созданная Джефферсоном и Вашингтоном, строится на учении философа особенно в таких разделах, как создание трех ветвей власти, отделение церкви от государства, свобода вероисповедания и всех вопросов, касающихся прав человека.

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральная философия (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из Космоса и знания появлялись практически неоткуда.

Локк во многих своих трудах опровергал учение Платона и других «идеалистов», доказывая, что не существует никаких доказательств существования вечной души. Но при этом он считал, что такие понятия, как нравственность и мораль передаются по наследству и существуют люди «нравственно слепые», то есть не понимающие никаких нравственных устоев и потому чуждые человеческому обществу. Хотя доказательств этой теории он также не смог найти.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка, если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, о незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Особенности сознания по Локку

Сознание – это особенность только человеческого мозга отображать, запоминать и объяснять существующую действительность. По Локку, сознание напоминает чистый белый лист бумаги, на котором, начиная с первого дня рождения, можно отражать свои впечатления об окружающем мире.

Сознание опирается на чувственные образы, то есть полученные при помощи органов чувств, а потом мы их обобщаем, анализируем и систематизируем.

Джон Локк считал, что каждая вещь появилась в результате причины, которая в свою очередь была продуктом идеи человеческого мышления. Все идеи порождаются качествами уже существующих вещей.

Например, маленький снежок – холодный, круглый и белый, поэтому он и порождает эти впечатления в нас, которые можно также называть качествами. Но качества эти отражаются в нашем сознании, поэтому их и называют идеями.

Первичные и вторичные качества

Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.

К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.

Теории Локка довольно неясны в отношении религии, поскольку понятия Бог и душа в 17 веке являлись незыблемыми и неприкосновенными. Можно понять позицию ученого в этом вопросе, поскольку с одной стороны над ним довлела христианская мораль, а с другой совместно с Гоббсом он отстаивал идеи материализма.

Локк считал, что «наивысшее наслаждение человека есть счастье», и только оно может заставить человека целенаправленно действовать, чтобы добиться желаемого. Он считал, что поскольку каждый человек вожделеет к вещам, то именно это желание обладать вещами заставляет нас мучиться и испытывать боль неудовлетворенного желания.

При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.

Интересны идеи Локка относительно состояния государственной власти на различных стадиях развития человеческого коллектива. В отличие от Гоббса, который считал, что в до государственном состоянии существовал только «закон джунглей» или «закон силы», Локк писал, что человеческий коллектив всегда подчинялся более сложным, нежели закон силы, правилам, которые и определяли сущность человеческого бытия.

Поскольку люди существа, прежде всего, разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.

В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой, как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества и относительно прав.

Понятие о собственности

По Локку только труд является основанием для появления собственности. Например, если человек посадил сад и терпеливо возделывал его, то и право на полученный результат принадлежит ему на основании вложенного труда, даже если земля не принадлежит этому труженику.

Идеи ученого о собственности являлись поистине революционными для того времени. Он считал, что человеку нельзя иметь больше собственности, чем он может использовать. Хотя само понятие собственность – священно и охраняется государством, поэтому можно мириться с неравенством в имущественном состоянии.

Народ как носитель верховной власти

Как последователь Гоббса, Локк поддерживал «теорию общественного договора», то есть он считал, что люди заключают с государством договор, отдавая при этом часть своих дарованных природой прав, за то, чтобы государство охраняло его от внутренних и внешних врагов.

При этом верховная власть обязательно утверждается всеми членами общества, и если верховный сюзерен не справляется со своими обязанностями и не оправдывает доверия народа, то народ может ее переизбрать.

ЛОКК ДЖОН (англ. John Locke) - английский фи-ло-соф и по-ли-тический мыс-ли-тель.

Вос-пи-ты-вал-ся в пу-ри-тан-ской се-мье юри-ста. Учил-ся в Вест-мин-стер-ской шко-ле (1646-1652), в кол-лед-же Крайст-черч Окс-форд-ско-го универ-си-тета (1652-1656), где за-тем пре-по-да-вал греческий язык, ри-то-ри-ку и мо-раль-ную фи-ло-со-фию. Од-но-вре-мен-но за-ни-мал-ся ес-те-ст-во-зна-ни-ем, по-мо-гал Р. Бой-лю в его хи-мических экс-пе-ри-мен-тах, про-во-дил ме-тео-ро-ло-гические на-блю-де-ния и изу-чал ме-ди-ци-ну.

В 1668 году из-бран чле-ном Лон-дон-ско-го ко-ро-лев-ско-го общества. В 1667 году Локк ос-та-вил кол-ледж, став ком-пань-о-ном и до-маш-ним вра-чом лор-да Ан-то-ни Эш-ли Ку-пе-ра (бу-ду-ще-го 1-го гра-фа Шеф-тс-бе-ри), од-но-го из ли-де-ров оп-по-зиции ре-жи-му Рес-тав-ра-ции. Ко-гда Ан-то-ни Эш-ли по-сле не-удав-ше-го-ся ан-ти-пра-ви-тельственного за-го-во-ра бе-жал в Гол-лан-дию, Локк так-же был вы-ну-ж-ден эмиг-ри-ро-вать (1683).

В Гол-лан-дии, где Локк сбли-зил-ся с кру-гом прин-ца Виль-гель-ма Оран-ско-го, он за-кон-чил ра-бо-ту над сво-им глав-ным фи-лософским сочинением «Опыт о че-ло-ве-че-ском ра-зу-ме-нии» («An essay concerning human un-der-standing», 1690, русский перевод 1898, 1985), из-дал ано-ним-но «По-сла-ние о ве-ро-тер-пи-мо-сти» («Epistola de tolerantia», 1689, русский перевод 1988), под-го-то-вил фун-даментальный труд по по-ли-тической фи-ло-со-фии «Два трак-та-та о прав-ле-нии» («Two treatises of government», 1690, русский перевод 1988).

