Как установить стропила на крышу гаража. Двухскатная крыша гаража своими руками

Соорудить простенькую крышу для гаража своими руками несложно. Но вот чтобы сделать это правильно, нужно предварительно хорошо подготовиться. Ведь придется учесть ряд важных моментов – когда и зачем делать утепление, нужна ли пароизоляция и что предпринять для устранения возможных протечек. К тому же, в зависимости от состояния и расположения постройки стратегия строительства будет существенно отличаться.

О чем стоит подумать перед устройством крыши?

Первое, с чем нужно определиться – с целевым назначением гаража. Если он будет неотапливаемым и будет использоваться только для хранения автомобиля – крыша может быть любой, лишь бы не протекала. Но если гараж планируется теплым или же будет прогреваться время от времени, используясь в качестве мастерской или местного «кафе автолюбителей», крышу нужно обязательно утеплять!
Неутепленная металлическая крыша будет конденсировать, обеспечивая зимой незабываемые ощущения от дождя в помещении. Деревянная или бетонная будет нагреваться, подтапливая снег снаружи. А это чревато ледяными сталактитами и сталагмитами, которые придется сбивать регулярно. И хорошо, если уклон крыши сделан на заднюю стенку, а не перед воротами.

При наличии вытяжки ее тоже лучше утеплить и поднять выше крыши – чтобы не топить тот же снег.

Не стоит забывать и о минимальном наклоне с обязательным водостоком для плоской крыши. Иначе дождь и снег могут задерживаться в неровностях, которых не избежать при самостоятельном строительстве. А это чревато возможными протечками или разрушением кровли через несколько лет.

И, конечно же, лучше заранее правильно оценить свои силы и составить смету. Так как иногда дешевый вариант не подходит ввиду своей сложности при устройстве собственными руками, а дорогой материал можно заменить чем-то подешевле. Ведь для гаража не нужно особого запаса прочности и высокой экологичности кровли.

Бетонная крыша для гаража своими руками

Наиболее простой вариант – положить бетонные плиты. Но без подъемного крана тут не обойтись. Если его использование по каким-либо причинам невозможно, придется сделать бетонную стяжку самостоятельно.
Для этого понадобится:


Из инструментов стоит заранее подумать о:

Он существенно упрощает работу с бетоном, особенно если рука еще не набита, о чем наглядно показано на видео:

Заливка бетонной крыши гаража

Итак, все материалы припасены, инструмент готов и можно приступать к сооружению крыши. Для этого:

  1. На стены укладываются балки перекрытия – трубы, швеллеры или двутавр. В первых двух вариантах крыша будет заливаться поверх. Если же балки сделаны из двутавра, на его нижнее ребро укладываются доски или металлические листы, на которые и будет заливаться бетон. При устройстве утепленной крыши, под стяжку можно уложить пенопласт.
  2. Вяжется армирующая армирующая сетка. Важно не забыть, что пруты не должны прикасаться к опалубке, ведь потом может начать проступать ржавчина на торцах. А вот к балкам перекрытия арматуру можно приварить. Преимуществом двутавровых балок является возможность заливки «послойно» – один ряд за раз. Это особенно важно при заливке единолично, так как всю крышу сразу сделать точно не получится.
  3. Закрепляется опалубка. Чтобы ее потом было проще отдирать от бетона, внутренние стенки необходимо промазать отработанным машинным или любым другим дешевым маслом. Доски должны прилегать максимально плотно! Проступающее через щели бетонное «молочко» существенно ухудшает качество монолитного перекрытия.
  4. Заливается армсетка бетонной смесью, обязательно штыкуется и разглаживается правилом. Если есть возможность заказать готовую бетонную смесь для заливки всей крыши за раз, нужно обязательно обзавестись минимум двумя помощниками для разравнивания смеси лопатами. А лучше при такой заливке требовать глубинный вибратор, который поможет быстро убрать воздух из смеси.
  5. Бетонная стяжка закрывается полиэтиленовой пленкой и обязательно регулярно поливается. Без полива бетон не наберет необходимой прочности.
  6. После схватывания стяжки нужно закрыть все трещины. Делается это железнением – на поверхность рассыпается тонким слоем цемент и втирается обычной малярной кистью. Процедура продолжается, пока все трещины не будут заделаны.
  7. Все стыки в стяжке промазываются мастикой, армированной серпянкой. То же касается и места выхода вентиляционной трубы, и верхних ребер швеллеров.
  8. Чтобы обеспечить необходимый уровень водонепроницаемости, поверх бетона настилается наплавляемая гидроизоляция. Обязательно с закрытием торцов бетонного перекрытия! Для это бетон промазывается праймером, а сама гидроизоляция стелется в два слоя – для надежности. Чтобы гидроизоляция не отставала, края можно прижать алюминиевыми планками. Дюбели заливаются битумом, а сами планки промазываются все той же армированной серпянкой мастикой.

Реставрация бетонной крыши

Но что делать, если гараж достался «в наследство»? А вместе со зданием новому владельцу перешли и сопутствующие проблемы в виде текущей крыши и рассыпающегося бетонного перекрытия? В этом случае реставрация крыши будет не намного проще заливки новой:


Также восстановить текущую крышу можно, сделав поверху перекрытие из профнастила или шифера. Для этого, не снимая старого покрытия крыши, укладываются лаги и закрепляются анкерами. Стыки по периметру заделываются монтажной пеной – для герметизации и чтобы ветром не подняло все перекрытие.

