Сравнительные характеристики Остапа и Андрия. Анализ повести "Тарас Бульба"

Остап Андрий
Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус.
Характер Каменный. Утонченный, гибкий.
Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный.
Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции.
Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к полячке затмили всё и он начал сражаться за врага.
Взгляд на мир Мир прост и суров.
Интерес к «чужому» (иностранному) Не интересуется политикой, мнением «чужих». Чуткий по отношение к «иному».
Эпоха Героическая, примитивная эпоха. Утонченная цивилизация и культура. Войны и разбои заменены торговлей и политикой.
Отношение в семье Подражает отцу. Мамина радость.
Место обучения Киевская Бурса.
Учёба Не любил учиться, часто убегал. После того как получил наказание от отца, стал одним из лучших учеников. Андрию легко даются знания без особого напряжения.
Отношение к наказанию Не избегает наказание, сам ложится на пол и терпит удары. Никогда не сдавал друзей. Выкручивался, чтобы избежать наказание.
Мечтает О подвигах и сражениях.
Мысли при поездке в Запорожскую Сечь Думает о сражениях, мечтает о подвигах. Думал о встрече в Киеве с полячкой, не мог забыть свои чувства к ней.
Поведение в битве Холоднокровно рассчитывает угрозу, ведет себя спокойно и рассудительно. Может найти выход из трудной ситуации, причем с пользой. Целиком ныряет в битву, при этом обо всем забывает. Наслаждается битвой, не боясь, несётся в самый ад. Опьянён звоном оружия, блеском саблей и свистом пуль.
Мысли во время осады в Дубне О войне. О матери.
Отношение к товарищам Наравне с отцом, они самое дорогое что есть. Отрекся от них, семьи и Родины ради любви.
Отношение отца к сыну Гордость отца. Истинный казак. Позор отца. Предатель-сын.
Гибель Его пытали страшными муками, но он ничего не сказал. Его казнили враги. Убил отец.
Цитаты
  • «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал».
  • «О, да этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!»
  • «Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые»
  • «И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, добрый вояка».

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Андрий – младший сын Тараса Бульбы. Он вместе со своим старшим братом Остапом окончил Киевскую бурсу, где учился охотно, без напряжения, мечтал о подвигах и сражениях. Он был изобретательнее, чем его брат, умел увёртываться от наказания.
В отличие от Остапа Андрий был более привязан к мирной жизни, полной разнообразных наслаждений. С самой ранней юности он начал ощущать «потребность любви» . Именно любовь заставляет Андрия совершить преступление, перейти на сторону врага. Для него воплощением любви становиться прекрасная панночка: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты!… и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну! » Андрий готов был служить паночке до последней капли крови. Из — за любви козак предаёт свою отчизну: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Так если ж так, вот что: нет у меня никого! Никого, никого!» . Андрий отказался от своей родины, от верности своему народу, от отца и брата.
Андрий начинает сражаться на стороне врага против своих вчерашних друзей соратников. Смерть выступает достойным наказанием для человека, совершившего такое предательство. Тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» Андрия, который «был и мёртвый прекрасен» . Андрий погиб за свою любовь, судьба его была трагична.

