Жены императора Петра I. Биография Евдокии Лопухинойпервой жены Петра I Великого Выбор в качестве невесты

Лопухина Евдокия Федоровна

Первая жена Петра I- Лопухина Евдокия Федоровна

Лопухина Евдокия Федоровна родилась 30 июня 1670 г. Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина (позже - стольник и окольничий царя Алексея Михайловича). Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу (имя отцу дали по Федоровскому образу Божией Матери - святыни дома Романовых). Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна сама выбрала Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках. Лопухина, воспитанная в строгих традициях православия и Домостроя, была умна и хороша собой. Петр женился в 17 лет по старому обычаю на молодой красивой Евдокии Лопухиной. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 г. в церкви Преображенского дворца под Москвой. Это был последний в истории России брак государя с соотечественницей.
В феврале 1690 г. у них родился царевич Алексей, а через год - Александр, который, правда, скончался в возрасте 1 года.
Первые годы супружества были относительно спокойными. Теремная воспитанница не имела никакого нравственного влияния на молодого царя – богатыря, который стремился в совершенно другой мир. Евдокия не могла следовать за ним. Петр постоянно покидал ее для любимых потех. Появилось охлаждение. Ее жалобы на то, что он оставляет ее, его раздражали. Петр стремился не видеть жены, чтобы не слышать ее жалоб. Неприязнь к жене перешла на ее родственников Лопухиных. И эта неприязнь была взаимной. Страшная ненависть у Лопухиных была к Лефорту, любимцу Петра. Однажды за обедом у Лефорта один из Лопухиных побранился с хозяином и кинулся на него. Петр за это надавал пощечин Лопухину.
Вскоре Петр сблизился с первой красавицей Немецкой слободы Анной Монс. По мнению Н. М. Костомарова, охлаждение семейных отношений произошло именно из-за этой связи царя, устроенной Ф. Лефортом со своей бывшей любовницей, чтобы укрепить своё влияние на молодого государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Царь Пётр всей душой привязался к Анне, которая спустя короткое время с лёгкостью предала его.
Eвдокия Федоровна напрасно жаловалась на своё одиночество и в письмах к мужу призывала его к себе. Эти письма свидетельствуют о том, что царица тяжело переживала эту перемену, жаловалась своим родным, а те выражали неудовольствие поступками Петра, до которого доходили эти жалобы, но около 4-х лет Лопухиных не трогали.
В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина был найден повод к ссылке отца царицы и его 2 братьев, бояр Сергея и Василия, воеводами подальше от Москвы - без каких-либо на то оснований. Петр не хотел, возвратившись из-за границы в Москву, застать здесь около сына постылую Евдокию. Он задумал избавиться от жены, уговорить ее постричься, а не согласиться – постричь насильно. В отсутствие Петра Евдокию уговаривали постричься добровольно. Она не согласилась.
«В 1698 году 25-го августа, в 6 часов пополудни, Петр I вернулся из-за границы, и в тот же вечер успел побывать в нескольких домах, в городе и в Немецкой слободе; навестил бояр, повидался с семейством Монс и на ночь удалился в Преображенское. Не посетил он только одной особы, которая нетерпеливее всех, между страхом и надеждою, ожидала его возвращения,- царицы своей Евдокии Феодоровны.
По указу государя ее продолжали убеждать добровольно удалиться в монастырь. Царица не соглашалась… Петр прибегнул к силе. Недели три спустя после его свидания с женою, царевна Наталья Алексеевна, исполняя волю брата, взяла от царицы ее сына – царевича Алексея, которому было 8 лет 7 месяцев. Из кремлевских палат Алексей отвезен в село Преображенское, а 25 сентября 1698 г., в самой простой карете, без свиты, Евдокия Феодоровна отправлена в Суздальский Покровский девичий монастырь».
Князь М. Щербатов писал: «…монарх и не имел к разводу сильных причин, по крайней мере, я их не вижу, окроме склонности его к Монсовой и сопротивлениям жены его к новым установлениям».
Вильбоа говорил: «Гордая царица не любила Меншикова, как безвестнаго простолюдина, взятого с улицы и из под пирожнаго лотка поставленнаго на ступенях трона. На ея презрение царский фаворит отвечал ненавистью и имел подвигнуть государя к ссылке и заточению Лопухиной».
Игуменья и старицы-монахини обрадовались ссылке царицы Евдокии. «То не милость и не жалованье к вам идет, пророчествовал Илларион,- идет к вам лютый огнь! Пожжет, да погубит он вас!»
Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 г., с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои.
В июне 1699 года, по именному царскому повелению, объявленному окольничим Семеном Языковым архимандриту Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Варлааму, Евдокия Феодоровна была пострижена иеромонахом Илларионом в келье старицы Маремьяны под именем инокини Елены.
Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 г. она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
«Покровский монастырь расположен неправильною фигурой, обнесен не высокою каменною стенкой с 9-ю небольшими башнями; из-за стены виднеются кельи, над ними поднимается не пяти, а трехглавый (что случается редко) собор старинной архитектуры. На северной стороне во вдавшемся углу монастырской ограды, обращенной к горе, небольшая, но тенистая роща деревьев, высоко и широко раскинувших свои ветви.
В роще находится Царицын пруд (прежде назывался Лебяжий пруд); вправо от монастыря деревня Сельцо, за речкой другая – Коровино, влево городской посад… За рекою Каменкой, тянутся огороды Покровского монастыря. В роще толстые вязы и ветлы, в сажень и полторы в обхват; ветви их необыкновенно разрослись, и все тринадцать дерев, времен царицы, соединяют свои верхушки в огромный зеленый купол.
В средине рощи – густо сросшийся репейник, да терновник; вдоль монастырской ограды в стене ворота, или дверь в 2 ½ аршина вышины и 2 аршина ширины, заложенные кирпичом. Вдоль другой стены, среди терновника слабо протоптанная дорожка, ведущая к средине Царицына пруда. Пруд – это правильная четвероугольная яма саженей 30 в окружности, воды в ней нет, но по топкости дна, покрытого толстым слоем листьев, видно, что пруд пересыхает только летом. С боков – терновник да деревья, сверху куща ветвей – совершенно защищают это место от взгляда любопытных, но пруд Царицын посещают.