В «Опы-те о че-ло-ве-че-ском ра-зу-ме-нии», над ко-то-рым Локк ра-бо-тал около 20 лет, он из-ло-жил сис-те-му эм-пи-рической фи-ло-со-фии, од-ной из главных за-дач ко-то-рой бы-ло до-ка-зать не-ос-но-ва-тель-ность до-пу-ще-ния в по-зна-нии каких-либо умо-зри-тель-ных пред-по-сы-лок и вме-сте с тем не-воз-мож-ность ме-та-фи-зи-ки, за-ни-маю-щей-ся транс-цен-дент-ны-ми про-бле-ма-ми. В свя-зи с этим Локк про-ти-вопос-та-вил свою кон-цеп-цию воз-зре-ни-ям кар-те-зи-ан-ст-ва, кем-бридж-ских пла-то-ни-ков и уни-вер-си-тет-ской схо-ла-стической фи-ло-со-фии. По Локку, не су-ще-ст-ву-ет ни-ка-ких вро-ж-дён-ных идей и прин-ци-пов - ни тео-ре-ти-че-ских, ни прак-ти-че-ских, вклю-чая идею Бо-га. Всё че-ло-ве-че-ское зна-ние про-ис-те-ка-ет из чув-ст-вен-но-го опы-та - внеш-не-го (ощу-ще-ния) и внут-рен-не-го (реф-лек-сии). В ос-но-ве зна-ния ле-жат про-стые идеи, чув-ст-вен-ные об-ра-зы, воз-бу-ж-дае-мые в уме различными ка-че-ст-ва-ми ве-щей - пер-вич-ны-ми, с ко-то-ры-ми эти идеи сход-ны (про-тя-жён-ность, фи-гу-ра, плот-ность, дви-же-ние), или вто-рич-ны-ми, с ко-то-ры-ми идеи не сход-ны (цвет, звук, за-пах, вкус). По-сред-ст-вом при-су-щей уму спо-соб-но-сти со-еди-не-ния, со-пос-тав-ле-ния и аб-ст-ра-ги-ро-ва-ния из про-стых идей об-ра-зу-ют-ся слож-ные и об-щие идеи. Есть идеи яс-ные и смут-ные, ре-аль-ные и фан-та-сти-че-ские, аде-к-ват-ные сво-им про-об-ра-зам и не-аде-к-ват-ные. По-зна-ние ис-тин-но, ес-ли идеи и их со-еди-не-ния или обо-зна-чаю-щие их зна-ки со-об-раз-ны обо-зна-чае-мым ими объ-ек-там. Зна-ние бы-ва-ет ин-туи-тив-ное (са-мо-оче-вид-ных ис-тин, на-ше-го собственного су-ще-ст-во-ва-ния), де-мон-ст-ра-тив-ное (по-ло-же-ний ма-те-ма-ти-ки, эти-ки, бы-тия Бо-га) и сен-си-тив-ное (су-ще-ст-во-ва-ния еди-нич-ных ве-щей). В «Опы-те…» рас-смат-ри-ва-ют-ся ос-но-ва-ния и сте-пе-ни ве-ро-ят-но-го зна-ния, а так-же при-ро-да и ос-но-ва-ния ве-ры, или мне-ния, при этом эпи-сте-мо-ло-гия Локка за-час-тую об-ре-та-ет чер-ты пси-хо-ло-гии соз-на-ния.

«По-сла-нию о ве-ро-тер-пи-мо-сти» пред-ше-ст-во-ва-ли ос-тав-шие-ся в ру-ко-пи-сях «Опыт о ве-ро-тер-пи-мо-сти» и «За-щи-та нон-кон-фор-миз-ма». В «По-сла-нии...» Локка вы-ска-зал взгляд на сво-бо-ду со-вес-ти как на не-отъ-ем-ле-мое пра-во ка-ж-до-го че-ло-ве-ка. Пра-во вы-бо-ра и ис-по-ве-да-ния ре-ли-гии со-от-вет-ст-ву-ет ин-те-ре-сам и сво-бо-де лю-дей и по-это-му долж-но быть при-зна-но го-су-дар-ст-вом, юрис-дик-ция ко-то-ро-го про-сти-ра-ет-ся толь-ко на их гражданские пра-ва. Сво-бо-да со-вес-ти от-ве-ча-ет и ин-те-ре-сам ис-тин-ной Церк-ви, ко-то-рая в сво-ей дея-тель-но-сти не мо-жет ру-ко-во-дство-вать-ся на-си-ли-ем. Од-на-ко ве-ро-тер-пи-мость не мо-жет рас-про-стра-нять-ся на тех, кто всту-па-ет в про-ти-во-ре-чие с за-ко-на-ми го-су-дар-ст-ва и мо-раль-ны-ми нор-ма-ми об-ще-ст-ва, кто сам не-тер-пим в во-про-сах ре-ли-гии или ис-поль-зу-ет её для по-лу-че-ния при-ви-ле-гий и кто во-об-ще от-ри-ца-ет су-ще-ст-во-ва-ние Бо-га. «По-сла-ние...» со-дер-жа-ло тре-бо-ва-ние пре-дос-тав-ле-ния ре-лиг. об-щи-нам рав-ных прав и от-де-ле-ния Церк-ви от го-су-дар-ст-ва.