Остап-старший сын Тараса Бульбы. Он вместе с младшим братом окончил Киевскую академию. Остапу знания давались с трудом, только под угрозой отца остался он в академии.
Вскоре Остап стал одним из лучших в академии. Всегда считался хорошим товарищем и его за это единодружно любили. С равными был прямодушен. Имел в сердце доброту и был тронут слезами бедной матери. После окончания учёбы Остап с братом приехали домой. Оба молоды и красивы, отправились с отцом в Запорожскую Сечь. Остап всё время думал о сражениях, мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступать своему прославленному в битвах отцу.
В свои 22 года он был поразительно хлоднокровен, всегда трезво мог оценить опасность. Остап ни разу не растерялся, не смутился в бою. Крепостью дышало тело молодого казака, а рыцарские качества приобрели силу льва. Казаки быстро оценили силу, смелость, ловкость, отвагу в бою. Даже Тарас Бульба поговаривал, что со временем из Остапа будет добрый полковник.
Остап остался до конца жизни верен своей отчизне, своему дому. Даже в плену, когда его подвергали страшным мукам, он не сказал ни слово, ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди.
Он умер, как верный сын своей Родины.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Два брата, две судьбы, два характера. Такие схожие и такие различные жизни. В произведении "Тарас Бульба" у Остапа и Андрия одинаковое детство. Они братья. Мальчики играли в одни и те же игры. У них за домом был луг - полигон для детских забав. Так как отца часто не было дома, мальчиков воспитывала мать. Младший Андрий - был мамина радость, в отличии от Остапа, стремившегося во всем походить на своего отца, на Тараса.

Мальчики получали одно и то же образование. Наученный в боях, Тарас Бульба понимал, что сыновья должны учиться. Поэтому он отправил их в Бурсу. Там мальчики проявили себя по разному. Андрий учился легко, без напряжения. В случае, если Андрий провинился и за этим должно было последовать наказание, то он всячески изворачивался, выкручивался, лишь бы избежать этого. Остап же невзлюбил учебу. Он убегал.

Четыре раза закапывал свой букварь. При наказании он сам ложился на пол и терпел удары, не прося пощады. Остап никогда не выдавал своих товарищей, за это все его единодушно любили. После наказа отца, Остап стал усердно учиться и добился своего, став на ряду с лучшими. После выпуска из семинарии, не пробыв дома и нескольких дней, Остап и Андрий с отцом отправляются в Запорожскую Сечь. Запорожская Сечь - это место где вырабатывается инициатива, чувство ответственности, отвага и другие качества, необходимые настоящему казаку. И на Сечи Остап и Андрий были совершенно разными. Казаки приняли их, как равных. Остап в битве был спокоен, расчетлив, хладнокровен, предусмотрителен, умел рассчитать грозившую ему опасность.

Андрий же с головой бросался в драку, забывая обо всем. Какую-то упоительную негу видел он в сражении. Андрий наслаждался битвой, без страха несся в самое пекло. Тарас Бульба, как никогда гордился своими сыновьями. Про Остапа он говорил, что из него получится "Добре.

Добре полковник", а из Андрия: "Тоже добре, не Остап, но добре вояка". Тарас, узнавший о происках "неверных", решает пойти на них войной. Оказавший сопротивление город Дубно оказывается осажденным. Это поворотный момент в судьбе братьев. Во время осады оба брата скучали. Андрий думал о матери, Остап о войне. Андрий не имел твердых нравственных устоев. Он перешел на сторону врага.

Любовь к полячке затмила все. Он отрекся от Отчизны, от родителей, от товарищей. Так как он был более чуткий, его тянуло к красоте, он был более мягкий, чем его товарищи. Для Остапа товарищи, друзья, отец - самое дорогое. Он предан им. Остап решителен, сдержан, он сражается бесстрашно, как лев.

Не зря Остапа выбрали куренным атаманом. Он - гордость отца, а Андрий - позор. В сцене пленения, Остап держится стойко, мужественно. Он отбивается до последнего, но врагов слишком много, а силы уже на исходе. Его пленили. Оба брата погибли страшной смертью.

Андрия убил его отец, за измену и предательство. Остапа казнили. Он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания. Вынес все тяготы казни. Ему помогли - любовь к товарищам и родине. Во время казни Остапа Тарас смотрел потупив глаза, но когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул: "Слышу!

". Это "Слышу!" - безграничная любовь и нежность к сыну, гордость, ненависть к врагам, угроза отомстить. Тарас Бульба принял смерть своих дорогих, любимых сыновей. Смерть истинного казака и предателя - сына. Не смотря на одинаковое воспитание, браться прожили абсолютно разные жизни, у них были разный приоритеты и разные ценности.

Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от поляков, и побудили Гоголя написать эту повесть. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным.
Но повесть «Тарас Бульба» — одно из любимых произведений Гоголя, где он показал, что главной силой в свершении исторических событий может выступить народ. Сам писатель написал о повести: «Тогда было поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».
Знание национального характера казаков, их обычаи помогли Гоголю создать яркие и выразительные образы героев. Семья Тараса Бульбы и стала этим примером. показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.
Главный герой Тарас Бульба не был бедным и мог отправить своих детей учиться. Он считал, что дети должны быть образованными и сильными. В Сечи были суровые нравы. Запорожские казаки учили своих детей дисциплине, стрельбе и езде на лошадях. Но около матери они такими не будут.
Два сына Тараса Бульбы, которые были воспитаны в одинаковых условиях, совершенно разные типы. Трудно давалась учеба Остапу. Он неоднократно сбегал из бурсы. Его пороли и опять заставляли учиться. Испугавшись угроз отца, что его отдадут в монастырь, Остап решил учиться, но розги ему все-таки доставались.
По характеру Остап был добрым, прямодушным и в то же время суровым и твердым. Он никогда не «предводительствовал другими» и был хорошим товарищем. А в дерзких предприятиях и затеях всегда был первым, и, если что, брал всю вину на себя.
Остап, воспитанный на традициях Запорожской Сечи, всегда чтил их и всегда мечтал стать продолжателем этих традиций. Как и его отец, Остап считает, что защищать Родину — это его долг, поэтому для него нет выбора, кем он будет. Остап знает, что его дело — дело воина.
Андрий же был совершенной противоположностью брату. Учился охотно и без напряжения, но был более чувственный, романтичнее и мягче брата. В отличие от Остапа любил поверховодить друзьями, его тянуло на подвиги. С другой же стороны, Андрий испытывал какие-то другие чувства, и он уходил от друзей и бродил один.
Попав на Сечь вслед за отцом, они скоро начали выделяться «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Отец радовался, что воспитал сыновей под стать себе.
«Ей-ей, будет добрый полковник, — восхищался сыном старый Тарас. — Да еще такой, что батька за пояс заткнет». Так говорил Тарас о старшем сыне.
Остап — это воплощение отваги, мужества, любви к Родине, близким и родным людям. Эти качества всегда присущи самоотверженным защитникам своей отчизны, и многие казаки обладали этими качествами. Каждый из них, рискуя собственной жизнью, старался прийти на выручку товарищу.
Не зря его отец Тарас Бульба, обращаясь к своим воинам, сказал: «Нет уз святее товарищества». Он призывал защищать не только свой народ, но и всех христиан. И Остап, воспитанный своим отцом в традициях своего народа, не склонившего голову перед захватчиками, не посрамил его честь и не уронил свою. Он сражался, как герой, рядом со своим отцом и, погибая, хотел, чтобы отец видел — Остап не стал предателем. Он вынес все нечеловеческие пытки, но не дрогнул.
Сравнивая Андрия со старшим братом, мы считаем его предателем. Его образ стоит обособленно, но от этого его судьба не менее трагична. Андрий сражался так же отчаянно, как и брат, но без какого-либо расчета. Он совершал поступки, руководствуясь только «запальчивым увлечением». Но судьба распорядилась иначе. Любовь к польской панночке сделала младшего сына Тараса Бульбы предателем. Такого не смог простить Тарас своему сыну. Ничто не может искупить измену, а оправдать тем более. Такого позора, как предательство сына, Тарас Бульба не смог вынести. Андрия казнил сам отец, сказав перед этим: «Я тебя породил, я тебя и убью».
Показывая двух братьев в своей повести

Остап и Андрий Бульбенки - сыновья запорожского атамана Тараса Бульбы, героя одноименной книги Николая Гоголя.

«Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва»

Сыновья отличаются друг от друга характерами. Старший, Остап, хладнокровный и твердый парень. Он беззаветно предан отцу, Запорожью, никогда не меняет своих решений. Учился он замечательно, но лишь для того, чтобы поскорее освободиться от ненавистной бурсы и попасть в Запорожье. Характер его ожесточен постоянными розгами учителей. Девушки не интересуют Остапа, хотя он не лишен человеческих чувств.

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову».

Второй сын, Андрий, более мягкий человек, и более чувствительный, чем Остап. В его чертах выражается больше нежности. Как и брата, его не очень интересовала учеба в бурсе и оторванные от жизни науки. Он хитрее Остапа, его гордость более болезненна, и вспышки ее могут приводить к поступкам безумной смелости вроде попытки пролезть к сад к прекрасной полячке.

«Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.

Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы...»

Страсть к полячке, охватившая Андрия, рыцарские чувства к девушке, страдающей в вымирающем от голода городке, сделали его предателем отца и брата. Он отказывается от своей семьи и сражается против нее. Чувства матери, отца и брата его не интересуют: он охвачен завоеванием руки девушки. Андрий переходит в стан вчерашнего врага так же легко, как во время учебы собирал ватагу на чужой огород: ему все равно, за что он воюет, а сражение за интересы девушки с перспективой ею обладать привлекает его больше, чем битва в стане отца.

Тарас убивает сына как предателя, но до самого конца Андрий чувствует любовь и страсть не к семье, не к отчизне, а лишь к очаровательной девушке... Все остальное стало ему чужим.

«И видел он перед собою одного только страшного отца.... Ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи...! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом... Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки.... Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту...»

«Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

Остап Бульба жалеет брата, не осуждает, но и не оправдывает. Он предлагает его хоронить не как предателя, а как рыцаря. Но для Остапа лично немыслимо предательство своих товарищей. Он из тех, кто в сражении бросается на помощь своим, пытается выиграть минуту, чтобы спасти тех, над кем уже занесен топор.

Взятого в плен Остапа казнят в Польше. Брат его умирает в тупом страхе перед отцом. Остап же, наоборот, призывает отца для поддержки своего духа, для утешения при кончине. Он сознательно показывает пример стоицизма перед издевательствами палачей:

«Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости... когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его....»

Увы, оба брата молодыми складывают свои головы в военной мясорубке, в этом печальное сходство их судеб. Смерть обоих назвали позорной: гибель Андрия была таковой для родных, а Остапова - для противников, что вели его на эшафот. Все же для близких гибель Остапа являлась славным подвигом, а Андрий пропал ни за грош. Неведомо, заплакала ли по нему хоть раз его прекрасная полячка, вспомнили ли его добрым словом гусары, ради которых он рубил саблей соотечественников.

Синонимов (сопоставить, противопоставить).

  • Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов
  • Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

  • Анализируют этапы построения сравнительной характеристики

Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать.

Основная часть - параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по анализу (исследованию) характеров героев.

  • Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики
  1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.
  2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться.
  3. Нужно составить план сочинения.
  4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.
  5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.
  6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.
  • Обычно сочинение - сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения

Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.

Части сочинения

Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста.

Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления.

Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен по середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках.

Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.

План сочинения-рассуждения

  1. Сначала пишем введение.
  2. Далее занимаемся постановкой проблемы.
  3. Пишем комментарий к данной проблеме.
  4. Описываем позицию автора.
  5. Высказываем свою позицию.
  6. Приводим аргументы, опираясь на текст.
  7. Пишем заключение.

2. Закрепление материала.

1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)

1. Что общего у героев

  • Учащиеся выделяют 4 сходства

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).

2. Чем отличаются друг от друга

1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.

2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.

3. Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.

4. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.

5. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

  1. Отношение автора к своим героям

Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.

(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)

2. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).