Arduino русская версия. Установка дополнительных плат в Arduino IDE

Рассмотрим начало работы с Arduino в операционной системе Windows на примере Arduino Uno . Для других плат разница минимальна - эти особенности перечислены на страницах описания конкретных плат.

1. Установка Arduino IDE

Шаг 1

Выберите версию среды в зависимости от операционной системы.

Шаг 2

Нажмите на кнопку «JUST DOWNLOAD» для бесплатной загрузки Arduino IDE.

2. Запуск Arduino IDE

Запустите среду программирования Arduino IDE.

Arduino IDE не запускается?

Вероятней всего, на компьютере некорректно установлена JRE - Java Runtime Environment. Для решения проблемы

3. Подключение платы к компьютеру

Операционная система распознала плату Arduino как COM-порт и назначила номер 2 . Если вы подключите к компьютеру другую плату Arduino, операционная система назначит ей другой номер. Если у вас несколько плат Arduino, очень важно не запутаться в номерах COM-портов.

Что-то пошло не так?

После подключения Arduino к компьютеру, в диспетчере устройств не появляются новые устройства? Это может быть следствием следующих причин:

    Неисправный USB-кабель или порт

    Блокировка со стороны операционной системы

    Неисправная плата Arduino

4. Настройка Arduino IDE

Для настойки среды Arduino IDE с конкретной платформой Arduino - необходимо выбрать название модели Arduino и номер присвоенного плате COM-порта.


В рассмотренном примере мы выбрали плату Arduino Uno. В вашем случае выбирайте конкретно вашу модель Arduino.

Поздравляем, среда Arduino IDE настроена для прошивки платы Arduino.

Что-то пошло не так?

Среда настроена, плата подключена. Пора прошивать платформу.

Arduino IDE содержит большой список готовых примеров в которых можно быстро подсмотреть решение какой-либо задачи. Выберем самый распространенный пример - «Blink».

Немного модифицируем код, чтобы увидеть разницу с заводским миганием светодиода.

Заменим строчку:

Delay(1000 ) ;

Delay(100 ) ;

Полная версия кода:

void setup() { // настраиваем пин 13 в режим выхода pinMode(13 , OUTPUT) ; } void loop() { // подаём на пин 13 «высокий сигнал» digitalWrite(13 , HIGH) ; // ждём 100 миллисекунд delay(100 ) ; // подаём на пин 13 «низкий сигнал» digitalWrite(13 , LOW) ; // ждём 100 миллисекунд delay(100 ) ; }

Теперь светодиод «L» должен загораться и гаснуть каждые 100 миллисекунд - в 10 раз быстрее исходной версии. Загрузите скетч в Arduino и проверьте.
После загрузки светодиод начнёт мигать быстрее. Всё получилось.

Что-то пошло не так?

В результате загрузки появляется ошибка вида: avrdude: stk500_get sync(): not in sync: resp = 0x00 ? Значит Arduino настроена некорректно. Вернитесь к предыдущим пунктам и убедитесь в том, что устройство было корректно распознано операционной системой, а в Arduino IDE установлены правильные настройки COM-порта и модели платы.

Среда разработки Arduino представляет собой текстовый редактор программного кода, область сообщений, окно вывода текста(консоль), панель инструментов и несколько меню. Для загрузки программ и связи среда разработки подключается к аппаратной части Arduino.

Где её можно скачать?

Свежую версию всегда можно найти на официальном сайте arduino.cc

Для каких операционных систем она доступа?

Windows, Mac, Linux

Существует ли полное, официальная справка о программировании Arduino?

Да, но к сожалению только на английском. Ссылка.

Перейдем к обзору самой среды. На момент написания статьи самой последний версией является 1.0.5. Именно обзор этой версии мы и проведем. К слову, вы же уже успели установить свою Arduino плату? Нет? У нас для вас есть :)

Понятия "скетч", "компиляция" и другие основные определения можно найти в следующей статье: " ". Сейчас же просто рассмотрим основной функционал Arduino IDE.​

"Файл" . Опустив очевидные пункты меню, хотелось бы упомянуть такой пункт, как "Папка со скетчами". По умолчанию Arduino IDE сохраняет каждый скетч в отдельную папку. Имя папки совпадает с именем, указанным для скетча при сохранении. Изменить рабочую директорию для папок со скетчами можно в пункте меню "Настройки".