В «Двух трак-та-тах о прав-ле-нии» впер-вые из-ло-же-на по-ли-тическая док-три-на ли-бе-ра-лиз-ма. 1-й трак-тат со-дер-жит оп-ро-вер-же-ние взгля-дов роя-ли-ста Р. Фил-ме-ра: его пат-ри-ар-халь-но-аб-со-лю-ти-ст-ской кон-цеп-ции про-ис-хо-ж-де-ния вла-сти от вер-хов-ной вла-сти Ада-ма, по-лу-чен-ной им от Бо-га; 2-й - тео-рию про-ис-хо-ж-де-ния государственной вла-сти из об-ще-ст-вен-но-го до-го-во-ра. Лю-ди, вна-ча-ле жив-шие в ес-те-ст-вен-ном со-стоя-нии, по со-гла-ше-нию объ-е-ди-ни-лись в не-ко-то-рое по-ли-тическое це-лое - го-су-дар-ст-во - для за-щи-ты сво-их не-от-чу-ж-дае-мых ес-тественных прав, дан-ных им За-ко-ном При-ро-ды, - прав на жизнь, лич-ную сво-бо-ду и соб-ст-вен-ность. В ес-тественном со-стоя-нии лю-ди сво-бод-ны и рав-ны и все при-род-ные бла-га при-над-ле-жат им в рав-ной ме-ре. Но то, к че-му че-ло-век при-ло-жил свой труд, вы-хо-дит из все-об-ще-го дос-тоя-ния и ста-но-вит-ся его ча-ст-ной соб-ст-вен-но-стью. Выс-шая за-ко-но-дательная власть в го-су-дар-ст-ве ус-та-нав-ли-ва-ет-ся на-ро-дом; она из-да-ёт за-ко-ны, на-прав-лен-ные на со-хра-не-ние об-ще-ст-ва в це-лом, на обес-пе-че-ние бла-га его чле-нов и за-щи-ту ка-ж-до-го от про-из-во-ла и на-си-лия со сто-ро-ны дру-гих. Ис-пол-нительная власть пре-тво-ря-ет за-ко-ны в жизнь и сле-дит за их ис-пол-не-ни-ем. Фе-де-ра-тив-ная же власть осу-ще-ст-в-ля-ет внеш-ние сно-ше-ния, ре-ша-ет во-про-сы вой-ны и ми-ра, уча-стия в ме-ж-ду-народных коа-ли-ци-ях и сою-зах. Локк оп-ре-де-ля-ет взаи-мо-от-но-ше-ния этих вет-вей вла-сти в го-су-дар-ст-ве, слу-чаи воз-мож-ной узур-па-ции вла-сти, пре-вра-ще-ния её в ти-ра-нию, а так-же ус-ло-вия рас-па-да сис-те-мы прав-ле-ния. Пра-ви-тель-ст-во долж-но под-чи-нять-ся за-ко-ну, рав-но как и гра-ж-да-не, ибо имен-но за-кон ох-ра-ня-ет их пра-ва и сво-бо-ды. На-род ос-та-ёт-ся без-ус-лов-ным су-ве-ре-ном и име-ет пра-во не под-дер-жи-вать и да-же нис-про-вер-гать без-от-вет-ст-вен-ную власть, на-ру-шив-шую об-щественный до-го-вор.

Локк воз-вра-тил-ся на ро-ди-ну в 1689 году по-сле «Слав-ной ре-во-лю-ции» и ак-тив-но вклю-чил-ся в ра-бо-ту ад-ми-ни-ст-ра-ции но-во-го английского ко-ро-ля Виль-гель-ма III. Про-дол-жая за-щи-щать свои взгля-ды на ре-ли-гию и Цер-ковь от кри-ти-ков, Локк опуб-ли-ко-вал вто-рое (1690) и третье (1692) по-сла-ния о ве-ро-тер-пи-мо-сти (чет-вёр-тое ос-та-лось не-за-кон-чен-ным), в 1695 году из-дал трак-тат «Ра-зум-ность хри-сти-ан-ст-ва, ка-ким оно пред-став-ле-но в Свя-щен-ном Пи-са-нии» («The reasonableness of Christianity, as delivered in the Scriptures»). В хри-сти-ан-ст-ве, ос-во-бо-ж-дён-ном от позд-ней-ших на-слое-ний, он ви-дит са-мое ра-зум-ное нрав-ст-вен-ное уче-ние. Де-лая ак-цент на един-ст-ве Бо-га, Локк не-яв-но опус-кал не-ко-то-рые дог-ма-ты, пре-ж-де все-го дог-мат Тро-ич-но-сти. Это не-ор-то-док-саль-ное со-чи-не-ние по-ло-жи-ло на-ча-ло двум но-вым те-че-ни-ям ре-лигиозной мыс-ли: ла-ти-ту-ди-на-риз-му - ши-ро-кой ве-ро-тер-пи-мо-сти, ко-то-рая на не-ко-то-рое вре-мя во-зоб-ла-да-ла в Анг-ли-кан-ской церк-ви, и английскому де-из-му.

Свои пе-да-го-гические взгля-ды Локк из-ло-жил в книге «Мыс-ли о вос-пи-та-нии» («Some thoughts concerning education», 1693, русский перевод 1759, 1939). В ней со-дер-жа-лись ре-ко-мен-да-ции, как вы-рас-тить из ре-бён-ка здо-ро-во-го те-лом и ду-хом бла-го-вос-питан-но-го джент-ль-ме-на, по-лез-но-го для сво-ей стра-ны гра-ж-да-ни-на. Локк от-да-вал при-ори-тет фи-зическому и нрав-ст-вен-но-му вос-пи-та-нию пе-ред об-ра-зо-ва-ни-ем: ре-бён-ку сле-ду-ет да-вать лишь те зна-ния, ко-то-рые бу-дут по-лез-ны ему в по-сле-дую-щей жиз-ни и дея-тель-но-сти. При этом вос-пи-та-ние и об-ра-зо-ва-ние долж-ны быть стро-го ин-ди-ви-ду-аль-ны и учи-ты-вать ес-тественные склон-но-сти и спо-соб-но-сти де-тей.