От реки до стены тянутся огороды, среди их виднеется сторожка. У реки подымаются несколько деревьев,- это кажется, остатки аллеи. С юго-восточной стороны монастыря – ворота; у ворот пруд матери-игуменьи, где водятся караси. Подле означенных святых ворот, была келья царицы Евдокии Феодоровны.
Святыя и главныя ворота в южной стене монастыря, растворяются только в торжественных случаях, над воротами очень маленькая Благовещенская церковь; здесь обыкновенно молилась царица Евдокия Феодоровна».
В эпоху ссылки царицы Евдокии во главе монастыря стояла игуменья Марфа (1682-1700 гг.), женщина, как и её предместницы, хозяйственная, деятельно пекшаяся о нуждах своей обители, келарем была старица Улея (Юлия), казначеей – старица Александра Тумская; приходо-расходные книги вела старица Мавра Протопопова. В руках этих четырех лиц было главное управление обширным монастырским хозяйством; помощниками им были монастырские стряпчие и приказные, советницами – соборные старицы: Елена Трегубова, Тарсила Чихачева, Евпраксия Блудова, Анисья Починина, Федосья Евстратова,- всё это были представительницы монастыря и будущие подруги – сожительницы царицы.
Царица Евдокия жила тихо; в первое время не оставляла монастыря; но потом, когда заметила, что Петр, занятый внутренними и внешними делами совершенно забыл о ней,- она стала скрытно выезжать из своего заточения с незначительной свитой. Ездила на богомолье в монастыри: Боголюбовский, Сновинский, Козьмин-Яхромский, Золотниковскую пустынь и некоторые другие.
Евдокия стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь с С. Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. Вместе со своим сыном, царевичем Алексеем, она стала ядром партии, враждебной Петру. Воспитанная в боярских кругах Евдокия была далека от тех великих преобразований, которые проводил на Руси ее муж. Оскорбленная новым положением, Евдокия привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократических кругов.
Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия Федоровна скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой гocyдарыней». Другие предрекали, что Пётр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который своей целью ставит низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. Эта группа была тесно связана с царевичем Алексеем, который рос вдали от отца и его государственных дел, окруженный представителями кругов, ненавидящих все петровские навовведения.
26 сентября 1716 года Алексей бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу. Петровские сыщики нашли царевича и доставили в Москву. Малодушный царевич Алексей оговорил царевну Марью Алексеевну, а старушка царевна, испугавшись возможности пытки и казни выдала свои отношения с царицей Евлокией. Начавшееся следствие по «Делу царевича Алексея» привело в Суздаль.
Надсмотрщик Григорий Скорняков Писарев донес царю, что инокиня Елена в стенах уединенной обители живет совершенно свободно, что она самовольно назвалась прежним именем Евдокии, что во время литургии имя её, как царицы, упоминается после имени Государя, что она ходит в светлом платье и повелевает всеми, как государыня. В её кельях собирались на долгие и таинственные беседы Епископ Ростовский Досифей, духовник её пустынный, казначей монастыря, управитель его сурмин и некоторые из монахинь. Окружив себя людьми преданными, Евдокия отдала своё сердце генерал-майору Глебову, человеку безграмотному, но мужественному, предприимчивому, с красотой физической соединявшему ненависть к преобразованиям и нововведениям.
Все монахини и упомянутые в доносе лица под конвоем были отправлены в Преображенское. Еще с дороги царица послала повинную: в ней сознавала себя виновной в ношении светского платья, и с чувством собственного достоинства просила прощения, «дабы не умереть безгодною смертию». Начались пытки и допросы. Было дознано, что инокиня Елена держала себя постоянно гордо, непослушным грозила будущим государем Алексеем Петровичем; ее уличили в любви к Глебову, в том, что она любила проводить с ним вечера в продолжительных беседах. Открылось, что протопоп пустынный еще в 1707 г. представил Глебова инокине Елене, что старица Каптелина (Капитолина) была верной услужницей их, что епископ Досифей знал о возникшей дружбе; он же уговаривал Елену скинуть невольнические ризы. Досифей уверял, будто слышал разные голоса от чудотворцев, что Евдокия снова воцарится. Когда подходило указанное им время и слова святых не оправдывались, Епископ относил это к грехам покойного боярина, отца царицы, Феодора Лопухина, будто бы глубоко погрязшего в аду,- обещал за него молиться, брал на украшение храма Господня деньги, и ежегодно доносил, что его предстательством у алтаря всевышнего Лопухин вышел из ада по плечи, через год по пояс, через год по колена и т.д. Протопоп Пустынный показал, что епископ часто заходил к Суздальскому митрополиту Иллариону, что последний не раз укорял его в безвременном вечернем посещении Евдокии. «Еще ты человек молодой,- говорил Досифею Илларион,- и случаев всяких не знаешь». Царевна Марья Алексеевна, уличенная в переписке с Лопухиной, показала на Ростовского епископа, будто не раз он уверял ее в ночных видениях ему царевича Димитрия, при чем передавал пророчества св. Димитрия о близости смерти государя и проч.
Преданный пытке Досифей сознался, что во всех предсказаниях «лгал на святых напрасно».
10 февраля 1718 года царский следователь Скорняков-Писарев приехал в Суздаль и арестовал бывшую царицу Евдокию, застав ее в мирском одеянии. Пользуясь занятостью царя в государственных делах, а особенно поддержкой царедворцев и родни, которые были в оппозиции к реформам Петра, сняв с себя монашескую рясу, она облачилась в светскую одежду и вела мирской образ жизни.
Петр I, узнав о жизни своей супруги, вознегодовал, царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. Старинный путь из Москвы в Суздаль шел на Александрову слободу и Юрьев-Польский. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…»
В письме к Петру Евдокия во всём повинилась и просила только прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Пётр по отношению к Евдокии ограничился её переводом в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать.
В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Вместе с Евдокией в Москву были отправлены на следствие 35 человек. Дело перекинулось во Владимир. И здесь было привлечено 150 человек. Следствие тянулось месяц. 16 марта 1718 года был вынесен приговор по «Суздальскому розыскному делу». Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 г.