На лагах закрепляется обрешетка. Если металл тонкий, то обрешетку желательно делать частую. Края защищаются металлическими уголками, не дающими влаге подтекать снизу. После того, как будет постелено кровельное покрытие, обязательно монтируется ветровая планка.

Ее еще называют торцевой – она защищает торцы крыши от попадания воды сверху.

Очень доступно о реставрации крыши гаража с помощью профнастила показано на видео:

Деревянная крыша гаража своими руками

Если бетонные работы кажутся сложными и трудоемкими, крышу гаража можно сделать деревянной. Точнее, деревянной будет стропильная система, само же кровельное покрытие может быть любым – от металлического до керамического.

Односкатная крыша гаража

Это самый простой вариант, не требующий серьезных расчетов и особых строительных навыков. Единственное, что придется учесть при отдельно стоящем гараже – превалирующее направление ветра. Нижний край односкатной крыши должен находиться с наветренной стороны – то есть с той стороны, откуда чаще всего дует ветер. В противном случае сильные порывы могут крышу просто сорвать.

Такая крыша возводится предельно просто:

  1. На стену дома крепится опорная доска выше уровня стены гаража. При ширине прогона до 4,5 метров стропила будут класться только на опорную доску и стену гаража. Если же ширина гаража планируется до 6 м, придется крепить еще и лежень на одном уровне со стеной гаража, на который будет опираться подстропильная нога, обеспечивающая поддержку длинного стропила.
  2. Если стены гаража кирпичные или бетонные, по верхней кромке крепится мауэрлат из бруса 15х10 см или 15х15 см. Он обеспечивает необходимую прочность всей кровельной конструкции, перераспределяя нагрузку на стену. Чтобы дерево не гнило, брус необходимо обработать антисептиком и подложить под него несколько слоев гидроизоляции.
  3. Стропила к мауэрлату крепятся или с выпуском за стену, или без выпуска. Рассчитать длину стропил и угол наклона можно с помощью таблицы.
  4. Стелется гидроизоляция непосредственно на стропила. Поверх она фиксируется брусками контробрешетки, на которые потом и кладется обрешетка. Гидроизоляция кладется с нахлестом, места нахлеста проклеиваются бутилкаучуковым скотчем. Также в качестве уплотнения можно подложить скотч и под контробрешетку – для герметизации мест прокола.
  5. В зависимости от выбранного кровельного покрытия и угла наклона, обрешетка может бить как сплошной, так и разреженной. Это стоит учитывать, иначе при критических нагрузках кровля может просто провалиться.

Двускатная крыша гаража

Такой вариант для устройства своими руками уже гораздо сложнее и требует серьезных расчетов. Да и материала также потребуется больше. Например, недостаточная толщина стропил может привести к прогибу крыши, как результат – застой снега и лопнувшие стропила из-за веса. И даже при нужной толщине большое количество сучков в брусе способно привести к тем же результатам. Зато и выглядит такой гараж презентабельно, и пространство под кровлей можно использовать для хранения хозяйственного инвентаря.

Принцип устройства двускатной крыши:

  1. Важно определиться с высотой крыши – слишком высокую ветер будет пытаться опрокинуть, а слишком низкую может приподнять.
  2. Собирается стропильная система – треугольники, состоящие из стропильных ног и затяжки. Для гаражей шириной больше 6 метров потребуется более сложная система с использованием ригелей или бабок.
  3. Можно как собирать отдельные элементы на земле, поднимая их по мере необходимости, так и сразу же на стенах. Первый вариант для гаражей подходит больше, так как перекрытие не стелется и ходить в таком случае по краям стен крайне неудобно.
  4. Сначала устанавливаются крайние стропила с торцов гаража. Между ними в самой верхней точке натягивается шнур, определяющий уровень крыши. После этого можно крепить все остальные стропильные ноги. Фиксируются они временными укосинами.
  5. Коньковый прогон крепится последним. Чтобы предотвратить смещение стропил, их крепят методом врубки. Также для упрощения работ коньковый брус можно фиксировать строительными уголками без вырезания углов.
  6. Раскатывается гидроизоляция и фиксируется рейкой по стропилам. Если использовать гидроизоляционную мембрану, она может выступать в качестве временной кровли два-три месяца – в зависимости от изготовителя. Нужно обращать внимание на сопротивление ультрафиолету, иначе гидроизоляция может быстро прийти в негодность, просто начав крошиться.
  7. Набивается обрешетка. Частота зависит от кровельного покрытия. Лучше ее сделать более частой, чем потом ремонтировать крышу в срочном порядке, если кровля не выдержит давления снега.

Независимо от выбранного кровельного покрытия, особое внимание стоит уделить коньковому узлу. Плохо сделанный конек – гарантия текущей крыши и образования конденсата, так как конек выполняет функцию вентиляции кровельного пирога.

Например, для крыши из металлочерепицы расстояние между обрешеткой в коньковом узле должно быть не меньше 3 см и не больше 5 см. А гидроизоляция должна находится на скатах крыши на расстоянии 20 см. Сам конек укладывается на воздухопроницаемый утеплитель и крепится саморезами.

Для вентилируемого конька крыши с мягкой кровлей можно использовать как готовые решения в виде конькового аэратора, так и сделать конструкцию самостоятельно. Первый способ гораздо проще, но существенно удорожает строительство.