В меню "Правка" расположены команды для работы с кодом вашей программы. Часто используемые команды удобны наличием комбинаций для быстрого доступа посредством клавиатуры. Удобными функциями являются возможность копирования для форумов и в html формате, позволяющие делится вашими скетчами, сохраняя наглядность разметки в виде BB кодов или html разметки соответственно.

"Скетч" . В данном меню продублирована команда из панели управления "Проверить / Компилировать". Выполнение которой приведет к проверке вашего кода на ошибки, и в случае их отсутствия - к компиляции.

Пункт меню "Показать папку скетчей" откроет рабочую директорию Arduino IDE, указанную в настройках.

"Добавить файл..." позволяет открыть текстовый файл (или скетч) в отдельной вкладке.

Отдельно хотелось бы остановиться на импорте библиотек. Arduino IDE содержит множество предустановленных библиотек. Их список, а так же справочное руководство на английском можно найти на arduino.cc .

Библиотеки добавляют дополнительную функциональность скетчам, например, при работе с аппаратной частью или при обработке данных. Одна или несколько директив #include будут размещены в начале кода скетча с последующей компиляцией библиотек и вместе со скетчем. Загрузка библиотек требует дополнительного места в памяти Arduino. Для установки сторонних библиотек можно воспользоваться командой "Импортировать библиотеку..."/"Add Library...":

В качестве альтернативы возможно добавление библиотек напрямую в рабочую директорию в папку libraries. При таком подходе необходим перезапуск IDE.

В меню "Сервис" необходимо указать модель вашей Arduino платы, а так же COM порт, к которому она подключена.

Удобной функцией является автоформатирование, которая позволяет исправить огрехи в разметке скетча и привести его в удобочитаемый вид. Особенно актуально при копировании сторонних программ.

Среда Arduino IDE позволяет залить bootloader на atmega микроконтроллеры. В пункте меню "Программатор" указывается используемое устройство. Команда "Записать загрузчик" осуществляет непосредственно заливку бутлоадера для указанной модели платы.

Пункт меню "Монитор порта" вызывает окно для обмена сообщениями с arduino через COM порт:

"Справка" : Пункты меню ведут на соответствующие статьи на официальный сайт (английский язык).

Команды панели управления, как мы видим, дублируют наиболее актуальные пункты меню.

На этом мы завершаем наш обзор Arduino IDE. На любые возникшие вопросы, как всегда, готовы ответить в комментариях. Оставайтесь с нами:)

Полезные ссылки:

MariaMole — open-source проект, реализующий альтернативный Arduino IDE для продвинутых пользователей.

Настройка Eclipse для работы с Arduino Uno.

Среда разработки Arduino состоит из встроенного текстового редактора программного кода, области сообщений, окна вывода текста(консоли), панели инструментов с кнопками часто используемых команд и нескольких меню. Для загрузки программ и связи среда разработки подключается к аппаратной части Arduino.

Скачать
Мониторинг последовательной шины (Serial Monitor)

Отображает данные посылаемые в платформу Arduino (плата USB или плата последовательной шины). Для отправки данных необходимо ввести текст и нажать кнопку Send или Enter. Затем выбирается скорость передачи из выпадающего списка, соответствующая значению Serial.begin в скетче. На ОС Mac или Linux платформа Arduino будет перезагружена (скетч начнется сначала) при подключении мониторинга последовательной шины.

Имеется возможность обмена информацией с платформой через программы Processing, Flash, MaxMSP и т.д. (см. подробности на странице описаний интерфейсов).

Настройки

Некоторые настройки изменяются в окне Preferences (меню Arduino в ОС Mac или File в ОС Windows и Linux). Остальные настройки находятся в файле, месторасположение которого указано в окне Preferences.

Платформы

Выбор платформы влияет на: параметры (напр.: скорость ЦП и скорость передачи данных), используемые при компиляции и загрузке скетчей и на настройки записи загрузчика (Bootloader) микроконтреллера. Некоторые характеристики платформ различаются только по последнему параметру (загрузка Bootloader), таким образом, даже при удачной загрузке с соответствующим выбором может потребоваться проверка различия перед записью загрузчика (Bootloader).