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину (находившемуся в Москве), именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль «и в тех городах в монастырях и в прочих местах, о которых показано в приложенных при том указе копиях, и которые места по следованию его покажутся, о выезде из Суздаля из Покровского монастыря бывшей царицы, монахини Елены, и о приезде и о действах ее в тех местах, на каких подводах она ездила, и кто при ней были служители, и из каких чинов и кто ей в тех проездах чинил всякую помочь, о том о всем исследовать, и которые люди как духовного, так и мирского чина к тому приличатся, и их с накрепко: давно-ль у них такой случай учинился и чрез кого именно, или чрез какую письменную пересылку, и разговоры какие у них с бывшею царицею о чем были, или от кого о том слышали, и сколь давно и сами они в том согласии с ними были ль. Так же Владимирского ямщика Тимофея Степанова сына Тезикова, да Ивана Жиркина (а которого он города и из какого чина-не показано), которые от растриги Демида, что был Ростовский Епископ Досифей, присылываны в Москву к растриге ж Якову Игнатьеву, сыскав потомуж распросить о всем накрепко». См. .

С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II в 1727 году, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре.
Воцарение Петра II в 1727 году не сразу облегчило положение Евдокии Федоровны. Только спустя несколько месяцев она была перевезена в Москву и помещена в Новодевичьем монастыре. На ее содержание было определено 4500 руб. в год. По приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно, и император проявлял к ней знаки уважения. Затем она поселилась в Воскресенском монастыре в Mocкве; ей было назначено большое содержание и дан особый двор. Пётр II и Анна Ивановна относились к ней с полным уважением - как к царице.
Прожив здесь четыре года, 27 августа 1731 г. царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».


Русская царица - Евдокия Лопухина

Калужская икона Божией Матери

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».
См. .