Локка за-ни-ма-ли так-же про-бле-мы эко-но-ми-ки и фи-нан-сов. Он опуб-ли-ко-вал со-об-ра-же-ния о пу-ти пре-одо-ле-ния ин-фля-ции, уча-ст-во-вал в про-ве-де-нии де-неж-ной ре-фор-мы и в уч-ре-ж-де-нии Бан-ка Анг-лии. По-след-ний государственный пост, ко-то-рый он за-ни-мал, - упол-но-мо-чен-но-го по де-лам тор-гов-ли и ко-ло-ний. Бо-лезнь лёг-ких по-бу-ди-ла его ос-та-вить Лон-дон и по-след-ние го-ды жиз-ни про-вес-ти в сель-ской ме-ст-но-сти (в местечке Отс), в усадь-бе сво-их дру-зей - суп-ру-гов Ма-шем.

Идеи Локка по-ло-жи-ли на-ча-ло идео-ло-гии Про-све-ще-ния, их влия-ние ис-пы-та-ли мн. мыс-ли-те-ли са-мой раз-ной фи-лософской ори-ен-та-ции. В Ве-ли-ко-бри-та-нии - А. Шеф-тс-бе-ри, Б. Ман-де-виль, Дж. То-ланд, А. Кол-линз, Д. Гарт-ли, Дж. При-стли, Дж. Берк-ли и Д. Юм; во Фран-ции - Воль-тер, Ж.Ж. Рус-со, Э.Б. де Кон-диль-як, Ж.О. де Ла-мет-ри, К.А. Гель-ве-ций и Д. Дид-ро, в Северной Аме-ри-ке - С. Джон-сон и Дж. Эд-вардс. По-ли-тическая фи-ло-со-фия Локка по-лу-чи-ла раз-ви-тие у Ш. Л. Мон-тес-кьё и бы-ла вос-при-ня-та идео-ло-га-ми Вой-ны за не-за-ви-си-мость в Северной Аме-ри-ке 1775-1783 годов - Б. Франк-ли-ном, С. Адам-сом и Т. Джеф-фер-со-ном.

Сочинения:

The works. L., 1812. Vol. 1-10;

Two trea-tises of government / A critical edition with an introduction and apparatus criticus by P. Las-lett. Camb., 1960;

A letter on toleration / Ed. by R. Klibansky. Oxf., 1968;

The correspondence. Oxf., 1976-1989. Vol. 1-8;

An essay concer-ning human understanding / Ed. by P. Nid-ditch. Oxf., 1979;

Сочинения: В 3 томах. М., 1985-1988;

Два трак-та-та о прав-ле-нии / Вступительная статья и примечания А.Л. Суб-бо-ти-на. М., 2009.

ЛОКК, ДЖОН (Locke, John) (1632–1704), английский философ, иногда называемый «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции . Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии , Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время ведущее учебное заведение страны. В семье придерживались англиканства , однако склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. В Вестминстере роялистские идеи нашли энергичного защитника в лице Ричарда Базби, который по недосмотру парламентских лидеров продолжал руководить школой. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса .

Локк был прилежным, если не сказать блестящим студентом. После получения магистерской степени в 1658 он был избран «студентом» (т.е. научным сотрудником) колледжа, однако вскоре разочаровался в аристотелевской философии, которую должен был преподавать, начал заниматься медициной и помогал в естественнонаучных экспериментах, которые проводил в Оксфорде Р.Бойль и его ученики. Однако сколько-нибудь значительных результатов он не получил, и, когда Локк вернулся из поездки к Бранденбургскому двору с дипломатической миссией, ему было отказано в искомой степени доктора медицины. Тогда, в возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь – лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и стала ближе ко взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. Год спустя Локк оставил Оксфорд и занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне (среди его воспитанников был и Антони Шефтсбери). После того как Локк прооперировал своего патрона, жизни которого угрожало нагноение кисты, Шефтсбери решил, что Локк слишком велик, чтобы заниматься одной медициной, и позаботился о продвижении своего подопечного в других областях.

Под крышей дома Шефтсбери Локк нашел свое истинное призвание – он стал философом. Дискуссии с Шефтсбери и его друзьями (Антони Эшли, Томасом Сиденхемом, Дэвидом Томасом, Томасом Ходжесом, Джеймсом Тиррелом) побудили Локка написать на четвертый год пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра – Опыта о человеческом разумении (). Сиденхем познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему возможность получить первый опыт участия в государственном управлении.

Либерализм Шефтсбери был достаточо материалистичным. Великой страстью его жизни была торговля. Он лучше своих современников понимал, какие богатства – национальные и личные – можно было бы получить, освободив предпринимателей от средневековых поборов и сделав ряд других смелых шагов. Религиозная терпимость позволила голландским коммерсантам достичь процветания, и Шефтсбери был убежден, что если бы англичане положили конец религиозным распрям, то смогли бы создать империю, не только превосходящую голландскую, но равновеликую владениям Рима. Однако на пути Англии стояла великая католическая держава Франция, поэтому он не хотел распространять принцип религиозной терпимости на «папистов», как он называл католиков.