Второй вариант потребует немного больше усилий, зато позволит сэкономить. Строительство вентилируемого конька своими руками начинается с прорезания вентиляционного зазора в сплошной обрешетке. Дальше крепятся бруски 5х5 см над вентилируемым отверстием, на которые и укладываются листы ОСБ. Чтобы защитить кровельный пирог от попадания пыли и насекомых, можно закрепить еще и металлическую сетку, которая заворачивается на бруски.

Выводы

Обобщая, можно сделать следующие выводы при строительстве крыши гаража своими руками:

  • реставрировать бетонную крышу гаража лучше с помощью профнастила – это проще и дешевле;
  • бетонные работы нужно проводить с помощником, иначе заливать крышу придется частями, а стыки герметизировать;
  • утепление крыши – обязательный момент для защиты от конденсата;
  • для бетонной крыши используется наплавляемая гидроизоляция по бетонному перекрытию, для деревянной – ветрозащитная мембрана, предотвращающая образование конденсата;
  • толщина стропил должна быть достаточной для выдерживания максимальной снеговой нагрузки, если уклон крыши небольшой – лучше делать с запасом прочности;
  • если выбрать в качестве кровли профнастил, как самый дешевый вариант, следует внимательно отнестись к качеству декоративного напыления – у недобросовестных изготовителей оно может облезть уже через год;

Во времена дефицита материалов надворные хозяйственные сооружения строили из остатков досок и всего того, что осталось после возведения дома. Конечно, от этого они не теряли функциональность, но существенно портили внешний вид участка. Тетерь гараж выполняется как часть архитектурного ансамбля, выполненного в одном стиле и цветовой гамме. В этой статье мы расскажем, как своими руками качественно сделать двухскатную крышу для гаража, разберемся, как составить проект и правильно осуществить монтаж.

Двускатная крыша – несложная конструкция, состоящая и двух наклонной плоскостей, называемых кровельными скатами. Они опираются на внешние стены гаража и сходятся в коньковом соединении, являющемся высшей точкой кровли. Два ската и основание крыши образуют равнобедренный треугольник. Данный способ перекрытия гаража по сравнению с другими вариантами обладает следующими плюсами:

  1. Обеспечение самостоятельного схода снега и дождевой воды с крыши. Наклонная поверхность скатов двухскатной кровли способствует отводу воды и снеговых масс, благодаря чему нагрузка на стропильный каркас не увеличивается, а необходимость чистить крышу от снега возникает редко. В регионах с большим количеством осадков в зимнее время двускатная крыша гаража – реальная альтернатива односкатных конструкций, которые часто обрушиваются в снегопады.
  2. Экономичность. Чтобы своими руками сделать двухскатную крышу требуется немного строительных материалов. Пиломатериалы, из которых делают стропильный каркас и кровельные материалы имеют доступную цену, поэтому общая стоимость работ по перекрытию гаража не на много превысит затраты на возведение односкатных аналогов такой же площади.
  3. Простота сборки. Отдельной статьей экономии может стать отказ от привлечения к строительству кровли профессиональных работников, так как даже неопытный мастер может правильно сделать двухскатную крышу для гаража своими руками.
  4. Высокая энергоэффективность. Благодаря своей форме двухскатная крыша снижает энергопотери при отоплении помещений. Она считается самым энергоффективным способом перекрытия построек хозяйственного назначения. Потому, если проводить в гараж отопление, двускатная крыша, сделанная своими руками – самый правильный вариант.
  5. Организация хранения. Гараж, в первую очередь, отводится под содержания машин и иной техники, однако, в нем должно быть место для складирования сезонного инструмента, колес и запчастей. Двухскатная крыша позволяет организовать в чердачном помещении просторные стеллажи, они легко делаются своими руками в соответствии с нуждами хозяев.

Обратите внимание! Гараж с двухскатной крышей, в отличии от односкатных, выглядит как самостоятельное сооружение. Он может располагаться не только поблизости от дома, а в любом удобном месте участка. Опытные мастера рекомендуют сделать скаты с уклоном 20-30 градусов и использовать для покрытия кровельный материал, который использовался для дома, чтобы выдержать единый стиль в оформлении.

Проектирование

Первый шаг в строительстве двухскатной крыши для гаража своими руками – создание проекта, отражающие основные параметры конструкции. Чтобы преступить к работе, нужно определить три основные характеристики: высота конька, уклон скатов и вид кровельного. Расчеты при создании проекта выполняются с учетом нагрузок, ложащихся на элементы каркаса. Подсчитывается полный вес крыши, чтобы определить, насколько глубокий требуется фундамент. Чтобы набросать рабочую схему, нужно правильно сделать следующие расчеты:


Важно! От угла наклона скатов зависит выбор подходящего кровельного материала. Уклон в 20-30 градусов, который рекомендуют делать для крыши гаража большинство опытных кровельщиков, позволяет использовать в качестве покрытия мягкую черепицу, профнастил, шифер или рулонные материалы. А вот металлочерепица, популярная при строительстве своими руками, требует крутизны скатов 35 градусов и более.