Copyright © 2015 Любовь безусловная

, Русское царство

Царица Евдоки́я Фёдоровна , урожденная Лопухина́ (при рождении Праско́вья Илларио́новна , в иночестве Елена ; 30 июля [9 августа ] 1669 год - 27 августа [7 сентября ] 1731 год) - царица, первая супруга Петра I (с 27 января до ), мать царевича Алексея , последняя русская царица и последняя равнородная неиноземная супруга русского монарха.

Биография

Происхождение и ранние годы

Брак

Была выбрана в качестве невесты царицей Натальей Кирилловной без согласования этого вопроса с 16-летним женихом. К той мысли, что сыну пора жениться, мать натолкнула новость о том, что Прасковья Салтыкова ждёт ребёнка (через 2 месяца после венчания Петра с Лопухиной была рождена царевна Мария Ивановна). Наталью Кирилловну в этом браке прельщало то, что хотя род Лопухиных , входивший в число союзников Нарышкиных, был захудалым, но многочисленным, и она надеялась, что они будут стоять на страже интересов её сына, будучи популярными в стрелецких войсках. Хотя шли разговоры о женитьбе Петра на княжне Трубецкой, Нарышкины и Тихон Стрешнев воспрепятствовали этому.

Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января (6 февраля ) в церкви Преображенского дворца под Москвой. Событие было знаковым для тех, кто ждал, когда Пётр сменит правительницу Софью, «так как по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Пётр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры» .

Евдокия была воспитана по старинным обычаям Домостроя и не разделяла интересов прозападного мужа, при этом обладала достаточно независимым характером. На её сестре Ксении был женат (с 1691) Борис Иванович Куракин . Он оставил описание Евдокии в «Гистории о царе Петре Алексеевиче» :

«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…»

Род же Лопухиных, вскоре после свадьбы оказавшийся «на виду» придворной жизни, он характеризует так:

«… люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

От этого брака в течение трёх первых лет родились трое сыновей: младшие, Александр и Павел (существование последнего весьма спорно), умерли во младенчестве, а старшему, царевичу Алексею , родившемуся в 1690 году , была суждена более роковая судьба - он погиб по приказу своего отца в 1718 году.

Поначалу брак был довольно счастливым, о чём свидетельствуют сохранившиеся письма супругов друг другу, оба подписывались полуименами: Пётр называл себя Петрушкой, а Евдокия - Дунькой. Так, Евдокия, ожидая возвращения Петра из очередного путешествия, писала ему :

Здравствуй, свет мой, на множе­ство лет! Просим милости, пожалуй, госу­дарь, буди к нам, не замешкав. А я, при милости матушкиной, жива. Женишка твоя Дунька челом бьет

Однако, Пётр быстро охладел к жене и с 1692 года сблизился в Немецкой слободе с Анной Монс . Но пока была жива его мать, царь не демонстрировал открыто антипатии к жене. При этом сама Наталья Кирилловна в последние годы жизни быстро разочаровалась в невестке, невзлюбив её за самостоятельность и откровенное упрямство. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Пётр уехал в Архангельск , он перестал поддерживать переписку с Евдокией. Хотя Евдокию ещё называли царицей и она жила с сыном во дворце в Кремле, но её родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Молодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра.

Постриг

В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина, были сосланы отец царицы и его два брата - бояре Сергей и Василий, воеводами подальше от Москвы. В 1697 году Пётр, находясь в Великом посольстве , из Лондона письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу , а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини. Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Но по возвращении из-за границы 25 августа 1698 года царь поехал сразу к Анне Монс.

Побывав в первый день у любовницы и навестив ещё несколько домов, царь лишь через неделю увиделся с законной женой, причём не дома, а в палатах Андрея Виниуса, главы Почтового ведомства. Повторенные уговоры не увенчались успехом - Евдокия отказалась постригаться, и в тот же день попросила о заступничестве патриарха Адриана , который заступился за неё, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Через 3 недели её повезли под конвоем в монастырь . (Существуют указания [какие? ] , что он вообще хотел её сначала казнить, но был переубеждён Лефортом).

23 сентября 1698 года её отправили в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она была пострижена под именем Елены. Архимандрит обители не согласился постричь её, за что был взят под стражу. В Манифесте, позже изданном в связи с «делом царевича Алексея», Пётр I сформулировал обвинения против бывшей царицы - «…за некоторые её противности и подозрения». Стоит отметить, что в том же 1698 году Пётр постриг двух своих единокровных сестёр Марфу и Феодосию за сочувствие к свергнутой царевне Софье .

Через полгода фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка , и в 1709-1710 гг. вступила в связь с приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора майором Степаном Глебовым , которого ввёл к ней её же духовник Фёдор Пустынный.

Из признательного письма Евдокии к Петру: «Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою…»

По некоторым указаниям, Глебовы были соседями Лопухиных, и Евдокия могла знать его с детства .