В то время как Шефтсбери интересовали практические дела, Локк был занят разработкой той же политической линии в теории, обосновывая философию либерализма, которая выражала интересы нарождавшегося капитализма. В 1675–1679 он жил во Франции (в Монпелье и Париже), где изучал, в частности, идеи Гассенди и его школы, а также выполнял ряд поручений вигов. Оказалось, что теории Локка было предназначено революционное будущее, поскольку Карл II, а еще более его преемник Яков II для оправдания своей политики терпимости к католицизму и даже его насаждения в Англии обратились к традиционной концепции монархического правления. После неудачной попытки восстания против режима реставрации Шефтсбери в конце концов, уже после заключения в Тауэр и последующего оправдания лондонским судом, бежал в Амстердам, где вскоре умер. Сделав попытку продолжить свою преподавательскую карьеру в Оксфорде, Локк в 1683 отправился вслед за своим патроном в Голландию, где жил в 1683–1689; в 1685 в списке других беженцев он был назван предателем (участником заговора Монмаута) и подлежал выдаче английскому правительству. Локк не возвращался в Англию вплоть до успешной высадки Вильгельма Оранского на побережье Англии в 1688 и бегства Якова II. Вернувшись на родину на одном корабле с будущей королевой Марией II, Локк опубликовал работу Два трактата о государственном правлении (Two Treatises of Government , 1689, в книге проставлен год издания 1690), изложив в ней теорию революционного либерализма. Став классическим трудом в истории политической мысли, эта книга также сыграла важную роль, по словам ее автора, в «оправдании права короля Вильгельма быть нашим правителем». В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание. Но как решить, когда именно правитель перестает служить народу? Согласно Локку, такой момент наступает, когда правитель переходит от правления, основанного на твердом принципе, к «переменчивому, неопределенному и произвольному» правлению. Большинство англичан были убеждены, что такой момент наступил, когда Яков II стал проводить прокатолическую политику в 1688. Сам Локк вместе с Шефтсбери и его окружением были убеждены, что этот момент наступил уже при Карле II в 1682; именно тогда и была создана рукопись Двух трактатов .

Локк отметил свое возвращение в Англию в 1689 публикацией еще одной работы, близкой по содержанию к Трактатам , а именно первого Письма о веротерпимости (Letter for Toleration , написано в основном в 1685). Он писал текст по-латыни (Epistola de Tolerantia ), с тем чтобы опубликовать его в Голландии, и по случайности в английский текст попало предисловие (написанное переводчиком, унитарием Уильямом Поплом), в котором провозглашалось, что «абсолютная свобода... – это то, что нам необходимо». Сам Локк не был сторонником абсолютной свободы. С его точки зрения, католики заслужили гонения, поскольку клялись в верности иностранному властелину, папе ; атеисты – поскольку их клятвенным заверениям нельзя верить. Что касается всех остальных, то государство должно оставить за каждым право на спасение своим собственным путем. В Письме о веротерпимости Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) – это обязанность не государства, а церкви.

Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Но его личный символ веры был удивительно краток и состоял из одного-единственного суждения: Христос – Мессия. В этике он был гедонистом и верил, что естественной целью человека в жизни является счастье, а также что Новый завет указал людям путь к счастью в этой жизни и жизни вечной. Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих счастье в кратковременных удовольствиях, за которые впоследствии приходится платить страданием.

Вернувшись в Англию во время «славной» революции, Локк вначале намеревался занять свой пост в Оксфордском университете, из которого был уволен по указанию Карла II в 1684 после отъезда в Голландию. Однако, обнаружив, что место уже отдано некоему молодому человеку, он отказался от этой идеи и посвятил оставшиеся 15 лет жизни научным исследованиям и государственной службе. Вскоре Локк обнаружил, что пользуется известностью, но не из-за своих политических сочинений, выходивших анонимно, а как автор труда Опыт о человеческом разумении (An Essay Concerning Human Understanding ), впервые увидевшего свет в 1690, однако начатого в 1671 и законченного в основном в 1686. Опыт выдержал ряд изданий при жизни автора, последнее пятое издание, содержавшее исправления и дополнения, вышло в 1706, после смерти философа.

Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя: «Какова польза, – спрашивал он, – от поэзии?» Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, – писал он, – здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

Локк был далек от того, чтобы презирать лондонское общество, в котором вращался благодаря успеху своих сочинений, однако не в силах был выносить городскую духоту. Большую часть жизни он страдал от астмы, а после шестидесяти подозревал, что болен чахоткой. В 1691 он принял предложение поселиться в загородном доме в Отсе (графство Эссекс) – приглашение леди Мешэм, жены члена парламента и дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Однако Локк не позволил себе полностью расслабиться в уютной домашней атмосфере; в 1696 он стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей Банка Англии. В Отсе Локк занимался воспитанием сына леди Мешэм и переписывался с Лейбницем . Там же его посещал И.Ньютон , с которым они обсуждали послания апостола Павла. Однако основным его занятием в этот последний период жизни стала подготовка к изданию многочисленных трудов, идеи которых он прежде вынашивал. Среди работ Локка – Второе письмо о веротерпимости (A Second Letter Concerning Toleration , 1690); Третье письмо о веротерпимости (A Third Letter for Toleration , 1692); Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education , 1693); Разумность христианства, каким оно передано в Писании (The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures , 1695) и многие другие.

В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в Отс. Умер Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704.

Джон Локк – английский политический мыслитель, философ, государственный деятель, непосредственный участник английской революции, представитель эмпиризма и либерализма, «интеллектуальный вождь XVIII в.», сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.

Родился в городе Рингтон на западе Англии в пуританской семье, которая не признавала власть в стране англиканской церкви и находилась в оппозиции абсолютной монархии Карла I. С детства Локк испытывал влияние политических идеалов отца − провинциального адвоката, отстаивавшего суверенитет народа.