Стропильный каркас

Основа каждой двухскатной кровли – стропильный каркас, совокупность элементов, которые обеспечивают устойчивость и стабильность кровельной конструкции. Крыша гаража строится на основе стропил, изготовленных из древесины хвойных пород, пропитанной антисептическими и огнеупорными веществами. В зависимости от планировки постройки, веса и площади покрытия кровельного материала используют 2 разных типа стропильных систем:


Обратите внимание! При расчете стропильной системы учитывают вес ее элементов, так как он увеличивает нагрузку, ложащуюся на фундамент. Чтобы избежать перегрузки, приводящий к деформации основания постройки, следуют соблюдать баланс между толщиной сечения и количеством стропил. Размер пиломатериалов выбирают в соответствии с таблицами, учитывающими длину стропил и шаг между ними.

Монтаж

Самый ответственный момент, если вы строите крышу своими руками – непосредственно монтаж. Чтобы не допустить ошибок, лучше набросать схематичный рисунок, отражающий все размеры элементов каркаса, расстояние между ними, а также способ крепления. Работы выполняют в следующем порядке:


Обратите внимание! Если помещения гаража будет отапливаемым, выполняется термоизоляции скатов, а также . Для этого используют негорючие волокнистые утеплители, к примеру, базальтовая вата или пенополистирол.

Видео-инструкция

Гаражное хранение автомобилей не только повышает их безопасность, но и увеличивает время эксплуатации. В большинстве случаев выбирается самый простой проект гаража с невысокой сметной стоимостью. Построить такие сооружения можно всего в течение 2–3 недель, конкретные сроки зависят от сложности проекта и индивидуальных пожеланий застройщиков.

В настоящее время теплые варианты гаражей не пользуются популярностью по нескольким причинам.


Односкатная крыша – оптимальный вариант стропильной системы для бюджетных проектов гаражей. В чем ее преимущества и есть ли недостатки?

Объективные характеристики односкатных крыш

Начнем обзор технических и эксплуатационных параметров односкатных крыш нетрадиционно, не с преимуществ, а с недостатков. К недостаткам можно отнести следующие факторы.

Отсутствие чердачного пространства или небольшой его объем

Действительно, односкатные крыши могут одновременно выполнять функцию потолка гаража (чердачное помещение полностью отсутствует) или иметь отдельное потолочное перекрытие, но оно располагается на минимальном расстоянии от стропильной системы. Этот недостаток весьма условен, сегодня нет надобности хранить в гараже полный комплект запасных частей из-за их дефицита, все недостающее без проблем можно приобрести в магазинах. А от такого гаражного хранения сложные с технической точки зрения агрегаты быстро теряют свои заводские данные. Что касается комплекта зимней/летней резины, то для него всегда найдется место в самом гараже или в небольшом чердачном помещении.

Высокие показатели снеговой нагрузки

Как утверждает СНиП, при наклоне крыши менее 20° весь снеговой покров остается на поверхности скатов. Односкатные кровли редко имеют угол наклона, превышающий такие значения, соответственно, во время расчетов нужно учитывать максимальные значения высоты снежного покрова для каждой климатической зоны, увеличивать устойчивость стропильной системы, принимать специальные меры по повышению ее надежности. Но для гаражей это не проблема, небольшие размеры строения существенно понижают общие нагрузки и облегчают работу.

Низкие дизайнерские характеристики

Это очень спорное утверждение, у каждого владельца гаража свои предпочтения. Не нужно во всем слушаться дизайнеров, они видят проект один единственный раз, а гаражом пользоваться не будут. Лучше всего по дизайнерским параметрам то строение, которое нравится владельцу, а не проектировщикам. Теперь пора немного поговорить о преимуществах односкатной крыши для гаража.

Таблица. Преимущества односкатных крыш для гаража.

Показатель Краткое описание
Невысокая стоимость Если принимать во внимание площадь помещения и стоимость крыши, то односкатные самые дешевые среди всех используемых в строительстве вариантов. Крыши гаража редко утепляются, а это заметно понижается сметную стоимость.
Минимальное количество непродуктивных отходов Крыша не имеет стыковок, коньков, ендов и иных элементов, существенно усложняющих процесс покрытия. Простая геометрия скатов минимизирует количество отходов дорогостоящих кровельных материалов.
Технологичность и простота монтажа Стропильная система очень простая, нет необходимости устанавливать различные упоры и подкосы, прогоны и коньки. Балки кладут прямо на несущие стены небольшого строения или на обвязочный пояс.
Универсальность использования Односкатные крыши можно делать не только на гаражах, но и на всех приусадебных пристройках. Это позволяет строить сооружения различного назначения в одном стиле.

По мнению профессиональных строителей, односкатные крыши – единственный вид стропильной системы, который могут собрать дилетанты . Надо лишь немного уметь резать пиломатериалы и иметь большое желание построить гараж своими силами.

Цены на снегозадержатели

Снегозадержатель

Варианты стропильных систем односкатной крыши

У простой конструкции в принципе не может быть много вариантов, это правило касается и односкатных крыш для гаража.


Гараж с односкатной крышей может быть как отдельно стоящим сооружением, так и примыкающим к существующему. Второй вариант позволяет экономить свободное пространство участка, сделать теплый вход/выход из дома, упрощает подключение инженерных систем и т. д. Это достоинства.

Но есть в пристроенных гаражах существенный недостаток. Показатели несущих способностей фундамента дома и гаража непременно отличаются. Во время сезонных колебаний архитектурных конструкций между гаражом и стеной дома будет появляться щель, для недопущения протечек придется принимать комплекс специальных строительных мероприятий, это несколько усложняет строительство. А в случае больших колебаний протечки устранить не удастся. Вывод – пристройки нужно предусматривать еще на этапе разработки проекта основных зданий и заливать для них общий фундамент.