Из письма Евдокии к Глебову: «Свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя! Знать уж злопроклятый час приходит, что мне с тобою расставаться! Лучше бы мне душа моя с телом рассталась! Ох, свет мой! Как мне на свете быть без тебя, как живой быть? Уже моё проклятое сердце да много послышало нечто тошно, давно мне всё плакало. Ах мне с тобою, знать, будет роставаться. Уж мне нет тебя милее, ей-Богу! Ох, любезный друг мой! За что ты мне таков мил? Уже мне ни жизнь моя на свете! За что ты на меня, душа моя, был гневен? Что ты ко мне не писал? Носи, сердце моё, мой перстень, меня любя; а я такой же себе сделала; то-то у тебя я его брала» …"

Дело царевича Алексея

Сохранялось сочувствие к сосланной царице. Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей, и поминал её в церквах «великой государыней». Предрекали также, что Пётр примирится с женой и оставит недавно основанный Петербург и свои реформы. Всё это открылось из т. н. Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, во время суда над которым Пётр узнал про её жизнь и отношения с противниками реформ. Было открыто её участие в заговоре. В Суздаль для розыска был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев , который арестовал её вместе со сторонниками.

3 февраля 1718 года Пётр даёт ему повеление: «Указ бомбардирской роты капитан-поручику Писареву. Ехать тебе в Суздаль и там в кельях бывшей жены моей и ея фаворитов осмотреть письма, и ежели найдутся подозрительныя, по тем письмам, у кого их вынул, взять за арест и привести с собою купно с письмами, оставя караул у ворот» .

Скорняков-Писарев застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где её поминали не инокиней, а «Благочестивейшей великой государыней нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Фёдоровной», и желали ей и царевичу Алексею «благоденственное пребывание и мирное житие, здравие же и спасение и во все благое поспешение ныне и впредь будущие многие и несчётные лета, во благополучном пребывания многая лета здравствовать» .

На допросе Глебов показал: «И сошёлся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Старицы Мартемьяна и Каптелина показали, что своего любовника «инокиня Елена пускала к себе днём и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон». Проводивший обыск гвардии капитан Лев Измайлов нашёл у Глебова 9 писем царицы. В них она просила уйти с военной службы и добиться места воеводы в Суздале, рекомендовала, как добиться успеха в различных делах, но главным образом они были посвящены их любовной страсти. Сама Евдокия показала: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата». В письме к Петру она призналась во всём и просила прощения, чтобы ей «безгодною смертью не умереть».

14 февраля Писарев арестовал всех и повёз в Москву. 20 февраля 1718 года в Преображенском застенке состоялась очная ставка Глебова и Лопухиной, которые не запирались в своей связи. Глебову ставили в вину письма «цифирью», в которых он изливал «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа». Австриец Плейер писал на родину: «Майор Степан Глебов, пытанный в Москве страшно кнутом, раскалённым железом, горящими угольями, трое суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чём не сознался». Тогда Глебов был посажен на кол и, прежде чем умереть, мучался 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.

После жестокого розыска были казнены и другие сторонники Евдокии, прочие были биты кнутом и сосланы. В сочувствии к Евдокии были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, Крутицкий митрополит Игнатий (Смола) и многие другие. Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 года. Собор священнослужителей приговорил и её саму к избиению кнутом, и в их присутствии она была выпорота. 26 июня того же года умер её единственный сын, царевич Алексей. В декабре 1718 года был казнён её брат, Лопухин, Абрам Фёдорович .

Умерла Евдокия в . Перед кончиной последние слова её были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».

Императрица Анна Иоанновна относилась к ней уважительно, помня о том, что царица Евдокия отказалась от царствования в её пользу, и пришла на её похороны. Похоронена в соборной церкви

Евдокия Лопухина (1669-1731) была последней кровной царицей. Она происходила из уважаемого боярского рода. Е.Ф.Лопухина в 20 лет стала женой Петра I, которому красавицу-невесту подобрала его мать, вдовствующая царица Наталья Кирилловна Нарышкина. В 1690 г. в царской семье родился первенец — сын Алексей, потом и другой сын — Александр. Отцовские чувства и осознание необходимости личного участия в воспитании детей у царя Петра I тогда полностью отсутствовали.

Евдокия Лопухина: взаимоотношения с Петром I

Ему больше нравилось вершить государственные дела и вести жизнь свободного от семейных обязанностей человека. Он был склонен к распутной жизни, разврату, пьянству, любил табакокурение. Вскоре его фавориткой стала любовница его друга швецарца Ф.Я.Лефорта (1656-1699, был на русской службе с 1678, с 1695 — русский адмирал) немка Анна Иоганновна А.Монс. С 1690 г. царь Петр I в увлечении А.Монс совсем забыл свою жену, все это ускорило смерть его любимой матери Анны Кирилловны Нарышкиной, остро переживавшей сам факт прелюбодеятний ее сына-царя и их широкую огласку. После смерти младшего сына — младенца Александра царь Петр I вообще старался не видеть царицу Евдокию, не присутствовал он и на похоронах сына.