  • Arduino BT
    Тактовая частота ATmega168 16 МГц. Загрузка Bootloader происходит совместно с кодами для инициализации модуля Bluetooth.
  • LilyPad Arduino с ATmega328
    Тактовая частота ATmega328 8 МГц (3.3 В) с возможность автоматической перезагрузки. Соответствует Arduino Pro или Pro Mini (3.3 В, 8 МГц) с ATmega328.
  • LilyPad Arduino с ATmega168
    Тактовая частота ATmega168 8 МГц.

    Загруженный Bootloader имеет длинный таймаут (при перезагрузке светодиод пина 13 мигает три раза), т.к. оригинальные версии LilyPad не поддерживают автоматическую перезагрузку. Также не поддерживаются внешние часы и, следовательно, Bootloader конфигурирует загрузку внутренних 8 МГц часов в ATmega168.

    При наличии поздних версий LilyPad (с 6-контакным программным вводом) перед загрузкой Bootloader требуется выбрать Arduino Pro или Pro Mini (8 MHz) с ATmega168.

  • Arduino Pro или Pro Mini (3.3 В, 8 МГц) с ATmega328
    Тактовая частота ATmega328 8 МГц (3.3 В) с возможность автоматической перезагрузки. Соответствует LilyPad Arduino с ATmega328.
  • Arduino Pro или Pro Mini (3.3 В, 8 МГц) с ATmega168
    Тактовая частота ATmega168 8 МГц (3.3 В) с возможность автоматической перезагрузки.
  • Arduino NG или предыдущие версии с ATmega168
    Тактовая частота ATmega168 16 МГц без возможности автоматической перезагрузки. Компиляция и загрузка соответствует Arduino Diecimila или Duemilanove с ATmega168, но загрузка Bootloader имеет длинный таймаут (при перезагрузке светодиод пина 13 мигает три раза).
  • Arduino NG или предыдущие версии с ATmega8
    Тактовая частота ATmega8 16 МГц без возможности автоматической перезагрузки.

Arduino – это программа-контроллер для программирования различных автоматических устройств.

Применение

Программное обеспечение Arduino состоит из нескольких частей – среды разработки и платы. Для начала Вам нужно будет скачать программу. С ее загрузкой и использованием проблем возникнуть не должно, так как софт распространяется совершенно бесплатно и имеет русскоязычную локализацию. После этого следует купить специальную плату. Имейте в виду, что без ее приобретения в установке софта нет никакого смысла.

Сама же плата нужна для того, чтобы подключать к ней различные элементы вроде лампочек, моторчиков, датчиков, динамиков и прочих деталей. Ну а с помощью контроллера можно будет написать программу, которая всем этим созданным устройством будет управлять. Помимо всего прочего, Arduino умеет подключаться к ПО, установленному на компьютере пользователя. Среди тех программ, с которыми она интегрируется - Pure Data, Macromedia Flash, Super Collider и несколько других.

Интерфейс

Интерфейс у Arduino довольно лаконичный. На верхней панели можно найти кнопки "Файл", "Правка","Скетч", "Сервис" и "Справка". Под ними также расположено несколько функциональных клавиш, чей функционал можно понять по присутствующим на них иконкам. Среда разработки включает в себя немного примитивный редактор кода, компилятор и модуль, с помощью которого можно загружать прошивки на плату, используя для этого USB-кабель. Чтобы воспользоваться всеми этими модулями, необходимо владеть языком программирования С++, так как написание прошивок будет происходить именно на "плюсах".

Ключевые особенности

  • позволяет создавать роботизированные устройства и полностью управлять ими;
  • при установке ПО следует дополнительно купить плату и USB;
  • подходит для использования начинающими программистами;
  • взаимодействует с некоторыми из установленных на ПК программ;
  • при программировании использует язык С++;
  • поддерживает все актуальные версии Windows;
  • включает в себя компилятор и инструменты дебаггинга;
  • имеет очень прагматичную графическую оболочку.

Рассмотрим начало работы с Arduino в операционной системе Windows. В качестве примера возьмём платформу Arduino Uno. Для других плат разница минимальна.

Установка Arduino IDE

Для начала нужно установить на компьютер интегрированную среду разработки Arduino — Arduino IDE. Из за войны между Arduino SRL и Arduino LLC , в зависимости от модели платформы, выберете версию Arduino IDE.

Скачать Arduino IDE 1.6.4 - для всех платформ, кроме Arduino Leonardo ETH и Arduino M0 (стабильная версия от Arduino LLC).