Искусственная фасадная стенка односкатной кровли – стойки с верхним обвязочным брусом и дощатая обшивка

Цены на различные виды бруса

Практические советы по проектированию односкатной крыши для гаража

Мы не будем описывать сложные инженерные расчеты, обыкновенные застройщики ими не занимаются. Да и не такое важное и ответственное строение гараж, чтобы делать проект с учетом всех требований существующих государственных стандартов и нормативных актов. Рассмотрим лишь общие положения и рекомендации, этой информации вполне достаточно для сооружения надежного и долговечного гаража.

  1. Определение угла наклона скатов . Как уже упоминалось, для всех типов кровельных покрытий угол наклона скатов не может быть менее 12°. На практике такие строения встречаются редко, застройщики желают себя перестраховать и делают угол наклона до 20°, за счет этого увеличивается и чердачное пространство.

  2. Определение разницы высоты скатов плоской крыши . После того как вы определились с углом наклона, следует узнать, на какую высоту поднимать второй конец стропил. Делается это при помощи таблиц, специального калькулятора на сайтах или самостоятельно. Для этого надо умножить длину гаража на tg α, где α – угол наклона ската. Соответственно, если скат будет иметь уклон в сторону, то нужно умножать не длину, а ширину гаража.
  3. Определение длины стропил . Можно дальше пользоваться калькуляторами или формулами, но на практике лучше длину замерять обыкновенной веревкой или рулеткой, что полностью исключает вероятность ошибки. Один конец веревки прикладывается к стене, а второй к возвышению или прогону. К полученному размеру следует прибавить свес. Как правило, свес крыши примерно 20 см по периметру гаража.

  4. Количество стропил и расстояние между ними . Здесь точные расчеты очень сложные, количество элементов зависит от параметров пиломатериалов, типа кровельного покрытия и климатической зоны проживания. Не стоит слишком углубляться в расчеты, намного проще посмотреть на уже построенные сооружения и сделать у себя стропильную систему таких же размеров. Старые гаражи выдержали нагрузки и проверены временем. Это намного проще и надежнее, чем делать сложные вычисления.

Крыша любого типа отвечает за сохранность постройки, целостность стен и внутренней отделки здания. Она хранит дом от палящего зноя летом, от снегопадов зимой, проливных дождей в межсезонье, а также выполняет не последнюю функцию в формировании общего экстерьера здания. В отличие от ломаных, многоуровневых, вальмовых и других модификаций, односкатная крыша надёжная, экономная и наименее затратная. Такой вид часто используют для хозяйственных построек, веранд и гаражей. Несмотря на простоту, крыша делается по расчётам и строительным нормам с соблюдением правил и технологий укладки кровельного материала.

Достоинства и недостатки односкатной крыши

Односкатная крыша, как любая медаль, имеет две стороны: у неё есть свои достоинства и недостатки. Возведение кровли такого типа характеризуется простотой и дешевизной, так как монтировать её можно собственноручно, не прибегая к услугам строительной бригады и сэкономив на этом определённую сумму.

Гараж с односкатной крышей надёжно защитит машину от снега и дождя

Итак, обратите внимание на основные преимущества:

  • в основе конструкции лежит прямоугольный треугольник - самая «лёгкая» геометрическая фигура, зная длину её сторон, можно запросто высчитать угол между ними (в нашем случае это определяет угол наклона ската);
  • монтаж односкатной крыши интуитивно прост и понятен;
  • на покрытие типичной «односкатки» понадобится несколько дней, при определённых навыках и сноровке такую крышу можно уложить даже за выходные.

Ко всему прочему, проблемы дизайна отходят на второй план и уступают место основательности и надёжности. Обязательно нужно предусмотреть, в какой местности будет возводиться гараж, сколько осадков свалится на крышу. Теперь недостатки:

  • недостаточно прочная стропильная система не сможет без проблем справиться с большой массой снега. Именно поэтому в регионах с суровыми зимами предпочтительнее использовать двускатную крышу;
  • вторым недостатком будет отсутствие полнофункционального чердачного пространства, что существенно ограничивает возможность пользоваться дополнительной площадью для временно неиспользуемых материалов или инструментов;
  • фактическое отсутствие подкрышевой зоны значительно усложняет или практически полностью сводит на нет укладку качественной термоизоляции. Едва ли можно утеплить крышу, угол ската которойы равен 9 о – 12 о.

Расчёт уклона односкатной крыши в зависимости от выбора кровельного материала

Если предпочтение отдано односкатной конструкции, обратите внимание на подбор кровельного материала. От этого будет зависеть угол наклона крыши, что, в свою очередь, необходимо для беспрепятственного схождения снега, дождя, наледи со склона:

  • для рулонных, битумных, полимерных материалов уклон ската не должен превышать 10 о. Минимально безопасный наклон - не менее 6 о;
  • для плоского или волнистого шифера, листового железа с фальцевым соединением максимально допустимый угол наклона - 20 о;
  • если в качестве кровельного покрытия вы используете профнастил, черепицу, асбоцементные и сланцевые плиты, металлочерепицу, не следует превышать максимально допустимые 25–30 о.

