Презентация на тему личность темперамент характер способности. Темперамент

    Слайд 2

    Основные понятия

    Темперамент - устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в характере поведения человека, в степени его жизненной активности. Характер - это совокупность устойчивых проявлений психики человека, воспроизводимые в общении и деятельности, которые обусловливают типичные способы поведения в той или иной ситуации. В отличие от темперамента характер человека может изменяться в течение жизни в зависимости от причин морального, социального и экономического содержания. Способности - та­кие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

    Слайд 3

    Типы ВНД

    В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) "безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика); 2) "живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с, соответствует темпераменту сангвиника); 3) "спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с, соответствует темпераменту флегматика); 4) слабый (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с, обусловливает темперамент меланхолика).

    Слайд 4

    Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не умеет себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

    Слайд 5

    Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

    Слайд 6

    Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

    Слайд 7

    Меланхолик - человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть свои чувства, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, не уверен в себе, у него могут возникнуть невротические расстройства. Они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

    Слайд 8

    Характер человека складывается из: отношение к себе (требовательность, последовательность или самовлюбленность, непостоянство чувств и поступков); отношение к людям (внимание, вежливость или пренебрежительное отношение); отношение к делу (серьезность, ответственность или безразличие, пренебрежение); отношение к вещам (аккуратность или неряшливость, предоставление вещам большого значения или сдержанное отношение к ним). Характер рассматривается как комплексное образование и в значительной степени зависит от темперамента. Критерием характера считается поступок человека в той или иной ситуации.

    Слайд 9

    Типы характера

    1.Интроверт. Это, как правило, человек самодостаточный, имеет очень небольшой круг общения. Интроверты быстро устают от людей, шума. Они, как правило, имеют одного-двух друзей, но с этими людьми устанавливаются очень близкие и доверительные отношения. 2. Экстраверт. Противоположный тип. Люди данного типа, как правило, устанавливают для себя очень широкий круг общения, но близкие отношения отсутствуют. У экстравертов много приятелей, но нет друзей. 3. Сенситивный тип. Чувствительный. Люди данного типа, как правило, уязвимы, обидчивы, склонны подозревать других в любых обстоятельствах. 4. Демонстративный тип. Люди данного типа склонны подчинять себе других, управлять, ставить себя на первый план. 5. Неудержимый тип. Это очень эмоциональные, несдержанные в общении и поступках люди. Они отличаются импульсивностью и непоследовательностью поведения.

    Слайд 10

    Классификация способностей

    Природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей (например, такими элементарными спо­собностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуни­кации) Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: А) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения; Б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям; В) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры; Г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности.

    Слайд 11


    ЛЕВ Импульсивный, активный, решительный, берет ситуацию в свои руки, специалист по контролю (что, как, когда, где), сильно выраженные лидерские качества Важно: все пожелания и критика должна высказываться в дружелюбной форме, любит факты, должны быть определены четкие сферы влияния Проблемы: не терпит соперников в достижениях, не интересует процесс выполнения задачи, может быть недостаточно гуманен (идти по головам) Рукопожатие – рука сверху и согнута в локте.



    Креативщик Экспрессивные Серфинг (ловит волну) – движим чутьем, инициативой, развита интуиция, имеют чувство юмора Важно: вдохновение, внимание, признание, рукопожатия, объятия. Нельзя сильно давить, нужно выслушать, тогда дело будет доведено до конца. Проблемы: неорганизованны, не всегда доводят дело до конца, чувства затмевают конечную цель проекта.


    ДРУЖЕЛЮБНЫЙ Помощники, дружелюбные, специалисты по отношениям, умеют держать баланс в коллективе. Стремятся к честным, доверительным отношениям. Точно передает климат в коллективе. Важно: если в коллективе конфликт, проблема в отношениях, может закрыться, молчать. Необходима доверительная беседа, вдохновение. Проблема: нерешительны, не терпят давление


    Аналитик Аккуратен, точен, любит факты, статистику. Объясняет, учит. Дает возможность планировать работу, правильно распределять обязанности. Важно: говорит только то, в чем полностью уверен, испытывает стресс при хаосе, беспорядке. Не любит спонтанных решений, нужно время на подготовку. Проблема: медлительность, не принимает решения, не инициативен, не общителен, равнодушен к проблемам.




















    Холерический темперамент Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холериков выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации.


    Сангвиники Высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности.


    Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот « общение » с компьютерами для него подходит больше. Меланхолики


    Флегматичный темперамент Флегматики медлительны и уравновешенны. Доводят начатое дело до конца. Следует развивать - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.




    Способности Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности Природные (восприятие, память, мышление) Специфические (музыкальные, Математические, лингвистические и т. д.)







    Эмоция – это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. (« уход в себя », чувство одиночества, паника, страх). Чувства – это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым)


    Настроения – наиболее длительное состояние. Настроение отражает общее состояние переживаний человека. Настроение может быть приподнятым или подавленным. К настроению относят скуку, печаль, страх, отчаяние, радость, надежду, увлеченность. Стресс – реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие – холод, усталость, боль, унижение и т. д.