В 1696 г. Петр I отправился за границу, не простившись с женой и сыном. А когда он вернулся в 1698 г., то остановился у Анны Монс, потом уехал в Преображенское, даже не повидав жену и сына, не послав им никакой весточки о себе. Подавив восстание стрельцов, стал бороться с собственной женой. Через доверенных лиц он пытался убедить ее уйти в монахини, постричься в монастырь, но она категорически отказалась. Затем он сам четыре часа резко пытался ее заставить постричься. По его указанию ее насильно постригли в монашество (1698).

Евдокия Лопухина после развода

Евдокия Лопухина в 29 лет пережила развод с мужем и стала насильно монахиней Еленой суздальского Покровского монастыря, где носила светскую одежду, звалась светским именем, принимала обращения и слушала в церкви здравицы ей как благоверной царице Авдотье (Евдокии). Там верные люди устроили один раз тайное свидание 37-летней царицы и ее шестнадцатилетнего сына Алексея Петровича. Там же, в Покровском монастыре, осознав краткость земной жизни и пожалев, что не узнала она многое в женском счастьи, вероятно, с отчаяния позволила она себе полюбить с 1709 г. (в ее сорок лет) генерал-майора С.Б.Глебова, который был женат, но в юности был влюблен в нее. Возникшая любовь была обоюдной и страстной, но протекала она в стенах обители и была крайне порочной, означала совершение великого греха. Благодаря С.Б.Глебову Е.Ф.Лопухина ни в чем не испытывала затруднений (до этого в монастыре она была лишена какого-либо денежного содержания, еда ее была скудной, одежда- простой, прислужниц не было).

Политические интриги вокруг Евдокии Лопухиной

Евдокия Лопухина, ставшая в монастыре старицей Еленой, влюбившейся в С.Б.Глебова, внезапно невероятно осмелела. Она стала вольно одеваться, выезжать из обители, поверила лживым заверениям некоторых бояр о возможности воцарения ее сына Алексе в я на российском престоле.

Популярность разведенной опальной царицы стала расти, в Покровский монастырь началось из-за нее чуть ли не народное паломничество. Евдокия забыла, что она приняла монашеский постриг, ее обуял и грех гордыни, она велела величать ее, жившую в монастыре, царицей Евдокией. Вокруг нее образовалась группа единомышленников, намечавших сбросить с трона Петра I и посадить на престол царевича Алексея. Евдокия полностью потеряла бдительность и чувство страха, наслаждалась любовью и мечтала о возвращении в Москву, писала Глебову страстные письма, звала его чаще приезжать в Суздаль. Настоятельница и духовник Покровского монастыря, суздальский епископ Досифей, должным образом не пытались пресечь порочное поведения Евдокии, поскольку допускали переход власти в руки ее сына и ее после устранения царя Петра I. Со временем слухи о романе Евдокии с Глебовым дошли до его жены и семьи Лопухиных; он испугался, хотел выпутаться из этой истории, чувства его к опальной царице охладились, он перестал отвечать на ее письма. Роман с Глебовым тянулся почти 9 лет, но Петр I не сразу узнал о нем. Глебова обвинили в государственной измене и мучительно казнили в 1718 г., когда Евдокии было 49 лет. Глебов все честно рассказал об отношениях с Евдокией Лопухиной, но отрицал свое участие в заговоре против царя Петра I. В том же году в тюрьме и тоже по вине Петра I закончил свою земную жизнь ее сын царевич Алексей (ему было 28 лет); казнили суздальского епископа Досифея. Е.Ф.Лопухина пережила Петра I, его любовницу Анна Монс, Екатерину I, сына Алексея и внука-царя Петра II. Умерла она в возрасте 62 лет, в Новодевичьем монастыре в Москве, где она пожелала жить, когда ее внук стал царем Петром II, и где она чувствовала себя вдовствующей царицей несколько лет.

Фильм об Евдокии Лопухиной «Последняя русская царица»

Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу.

Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна, по совету брата Льва Кирилловича, выбрала Евдокию Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках.

Наталья Кирилловна Нарышкина

Евдокия Лопухина воспитана в строгих традициях православия и Домостроя. Она была хороша собой и выбрана в качестве невесты матерью Петра без всякого согласования этого вопроса с женихом - да в то время согласия молодых и не требовалось - все решали родители новобрачных.

«Книги любви знак в честен брака», преподнесенной в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому.

Евдокии Лопухиной с вуалью

В феврале 1690 у Лопухиной родился первый сын - царевич Алексей Петрович, в октябре 1691 - второй сын, царевич Александр Петрович, вскоре умерший.