От выбора типа кровельного материала будет зависеть угол наклона ската

Конструкция односкатной крыши с чертежами

При постройке односкатной крыши обратите внимание на проектирование стропильной системы и подбор кровельного материала - от этого зависит безопасность эксплуатации и способность справляться с нагрузками. В редких случаях используют железобетонные плиты (при условии, что угол наклона минимален). Но в основном применяют стропильную основу из деревянного бруса.

Для правильного расчёта необходимо знать несколько параметров:

  • длину и ширину несущих стен строения;
  • угол наклона и желаемую длину ската;
  • вид материала, которым покрывается крыша.

Исходя из размеров станет ясно, нужны ли дополнительные опорные стойки для усиления стропил. Угол наклона определит необходимость дополнительного возведения фронтона и его высоту, а также надо ли делать чердачное перекрытие. По нормам противопожарной безопасности чердак с высотой ниже 1,6 м запрещено устанавливать.

Стропильная система крыши рассчитывается в зависимости от ширины ската

Определиться с углом наклона гаражной крыши крайне важно ещё на стадии проектирования, так как от этого будет зависеть высота противоположных сторон коробки и целесообразность использования консольной рамы на одной из сторон для соблюдения необходимого уклона.

Используйте дерево только после того, как оно основательно высохнет. Пиломатериал для стропил не должен иметь сколов и других изъянов в местах соединений. Для длинных стропил используйте клееный брус. Доски применяют только для лёгких кровельных поверхностей.

Мауэрлат - надёжная основа односкатной крыши

Стропильный каркас представляет собой конструкцию из уложенных параллельно досок или брёвен, опирающихся на основу разновысотных противолежащих стен. Мауэрлат выполняет переходную функцию от стен к крыше и является связующим звеном. Если стены гаража выгнаны из дерева, что маловероятно в век новых строительных технологий, надобности в нем нет. Кирпич (силикатный и керамический) также сам по себе является крепким и прочным стройматериалом, поэтому на стены толщиной в один кирпич укладывать мауэрлат нет необходимости. Это только добавит финансовых проблем и лишних затрат рабочих сил. В случае с односкатной кровлей стропильную систему можно устанавливать непосредственно на обвязку - это оправдывает себя, когда уклон минимальный и покрытие нетяжёлое. Монтаж черепичной крыши, асбоцементной или сланцевой предполагает наличие мауэрлата. Он помогает равномерно распределить нагрузку стены по всему периметру строения. Без мауэрлата не обойтись, если стены выгнаны из газосиликатных блоков или пенобетона. Такой материал слишком хрупкий и рыхлый - анкерный болт или дюбель в нём навряд ли удержится.

Как закрепить мауэрлат на стенах гаража

Мауэрлат укладывается на две противолежащие стены, на которые впоследствии будут опираться стропила. Итак:

  1. Уложите на торцы стен любой гидроизоляционный материал. Это может быть рубероид или битумная лента.
  2. Поверху уложите мауэрлат. Для этого используйте брус размером 50*150 мм или 100*150 мм в зависимости от толщины стен строения.
  3. При помощи анкерных болтов или дюбелей закрепите дерево к основе.

Такое равномерное перераспределение нагрузки особенно актуально для стен из блоков, так как они имеют меньшую прочность, чем, к примеру, кирпич.

В некоторых случаях для крепления стропильной системы к стенам во время выгонки используют закладки из арматуры. При помощи стальной проволоки к арматуре вяжут стропила, следы обвязки прячут под отделкой стен внутри гаража.

Арматурные закладки используют для крепления стропил

Иногда необходимо установить армированный пояс: в верхнюю кладку стены вставляют специальные шпильки или обрезки армированных труб, на которые насаживают брус мауэрлата. Кроме дополнительного перераспределения нагрузки, такой пояс позволит максимально отрегулировать и зафиксировать горизонтальный уровень.

Технология возведения односкатной крыши гаража

Перед тем как приступить к строительным работам, нужно провести небольшие тригонометрические расчёты. С их помощью находят разность высот противоположных стен, высчитывают угол наклона и площадь будущей крыши. Большинство расчётов можно провести самостоятельно, используя знакомые всем школьные формулы по нахождению площади, длины и других параметров разных фигур. От расчётов зависит количество необходимых стройматериалов и, соответственно, просчитывается бюджет, необходимый для осуществления идеи.

От расчётов зависит количество необходимых стройматериалов и просчитывается бюджет, необходимый для осуществления идеи

Сделав необходимые расчёты и закупив материал, можно приниматься за постройку крыши гаража.

Как сделать крышу из профилированного листа своими руками

Рассмотрим пример исполнения односкатной крыши из профнастила. Прочность, лёгкость и жёсткость выгодно выделяет его среди современных строительных материалов. Профлист изготавливают из листа оцинкованной стали методом холодного катания. Для большей жёсткости при производстве подвергается профилированию, благодаря чему на листах можно видеть рёбра волнообразной или трапециевидной формы. Он выпускается разной толщины и соответствующей маркировки. Для кровли наиболее подойдёт профлист марки NS44 или NS35.

Крыша из профнастила надёжно защитит ваше авто

Для монтажа крыши нам понадобятся:

  • деревянные доски соответствующей длины и брус для мауэрлата;
  • кровельный материал (в нашем случае профнастил), покрывающий всю площадь крыши с учётом нахлёстов;
  • инструменты для работы по дереву: топор, циркулярка, молоток, рубанок, фуганок, шуруповёрт;
  • инструменты для работы по металлу: болгарка, резиновый молоточек, шило;
  • крепёжные материалы: степлер со скобами, гвозди, саморезы или кровельные шурупы с резиновыми прокладками;
  • измерительно-разметочные инструменты: рулетка, линейка, уровень, карандаш, мел.