    1 слайд

    2 слайд

    Характеристики человека. Вы, наверное, заметили, что вы и ваши друзья, школьные товарищи, по-разному реагируете на школьный звонок. Одни всё бросают и сломя голову бегут в класс. Другие, если заняты были разговором, сначала все-таки договорят и только потом бегут на урок. Третьи, не торопясь, степенно возвращаются в класс.

    3 слайд

    Характеристика человека – это особенность нервной системы. Эти характеристики человека – быстро или медленно, импульсивно или степенно, в одиночестве или всегда в компании, доведя дело до конца или бросая в середине дела – зависят от особенностей его нервной системы.

    4 слайд

    Темперамент. Особенности нервной системы человека называются темпераментом. В психологии под темпераментом понимают характеристику человека со стороны интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека: силы, подвижности и возбудимости.

    5 слайд

    Типы темперамента. Условно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

    6 слайд

    Сагвиник. Сангвиник – человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

    7 слайд

    Флегматик. Флегматик – человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

    8 слайд

    Холерик. Холерик – возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстроговорящий человек.

    9 слайд

    Меланхолик. Меланхолик – человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко всё переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он и быстрее устаёт.

    10 слайд

    11 слайд

    Помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Например, когда вы увлечённо болеете за любимую спортивную команду, вы можете вести себя как холерик, то есть прыгать, вскакивать с места, кричать, обнимать соседа или отчаянно ругать незадачливого игрока.

    12 слайд

    Помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Когда вы готовите уроки, понимая, что для вас это важно, вы можете выглядеть флегматиком.

    13 слайд

    Однако! Экспериментально доказано, что в экстремальных ситуациях или когда долго приходится заниматься одним делом, преобладающий тип темперамента обязательно начинает играть главную роль.

    14 слайд

    Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия холерик начнёт лихорадочно метаться и суетиться, а если не сможет взять под контроль проявления своего темперамента, то, скорее всего, поддастся панике.

    15 слайд

    Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия меланхолик наверняка впадёт в глубокое уныние и начнёт представлять возможные страшные картины того, что может произойти. Это может помешать ему принять правильное решение.

    16 слайд

    Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия флегматики из-за своей заторможенности чаще всего недооценивают опасность, что также вредно для обеспечения безопасности.

    17 слайд

    Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия сангвиник, скорее всего сумеет быстро побороть свой страх и даже найти в себе силы подшутить над происходящим. Но ему может не хватить чуткости к ближним.

    18 слайд

    Вы сможете в чрезвычайной природной ситуации преодолеть особенности своей нервной системы. Если вы будете тренировать свою волю (решительность, настойчивость, управление своими эмоциями, настроением). Если вы будете тренировать свои психические процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение).

    19 слайд

    Чтобы психологически подготовиться к встрече с опасностью: надо обратить внимание на свой характер.

    20 слайд

    От кого зависит формирование нашего характера? В основе характера человека лежит его темперамент, который дан нам от природы, а характер – это то, за что ответственны мы сами. Чем мы старше, тем в большей степени формирование нашего характера зависит от нас самих.

    По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные. Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента, названия которым присвоил еще Гиппократ.

    Подобные документы

      Темперамент как врожденные особенности человека, обусловливающие динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, приспособления к окружающей среде. Типы темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Становление характера.

      реферат, добавлен 03.04.2011

      Психологические свойства темперамента человека и основные его типы (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), способы его проявления в юношеском возрасте. Взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности, принципы направленности личности.

      курсовая работа, добавлен 26.12.2014

      Изучение основных типов темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик, их особенности и преобладающие черты. Связь характера человека и его строения тела, основные конституционные типы. Изучение влияния темперамента на деятельность человека.

      контрольная работа, добавлен 01.04.2010

      Темперамент и его виды: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Классификация темпераментов по К. Юнгу на экстраверсию и интроверсию. Характер личности и его особенности. Связь характера и темперамента человека, их главные отличия друг от друга.

      реферат, добавлен 30.04.2015

      Взаимосвязь темперамента с характером, исследование сущности и структуры данных психологических категорий, их физиологическое обоснование. Типы темпераментов и их роль в личности: флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик. Черты и особенности характера.

      реферат, добавлен 18.03.2015

      Общее понятие о темпераменте, его физиологическая основа, основные типы (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик) и их происхождение. Особенности проявления каждого типа темперамента. Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности.

      курсовая работа, добавлен 10.12.2014

      Характеристика темперамента как свойства личности, его физиологические основы и особенности проявления. Классификация типов темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) и его связь с характером человека. Исследование темперамента подростков.

      курсовая работа, добавлен 26.03.2015

      Сущность понятия "темперамент". Сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом. Действие цвета на поведение человека.

      контрольная работа, добавлен 27.06.2013

      Характеристика темперамента - проявления типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности. Типы нервной системы. Свойства темперамента. Меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик. Методика Яна Стреляу.

      реферат, добавлен 22.08.2010

      Особенности каждого из типов темперамента. Особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Характеристики темпераментов: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Тип темперамента в зависимости от свойств личности.