Во время обучения в Вестминстерской монастырской школе с 1646 г. был одним из лучших учеников. В 1652 г. поступил в Оксфордский университет, где сблизился с энтузиастами научного направления, противостоявшего схоластической философии, господствовавшей в то время в английских университетах.

В Оксфорде на него оказывали глубокое влияние учёный Джон Уилкинс со своей страстью к научным экспериментам, и Ричард Лоувэ, впервые применивший переливание крови и увлекший Локка медициной. В университете появился интерес к философии Декарта и Гассенди благодаря знакомству с Робертом Бойлем (1627-1691), с которым Локк проводил естественнонаучные эксперименты. После получения в 1655 г. степени бакалавра искусств и в 1658 г. степени магистра, преподавал студентам греческий язык и риторику.

Год пробыл в Берлине (с 1664 г.) в качестве секретаря посла Вальтера Фена. По возвращении начал заниматься вопросом отношений церкви и государства, в частности проблемой веротерпимости и свободы совести.

Знакомство в 1666 г. с лордом Энтони Эшли стало поворотным событием в жизни Джона Локка. Благодаря Энтони Локк начинает интересоваться политикой и теологией. По просьбе лорда он в 1667 г. пишет «Опыт о веротерпимости», в этом труде отражена концепция религиозной терпимости, которая затем воплотилась в четырёх «Письмах о веротерпимости».

На протяжении последующих пятнадцати лет он активно участвует в политической жизни Англии и находится под покровительством своего союзника Э. Эшли. Локк начинает исследования в области теории происхождения государства, сущности политического общества, его собственности, описанные в его работе «Опыты о законе природы» (1660-1664 гг.).

Карьера Локка во многом зависела от служебных взлётов и падений лорда Эшли, который стал в 1672 г. лордом Шефтсбери и великим канцлером Англии, но будучи лидером оппозиционной королю партии вигов, положение его было непрочным. Поэтому в период с 1672 по 1679 гг. Локк получал различные должности в высших правительственных кругах.

Вслед за Шефтсбери в 1683 г. Джонн Локк эмигрировал в Голландию, понимая, что оставаться в Англии без своего покровителя небезопасно. Вскоре лорд скончался в Амстердаме. Как отмечал Локк, это были годы тревоги и опасности. Правительственные агенты следили за ним и докладывали о каждом его шаге, в Голландии ему приходилось скрываться под чужим именем, чтобы не быть арестованным в обвинении заговора против Англии.

«Славная» революция, произошедшая в 1688 г., положила конец монархии Стюартов. Королём был провозглашён Вильгельм Оранский, значительно ограничив власть парламента. Поэтому в результате наступившей развязки, Локк смог вернуться домой в Англию и продолжить литературную и научную деятельность, а также занимать различные административные посты. Однако постепенно ухудшающееся здоровье: постоянные припадки застарелой болезни, мучавшая его уже несколько лет астма, принудили просить у короля отставки.

Основные сочинения:

«Два трактата о государственном правлении» 1690 г.

«Опыт о человеческом разумении» (Essay Concerning Human Understanding) 1690 г.

«О разумности христианской религии» 1695 г.

Основные идеи:

Дж. Локк провозглашал идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых прав личности, верховенства закона, восстания против деспотизма и тирании. Он ставил суверенитет народа выше суверенитета, созданного им государства и при осуществлении правителями деспотической власти, наделял народ правом по «изначальному и превосходящему все людские законы … воззвать к небесам».

  • до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, т. е. состоянии полной свободы и равенства при распоряжении свои имуществом и своей жизнью, мира и доброжелательности, мира и безопасности;
  • государство − совокупность людей, объединённых под верховенством закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников;
  • люди, строя государство, прислушиваются к голосу разума и, отмеряя предельно точно объём полномочий, передают ему. Но право на жизнь, свободу, равенство, владение имуществом они не отчуждают никому, т. к. это естественные права каждого с рождения, которые нельзя преступать государству;
  • общий закон − конституирующий государство признак, признанный по общему согласию народа в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий;
  • закон − не любое предписание, исходящее от гражданского общества или установленного людьми законодательного органа, а акт стабильный и долговременного действия, указывающий каждому разумному существу такое поведение, которое бы соответствовало собственным интересам и служило достижению общего блага;
  • главная угроза свободе − неразделённая власть и сосредоточение в руках монарха абсолютной власти, поэтому публично-властные полномочия государства необходимо разграничить и поделить между разными органами, разделить на 3 основные ветви: законодательную, исполнительную и федеральную;
  • первое место занимает законодательная ветвь власти, от нее зависит форма правления, остальные ветви должны подчинятся ей;
  • если законодательная власть находится в руках общества, то это демократическая форма правления; если верховная власть в руках нескольких избранных лиц и их потомков или преемников − олигархия; если в руках одного лица − монархическая форма правления;
  • не отдавая предпочтения ни одной из существующих форм правления, категорически отвергал абсолютную власть монарха и предпочитал говорить только об ограниченной, конституционной, власти монарха.

Его социальная философия и теория познания оказали сильнейшее влияние на общество, а также способствовали разработке американской конституции и формированию современной британской политической системы. Идеи Локка произвели воздействие на таких великих учёных, как Беркли, Кант, Вольтер, Руссо, Шопенгауэр и других философов-политиков, американских революционеров и шотландских мыслителей Просвещения.

Джон Локк - английский философ Нового времени, работы которого относятся к эпохе реставрации в Англии, вошедший в историю в первую очередь как основоположник эмпирико-материалистической теории познания.