После того как каркас гаража выведен на достаточную разноуровневую высоту, приступаем к строительству крыши:

  1. Приступаем к монтажу мауэрлату (технология укладки описана выше).
  2. Строим стропильную систему и укладываем обрешётку.
  3. Укладываем первую стропилину на мауэрлат, выходя за пределы для свеса на 40–50 см, делаем на нём заруб для фиксации и используем его, как лекало для последующих досок.
  4. При помощи металлических уголков, саморезов и шуруповёрта крепим доски-стропила по всей площади крыши через одинаковые расстояния.

    Стропила укладываются на мауэрлат через одинаковые расстояния

  5. Делаем обрешётку снизу вверх.

    Укладываем на стропильную систему обрешётку

  6. Укладываем под свесы рубероид или битумную ленту для гидроизоляции (при внешней отделке гаража можно обшить сайдингом или тем же профлистом).
  7. При помощи строительного степлера монтируем гидроизоляционную плёнку или паронепроницаемую мембрану, поверх кладём контробрешётку.

    Поверх гидроизоляции крепится контробрешётка

    8. Укладываем листы слева направо, начиная с нижнего ряда, с нахлёстом в 2 волны. Если высота гофры не больше 2 см, крепим саморез в вершину ребра. Если выше 2 см - крепим в основание. Прокладки под саморезами не должны болтаться, но и пережимать их нельзя - это приведёт к последующим протеканиям кровли.

    Порядок укладки профлиста на обрешётку

Когда крыша готова, остаётся заключительный необходимый штрих - монтаж системы водоотвода. Отсутствие отливов со временем приведёт к износу фундамента, повреждению цоколя и фасада.

Отливы защитят гараж от разрушения фундамента и цоколя

Видео: крепление стропил для односкатной крыши гаража

Видео: как сделать односкатную крышу своими руками

Если все инструкции по укладке односкатной крыши для гаража были соблюдены, вы получите сухую и надёжную защиту для любимого автомобиля. Прочная кровля убережёт помещение от протеканий и разрушений. А сделать его можно самостоятельно, но вдвоём с напарником будет быстрее, надёжней и веселее. Тем ценнее будет такая постройка.

Крыши с одним скатом – вариант, идеально подходящий для обустройства гаражей. Широко распространенные на просторах отечества пологие плоскости авторитетно завершают солидные кирпичные постройки и небольшие каркасные боксы.

Принцип строительства значительно проще, чем возведение двухскатной соперницы. Работы проводятся гораздо быстрее, и результат служит дольше, что весьма убедительно действует на самостоятельных мастеров. Однако для успешного завершения дела следует твердо знать, как сооружается односкатная крыша для гаража, каким способом ее разумней устроить.

Односкатные конструкции не поражают воображение эстетов, но к разуму практиков взывают крайне настойчиво. Потому не слишком красивые, но простые и надежные крыши с единственным скатом сооружают преимущественно над хозяйственными постройками.

Лидерство односкатных крыш в сфере обустройства гаражей обосновано внушительным списком преимуществ, в числе которых:

  • Экономичность . На сооружение и обустройство расходуется минимальное количество материалов.
  • Конструктивная простота . Односкатная крыша формируется отдельно установленными стропилинами, края которых опираются на стенки разной высоты. Функцию стен вправе выполнять столбы, колонны или стойки каркасного сооружения.
  • Долгосрочность безукоризненной службы . Элементы грамотно построенной односкатной крыши беспрепятственно омываются воздушными потоками. Отличная вентиляция исключает образование разрушающего конденсата, предупреждает увлажнение деревянных деталей и его неизбежный итог – гниение.

Сооружение односкатных крыш над коробками гаражей в большинстве случаев не сопровождается устройством чердака. Сама конфигурация не слишком удобна для организации в чердачном помещении места для хранения, к примеру, зимней резины.

Исключением может стать желание владельца сделать над основным помещением мастерскую. Правда, в подобных ситуациях целесообразней, чтобы в строительстве применялась ломаная технология или , предоставляющая возможность обзавестись практически двухэтажным гаражом при относительно невысоких затратах.

Тонкости проектирования крыши гаража

Вариантов сооружения односкатных крыш над гаражами существенно больше, чем подсказывает конструктивная незамысловатость. Их возводят над отдельно стоящими объектами и над пристройками.

Один скат может перекрывать не только гараж, но заодно и баню или летний домик со смежной стеной. Основой строительства может служить не только стопа со стенками разной высоты, но и коробка, стены которой доведены до единого уровня.

Главный признак односкатной крыши – наличие опоры под обоими краями стропильной ноги. Элементы стропильной системы просто укладываются, т.е. как бы наслоняются на опоры, в связи с этим носят техническое название «наслонные».

По сути, стропилины односкатной крыши представляют собой обычные балки, уложенные под незначительным углом к горизонту. Потому крутизну сооружения при проектировании и расчетах не учитывают.

Принципы определения угла наклона

Грамотное строительство односкатной крыши обязано соблюсти уклон, необходимый для свободного схода дождевой воды и удаления осадков в период снеготаяния. Именно поэтому высота опорных конструкций должна различаться.