Алексей Петрович

Желая размеренной старозаветной московской жизни, она не хотела изменять привычного уклада, а это вело к возрастающей неприязни между супругами. Воспитанная по старине Евдокия не могла привлечь к себе молодого и энергичного мужа и понять причину его увлечений "марсовыми делами" и "нептуновыми потехами". Она не разделяла взглядов Петра и поэтому не могла простить мужу его постоянных отлучек из дома.

Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым. Николай Васильевич Неврев (1830-1904) ,

Даже рождение сыновей не могло уже сблизить их. Охлаждение между супругами началось с 1692, когда Петр I познакомился в московской Немецкой слободе с дочерью торговца Анной Монс.

Окончательно Петр I оставил жену в 1694 после смерти своей матери. Лопухину пока еще называли царицей, она жила с сыном в Кремле, но ее родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, уже попали в опалу. После возвращения Петра I из-за границы в 1698 царица Евдокия была сослана Петром I в Суздальский Покровский монастырь и насильно пострижена в монахини под именем Елена.

Суздальский Покровский монастырь

Евдокия Лопухина в монашеском облачении

В Манифесте 1718 года, изданном в связи с "делом царевича Алексея", Петр I сформулировал обвинения против бывшей царицы: "...за некоторые ее противности и подозрения". Лопухиной не было назначено содержание от казны; все необходимое она получала от родственников.

В 1709 году Степан Глебов, в звании майора, оказался в Суздале по делам службы и заодно навестил свою сверстницу и давнюю знакомую Евдокию Лопухину. Глебов расспросил о ее жизни и рассказал о своем неудачном браке, длившемся шестнадцать лет и не приносящем ему никакой радости.

Монахиня Елена - ссылная супруга Петра I - царица Евдокия (в девичестве Лопухина).

После первого свидания он передал Евдокии две шкурки песцов, соболей и плотной парчи. Затем Глебов стал регулярно присылать несчастной красавице пищу. Шел год за годом, но их любовь все больше крепла и расцветала. Они мечтали, чтобы ее освободили, и они могли бы стать счастливой парой.

« Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», картина Николая Ге, 1871 г.

Во время следствия по делу Кикина и царевича Алексея было открыто и участие Евдокии Лопухиной в заговоре 1718 года. Лопухину обвинили в причастности к этому и допрашивали ее "с пристрастием", вынуждая давать показания и признания в тайной связи с генералом С. Глебовым.

В письме к Петру она призналась во всем и просила прощения, чтобы ей "безродною смертью не умереть". Жестоко казнив всех замешанных в деле, в том числе и С. Глебова, Петр ограничился переводом бывшей жены в Ладожский - Успенский монастырь.

При императрице Екатерине I Евдокия Лопухина была заточена в Шлиссельбурге и содержалась в строго секретном заключении как государственная преступница под именем "известной особы". С воцарением Петра II, внука Евдокии, ее перевели в Москву в Новодевичий монастырь - ей было дано большое годовое содержание в 60 тысяч рублей и назначено особое обслуживание.

Новодевичий монастырь

Никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла.

Император Петр II со своей любимой сестрой Натальей Алексеевной и теткой - молодой красавицей Елизаветой Петровной, в которую юный Петр был влюблен, обосновался в Кремлевском Дворце. Там его навещала бабушка Евдокия, однако царственным внучатам вскоре наскучили ее наставления, император Петр II, окружив бывшую затворницу почестями и обеспечив ее в денежном отношении, чего она была так долго лишена, считал свой долг тем самым исполненным.

портрет императора Петра II

Петр II и Елизавета Петровна

После смерти молодого императора Петра II и в связи с пресечением прямой линии Петра I кандидатура Евдокии Лопухиной даже рассматривалась Верховным тайным советом в качестве возможной претендентки на престол, но Лопухина от короны отказалась. Последние годы в Новодевичьем монастыре жила в палатах, которые впоследствии стали называться "лопухинскими".

Кубок инокини Елены Федоровны, бывшей царицы Евдокии

Анна Иоанновна

Обласканная новой императрицей Анной Иоанновной, царица Евдокия Федоровна мирно почила 27 августа (9 сентября) 1731 года в Московском Новодевичьем монастыре, пережив близких потомков супруга-императора Петра I: его вторую державную супругу Екатерину I, детей от его второго брака, кроме цесаревны Елизаветы. А также всех своих детей, в том числе безвинно убиенного царевича Алексея и, наконец, неожиданную смерть единственного внука - императора Петра II (1730 г.).

Погребена царица Евдокия Федоровна в Московском Новодевичьем монастыре у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери.

Удобная навигация по статье:

Император Петр I и его жены

Современники русского императора Пера Алексеевича Первого утверждали, что правитель был очень страстной личностью. Поэтому и списку возлюбленных дам царя мог позавидовать Казанова. Однако, среди них всех были и такие, которые оставили особый след в биографии этого человека-легенды.