В его трудах нашло отражение большое число черт того времени: столкновение современных веяний и средневекового мышления, переход в капиталистическое общество из феодального, объединение и приход к власти двух политических партий, "Вигов" и "Тори", что привело к завершению процесса превращения Англии в мощнейшую державу.

Локк являлся сторонником буржуазии и социально-классового компромисса, сформировал основные принципы доктрины либерализма, многое внёс и сделал для разработки принципов и защиты свободы совести и веротерпимости (наиболее яркой из работ на эту тему является "Послание о веротерпимости" (1689)), что особенно актуально и в современном мире.

В своём мышление Локк основывается на теорию познания (гносеологию), мыслит он систематически, таким образом, что одно вытекает из другого.

Локка можно отнести к представителям Естественнонаучного направления материализма (наряду с такими деятелями как Бэкон и Спиноза), то есть основанного на конкретных науках и знаниях.

Материализм - это философское направление признающее первичность материи и вторичность сознания.

Основными работами являются:

"Опыт о человеческом разумении" (1690), содержащее объяснение цельной системы эмпирической философии, в которой отрицает теорию врождённых идей и высказывает идею того, что человеческие знания берутся из ощущаемого опыта.

"Два трактата о правление" (1690), в которой Локк высказывает свои философские, социально-политические взгляды, продвигает теорию происхождения собственности из труда, а государственной власти из общественного договора.

Локк положил основы идеологии Просвещения и оказал сильное влияние на очень многих мыслителей, в том числе таких как Беркли, Руссо, Дидро и многих других.

В "Опыте о человеческом разумение" Локк выражает компромиссные решения политических и религиозных вопросов в форме философского материализма. А работа "Элементы натуральной философии", созданная в последние годы жизни Локка, показывает взгляды философа на строение мира на основе идей физики Ньютона. Это натуральная философия (натурфилософия) и слово "бог", предусмотревший законы природы упоминается лишь единожды, причём противоположным оборотом: "природа предусмотрела…".

Локк считал разрешение гносеологических проблем важнейшей своей задачей, но при этом он не редуцировал всю свою философию к теории познания. Вся его теория познания идейно граничит с фундаментальными философскими посылками: ощущения не выдумка воображения, а естественные процессы действующие независимо от нас, но при этом влияющие на нас.

В элементах натуральной философии заметно влияние, оказанное на Локка Ньютоном, ибо весь этот труд является отражением Ньютоновского видения картины мира, правда также заметно влияние Бойля и Гассенди и их атомистики: Атомы движутся в пустоте по законам единой механики, вопрос об эфире остаётся незаконченным.

Локк был убеждён, что Ньютоновские силы гравитации и инерции составляют динамическую структуру в мире, но он не исключал возможности наличия других, пока неизвестных сил, скорее он был уверен, что в будущем они будут открыты.

Главным мотивом всех теоретических построений Локка является существование физического, материального мира, разделённого на бесчисленное множество частей, элементов и фрагментов, но единого в своих законах.

Второй его мотив заключается в том, что человеческое благоустройство неосуществимо без постановки сил природы на службу людей. "…Если бы только употребление железа прекратилось у нас, мы через несколько столетий дошли бы до нужды и невежества туземцев древней Америки природные способности и богатства которых нисколько не были хуже, чем у самых процветающих и образованных народов "

Чтобы владеть природой, её необходимо познать, а для возможности познания необходимо знать характер и свойства внешнего мира, а также свойства и систему познавательных способностей самого человека.

Проблема познания бытия мира существующего вне нас была разделена Локком на 4 вопроса:

1) Существует ли многообразный мир материальных объектов?

2) Каковы свойства этих материальных объектов?

3) Существует ли материальная субстанция?

4) Как возникает в нашем мышление понятие материальной субстанции и может ли быть это понятие отчётливым и точным?

Ответ на первый вопрос, по мнению Локка можно считать положительным, ответ на второй вопрос можно получить с помощью специально проведённого исследования. Ответ на 3-ий вопрос говорит о том, что если имеется всеобщая основа вещей, то она должна быть материальной, материя в мыслях Локка несёт в себе "идею плотной субстанции, которая везде одна и та же". Если бы у материи не было иных свойств, то многообразие эмпирического мира оказалось эфемерным, тогда бы нельзя было объяснить, почему окружающие нас обладают разными свойствами, твёрдостью, крепостью и т.д.

Но нельзя окончательно признать, что материальная субстанция является единственной, ибо вопрос о духовной субстанции Локк не решает до конца в своих рассуждениях.

В четвёртом вопросе понятие материальной субстанции представляется Локку несколько непонятным, по его мнению, безусловно, имеется переход от однородной материи к многообразному миру, но обратный вариант маловероятным. Скептическое отношение к "обратному процессу " можно связать с тем, что Локк связывает его со схоластическим обособлением от опыта, понятия субстанции.

Локк считает философскую субстанцию продуктом мыслящего воображения.

Понятие и суждения, несущие знания и врождённые принципы, или по - другому учение о врождённых идеях в XVII вв. было основной идеалистической концепцией внеэмпирического сознания, а также "платформой" для представлений о духовной субстанции для хранения врождённых идей. Эту теорию разделяли многие философы того времени, хотя она уходила корнями в античную древность. Идеи XVII века совпадали с античным утверждением о нематериальности душ в связи с их божественным началом.

Локк направил свою критику против кембриджских последователей Платона (по сути родоначальника теории врождённых идей), сторонников этой идеи из Оксфорда и прочих приверженцев, опиравшихся на средневековую неоплатоническую традицию.

Мыслители настаивали в первую очередь на врождённости моральных принципов, а Локк в первую очередь критикует этический нативизм, но не обходит он стороной и сторонников Декарта с их гносеологическим нативизмом.