Запуск Arduino IDE

После того как вы загруз или и установили Arduino IDE, давайте запустим её! Должно открыться окно как на рисунке ниже.

Что-то пошло не так?

    Arduino IDE не запускается? Вероятно на компьютере некорректно установлена JRE (Java Runtime Environment). Обратитесь к пункту (1) для переустановки Arduino IDE: инсталлятор сделает всю работу по развёртыванию JRE.

Подключение Arduino к компьютеру

После установки Arduino IDE пришло время подключить платформу Arduino к компьютеру.

Соедините Arduino с компьютером через USB-кабель. Вы увидите, как на плате загорится светодиод «ON», и начнёт мигать светодиод «L». Это означает, что на плату подано питание, и микроконтроллер Arduino начал выполнять прошитую на заводе программу «Blink» (мигание светодиодом).

Чтобы настроить Arduino IDE на работу с конкретной Arduino, нам необходимо узнать, какой номер COM-порта присвоил компьютер данной платформе. Для этого нужно зайти в «Диспетчер устройств» Windows и раскрыть вкладку «Порты (COM и LPT)». Мы должны увидеть следующую картину:


Это означает, что операционная система распознала нашу плату Arduino как COM-порт, подобрала для неё правильный драйвер и назначила этому COM-порту номер 2 . Если мы подключим к компьютеру другую плату Arduino, то операционная система назначит ей другой номер. Поэтому, если у вас несколько плат Arduino, очень важно не запутаться в номерах COM-портов.

Что-то пошло не так?

Если после подключения Arduino к компьютеру, в диспетчере устройств не появляется новых устройств, это может быть следствием одной из причин:

    Неисправный USB-кабель или порт

    Блокировка со стороны операционной системы

    Неисправная плата Arduino

Настройка Arduino IDE на работу с Arduino

Теперь нам необходимо сообщить Arduino IDE, что плата, с которой ей предстоит общаться, находится на COM-порту с номером 2 .

Для этого переходим в меню: Инструменты Порт и выбираем порт «COM2». Теперь Arduino IDE знает — что-то находится на порту «COM2». И с этим «чем-то» ей вскоре предстоит общаться.

Чтобы у Arduino IDE не осталось никаких сомнений, нам необходимо сообщить Arduino IDE с какой именно платой будем работать. Для этого переходим в меню: Инструменты Плата и выбираем плату «Arduino Uno».

Теперь Arduino IDE знает всё что ей необходимо для прошивки Arduino.

Что-то пошло не так?

    Список последовательных портов пуст? Значит Arduino некорректно подключена. Вернитесь к пункту (3), чтобы отладить соединение.

    Arduino IDE невероятно тормозит при навигации по меню? Отключите в диспетчере устройств все внешние устройства типа «Bluetooth Serial». Например, виртуальное устройство для соединения с мобильным телефоном по Bluetooth может вызвать такое поведение.

Среда настроена, плата подключена. Теперь можно переходить к загрузке скетча.

Arduino IDE содержит очень много готовых примеров, в которых можно быстро подсмотреть решение какой-либо задачи. Есть в ней и простой пример «Blink». Давайте выберем его.

Немного модифицируем код, чтобы увидеть разницу с заводским миганием светодиода.

Вместо строчки:

напишем:

Полная версия кода:

void setup() { // настраиваем пин 13 в режим выхода pinMode(13, OUTPUT); } void loop() { // подаём на пин 13 «высокий сигнал» digitalWrite(13, HIGH); // ждём 100 миллисекунд delay(100); // подаём на пин 13 «низкий сигнал» digitalWrite(13, LOW); // ждём 100 миллисекунд delay(100); }

Теперь светодиод «L» должен загораться и гаснуть каждые 100 миллисекунд. То есть в 10 раз быстрее, чем в заводской версии. Загрузим наш скетч в Arduino и проверим, так ли это?

После загрузки светодиод начнёт мигать быстрее. Это значит, что всё получилось. Теперь можно смело переходить к « »

Что-то пошло не так?

    В результате загрузки появляется ошибка вида avrdude: stk500_get sync(): not in sync: resp = 0x00 ? Это значит, что Arduino настроена некорректно. Вернитесь к предыдущим пунктам, чтобы убедиться в том, что устройство было распознано операционной системой и в Arduino IDE установлены правильные настройки для COM-порта и модели платы.