Первая жена Петра I

Евдокия Лопухина

Евдокия Лопухина – первая жена Петра I

Исследователи жизни Петра Великого предполагают, что первой настоящей любовью монарха была жена первая жена Петра Евдокия Лопухина, на которой будущий российский император женился по велению матери в семнадцатилетнем возрасте в 1689 году.

Воспитанная по традициям Домостроя, девушка не поддерживала и даже осуждала прозападный образ мышления мужа, что, скорее всего, и стало причиной того, что супруги быстро охладели друг к другу. При этом, за время пока они состояли в браке Евдокия смогла родить Петру трёх сыновей.

Плохо образованная и очень упрямая Лопухина начала раздражать будущего владыку Российской империи и тот скоро нашёл для себя другую даму сердца – Анну Монс. Однако, до самой кончины матери Пётр старался скрыть эту связь, а после её смерти заставил жену постричься в монахини и оставил её в Суздальско-Покровском монастыре. При этом, сама Евдокия или же, как она стала зваться инокиня Елена, закрутила роман в монастыре с офицером Глебовым, пока об этом каким-то образом не узнал Пётр Первый.

После этого, согласно царскому приказу, Глебов, некоторые служители монастыря и сын Алексей были казнены. Саму же супругу монарх сослал на этот раз в более строгое место, которым оказался Успенский монастырь, откуда она не выходила долгих семь лет. Покинуть стены монастыря первая жена Петра смогла лишь перед смертью в период правления собственного внука Петра Второго.

Видео-лекция: первая жена Петра I Евдокия Лопухина

Вторая жена Петра I

По словам современников Петра, эта женщина являлась прямой противоположностью Евдокии. Она обладала не только яркой внешностью, живым складом ума и энергичным нравом, но и полностью разделяла любовь царя к европейской культуре и образу жизни. Благодаря этим качествам красавица смогла покорить сердце правителя России, даже несмотря на свою весьма сомнительную репутацию в прошлом.

Имевшая в народе славу куртизантки, прекрасная Монс до встречи с царём была любовницей его соратника и друга Лефорта, который, собственно, их и познакомил.

Пётр великий одаривал дочь винодела различными дорогими подарками и на протяжении десяти лет жил со «своей ненаглядной Аннушкой», которую его супруга именовала «Монсихой», а народ – «Царицей Кукуйской» (по названию Немецкой слободы).

Чувства Петра к заботливой немке были настолько сильными, что в 1703 году царь намеревался сделать её своей новой официальной супругой. Так бы и было, если бы он совершенно случайно не узнал, что Монс уже несколько лет изменяет ему с именитым саксонцем, которому даже как то умудрилась родить ребёнка (дочь).

Разгневанный дурными вестями правитель России отдал приказ держать Анну под домашним арестом целых два года. И, скорее всего, её судьба могла окончится тогда же, если бы Пётр в этот период не питал чувства к новой возлюбленной – Екатерине Первой.

Видео-лекция: Анна Монс

Третья жена Петра I

Екатерина Первая

Новая любовь царя Екатерина Трубачёва встретилась ему, имея в прошлом большой опыт легкомысленной жизни. Говорят, что эта женщина меняла любовников чаще, чем снимала перчатки!

Марта Скавронская (так девушку звали на самом деле) была уроженкой Балтии и прежде чем занять место императрицы России успела поработать прачкой, а также побывать замужем за шведом Рабе, побывать в русском плену и побывать в спальнях Меньшикова и Шереметьева.

Именно Меньшиков рекомендовал её Петру Великому, который проникся к девушке чувствами, почувствовав в ней тепло и ласку. Кроме того, одной Екатерине было под силу усмирить частые приступы гнева императора, которые вызывали мигрени.

Также, женщина разделяла с Петром Алексеевичем все тяготы и лишения армейских походов, а также подарила ему восьмерых детей. Но, только двум из них удалось дожить до восемнадцати лет (Анна и Елизавета).

Екатерина была коронована осенью 1723 года, а спустя год Петру донесли о её весьма продолжительной любовной связи с Монсом, который приходился родным братом бывшему любовному увлечению Петра, Анне Монс.

Чтобы не очернить своё имя взбешённый император Российской империи обрушил свою ярость на Монса, обвинив его в казнокрадстве и смертной казни. При этом, согласно царскому приказу его супруга, которая всячески отрицала факта измены, должна была смотреть за процессом казни. Говорили, что при виде этой жестокой сцены на её лице не дрогнул ни единый мускул.

Кроме того, она проявила свой характер и самоконтроль и вечером, когда вернувшись в собственные покои, она увидела на стуле заспиртованную голову любовника.

После этого у царя ещё были женщины, а жену Екатерину он смог простить только перед смертью.