Во всех случаях Локк критиковал конкретно идеализм.

Суждения о врождённости знаний чувственных качеств, врождённость понятий, суждений и принципов, Локк считает необоснованными, а также противоречащими разуму и опыту, опровергает аргументацию противоположной стороны, основанную на мнимом факте "общего согласия" людей, зыбкой очевидности законов логики и аксиом математики, на непрочных надеждах обнаружить врождённые идеи в детях, изолированных от общества, разум которых не замутнён внешним опытом. В своей критике Локк успешно и умело использует отчёты путешественников, мемуарную литературу, а также свои знания медицины, психологии и этнографии.

Локк решительно отвергает идею сторонников нативизма о врождённости идей бога и его заповедей, он относит его к числу сложных идей и относительно поздно сформированных. Также он подчёркивает, что эта идея особенного выгодна тем, кто хочет управлять людьми "от имени верховного владыки".

локк философ эмпиризм либерализм

Это высказывание Локка, скорее всего, относится к феодалам и верховным священнослужителям, использовавшим нативизм для пропаганды свирепой нетерпимости.

Отрицая врождённые идеи, Локк не отвергал врождённые потребности, стремления, аффекты, особенности поведения. Современная наука не отрицает, эти мысли и называет общим понятием - унаследованная структура нервной системы.

Критика теории врождённых идей является отправной точкой для всей теории познания и педагогики Локка, и она помогла в дальнейшем анализе возникновения и развития, границ и состава, строения и путей проверки знания.

В этике для Локка, важную роль сыграло отрицание врождённых принципов морали: оно помогло связать понятие "добро" с удовольствием и пользой, а понятие "зло" с вредом и страданиями, таким образом, родилось учение "о естественном законе морали" и о естественном праве в его этической интерпретации.

Некоторое несовпадение можно заметить в соотношение принципов морали и требования разума. В 3-ей главе "опыта о человеческом разумение" Локк приводит немало примеров народов, живущих в разных местах и условиях, у которых считаются разными, а то и вовсе противоположные поступки морального и антиморального характера. Европейские же народы в основном стараются поступать так, чтобы хорошо выглядеть в глазах других, при этом, не всегда обращая внимания на "божественные" законы или законы государства. Тогда получается, что Общечеловеческий разум изрекающие твёрдые моральные рамки, понятие нелогичное. Скорее всего это связано с развитием философских взглядов Локка и с политическими изменениями в стране.

Локк считал, что всё человеческое знание берётся из индивидуального опыта. Этот тезис выдвигали ещё эпикурейцы, причём они уже толковали его сенсуалистически. Также ранее в эту сторону направляли взгляды Бэкон, Гассенди и Гоббс, однако все они смотрели "однобоко", а Локку удалось всесторонне обосновать эмпиризм в плане материалистического сенсуализма. Локк стремился выявить суть опыта - происхождение, строение и развитие. Он пользовался принципом обобщающего комбинирования, который выдвинул Бэкон. Также он применял этот принцип к ощущениям и этим выявлял их взаимодействие.

Для понимая чувственного опыта, Локк рассматривал его и как источник сведений о мире, и как средство, предназначенное для построения науки. Соответственно необходима была постановка целенаправленных опытов и экспериментов, выбраковки ложных предположений и выводов. Он провёл различия между ошибочным истолкованием разума как абсолютного изначального источника знания и его плодотворным пониманием как инициатора и организатора познавательной, а соответственно и чувственной деятельности. Первое им было отвергнуто, а второе принято, поддержано и развито.

От Локка берёт начало антирационалистический принцип непосредственной данности элементов чувственного опыта, также как и непосредственности установления их истинности. Он считает, что каждое из отдельных ощущений дано человеку в поле его чувственных переживаний как некая однородная в себе, неразделимая на различные составляющие и устойчивая в своём качестве реальность.

Опыт по Локку, это всё то, что воздействует на сознание человека и усваивается им в течение всей жизни. "На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно и происходит". Начальная часть всего знания это ощущения, вызванные воздействиями внешнего мира.

Опыт по Локку сгладывается из идей, человеческий ум "видит" идеи и непосредственно воспринимает их. Под идеей Локк подразумевает отдельное ощущение, восприятие объекта, его чувственное представление, в том числе образное воспоминание или фантазию, понятие объекта или отдельного его свойства. Среди идей указаны и акты - интеллектуальные, эмоциональные и волевые.

"Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, это следует понимать таким образом, что под ними имеются в виду те качества в предметах, которые вызывают в нас идеи" - пишет Локк.

Включив в разряд идей различные процессы и функции человеческой психики, он создаёт предпосылку для выделения этой группы идей в особую рубрику. Идеи предполагающие наличие других идей формируются и функционируют на основе того, что ум внутри себя эти последние осознаёт, а соответственно и познаёт - для Локка во многих случаях осознание простых идей уже является их познанием.

Философ разделяет опыт на две группы: опыт внешний и опыт внутренний или по-другому рефлексия, которая может существовать только на основе внешнего (чувственного) опыта. Чувственное восприятие окружающих нас и действующих на нас предметов и явлений "есть первая и простейшая идея, которую мы получаем от рефлексии".

Для дальнейшего исследования рефлексии, Локк считает необходимым серьёзно проанализировать именно простые, а потому первичные идеи.

При этом он оставляет открытым вопрос: какие именно идеи первичны? Один из параграфов "опыта о человеческом разумение" даже называется: "какие идеи первые, не ясно". Относительно простых идей также имеются спорные моменты, потому что непроста сама идея "простота".

Таким образом, из выше изложенного материала видно, что Дж. Локк внес существенный вклад в развитие философии и поправу занимает вней важное место.