На выбор угла наклона ската влияют три фактора:

  • Климатическая специфика конкретного региона. Пологие односкатные сооружения крутизной до 5-7º нерационально возводить в областях с обильным выпадением зимних осадков. Зато они прекрасно работают в местностях с высокой ветровой активностью и с незначительным количеством снега. Односкатные крыши с углом наклона 20-25º не стоит строить в районах с частыми сильными ветрами над отдельно стоящими гаражами. Возможно сооружение над пристройкой.
  • Вид кровельного покрытия. В обустройстве пологих крыш до 8º применяются рулонные кровли: полимерные, 3х и 4х-слойные битумные или битумно-полимерные материалы. Если крутизна крыши 8-10º кровля укладывается в два слоя. Если угол наклона 15-20º, используются металлические листы, соединенные фальцем, плоский и волнистый шифер. Для крыш крутизной 25º подойдет или одна из его вариаций, металлочерепица.
  • Ландшафтный дизайн усадьбы. Архитектурные каноны повелевают использовать кровли одного цвета и вида в пределах одной территориальной единицы. Хотя бы на собственном участке, если это не слишком обременит бюджет.

Неважно, угол наклона выбирается с ориентиром на указанные обстоятельства, или наоборот. Важно, чтобы в результате нашелся консенсус, удовлетворяющий всему спектру перечисленных условий.

Крутизна односкатной крыши – крайне важный параметр для гаража, определиться с которой необходимо на стадии проектирования гаража. Она даст понять, нужно ли будет сооружать стены коробки разной высоты или можно обеспечить уклон установкой с одной стороны консольно-прогонной рамы.

Длина стропильных ног

Площадь ската должна учитывать формирование свесов, защищающих строительные конструкции от прямых и косых дождей. Мастерам, желающим знать, как грамотно сделать проект односкатной крыши для гаража, необходимо учитывать тип материала, из которого выполнены стены, потому что:

  • Свесы над обшитыми металлом каркасными строениями должны составлять по минимуму 10-20см.
  • Свесы над срубами должны быть 50-60см.
  • Свесы над кирпичными и бетонными гаражными коробками 30-40см.

Иногда свесы увеличивают с целью формирования навеса со стороны входа или вдоль длинной стенки. Увеличенный по площади навес необходимо опереть на столбы, сооруженные на общем с гаражом или отдельном фундаменте.

По завершению разбора геометрических показателей можно смело приступать к расчетам размеров стропилин.

Правила расчета стропильной системы

Для расчета элементов стропильного каркаса проще воспользоваться одной из предложенных интернетом программ. Принципиальных различий в их вычислениях нет.

Данные банально вводятся в специфические таблички, после чего практически моментально появляется результат. Т.к. интенсивных пешеходных передвижений по поверхности односкатной крыши обычно не предполагается, то для расчетов знать нужно будет только:

  • Вес кровельного покрытия, распределенного на 1м² площади без учета угла наклона.
  • Вес сплошной обрешетки, применяемой для обустройства скатов до 25º. Принимается вес доски, приходящейся на 1 м², фанеры или ОСП.
  • Вес утеплителя, если планируется его установка.
  • Масса снежного покрова, установленная по многолетним наблюдениям в конкретной местности.

Вес осадков в районе строительства можно определить по карте, которую мы приводили , или найти в сборнике нормативов по строительной климатологии.

Степень сложности стропильного каркаса

Конструктивная сложность стропильной системы односкатной крыши напрямую зависит от размера перекрываемого ею пролета:

  • Если пролет не превышает 4,5м, стропильный каркас до предела прост. В его составе есть только параллельно уложенные стропильные ноги, соединенные с брусьями мауэрлата или с равнозначными элементами.
  • Если пролет больше 4,6м, но меньше 6м, то система усложняется. Ввиду внушительной длины стропилины появляется вероятность ее провисания и кручения. Чтобы избежать деформации и повысить жесткость конструкции, стропильные ноги подпираются подкосами.
  • Если пролет больше 6м, его делят на условные сегменты, между которыми устанавливается прогонная конструкция с вертикальными опорами. Естественно, для установки прогонной рамы нужна собственная опора в виде внутренней стены. Опереть можно на бетонное перекрытие, для устройства крыши поверх которого расчеты почти не требуются.

Оптимальными размерами внутреннего пространства гаража на одно авто считается 3,5×5,2м. Даже если не учитывать толщину стен, ясно, что построить крышу над коробкой с указанными размерами по схемам из первого или второго пункта. При уклоне ската поперек длинным стенам постройки стропила укладываются без дополнительных элементов.

Если уклон направлен вдоль длинных стен, стропилины необходимо будет подпереть подкосами. В любом случае продумать и рассчитать следует оба варианта. Желательно составить два чертежа гаража с односкатной крышей, чтобы выбрать наиболее подходящий тип по технологическим и экономическим аспектам.

Инструкции по строительному процессу

Лучшего метода изучения технологий строительства, чем разбор реальных разработок и примеров, пока не придумано. Полезны они и для тех, кто своими руками решил сделать односкатную крышу над запланированным к строительству гаражом, и для тех, кому требуется контролировать возведение объекта на личном участке.

Пристальное внимание следует уделить устройству фундамента под гараж. Основа постройки должна быть безупречной и действительно прочной. Если грунты под массой «железного коня» неравномерно просядут, фундамент обязательно даст трещину. Едва заметное на первоначальном этапе повреждение через год превратиться в крупную щель с полным списком вытекающих последствий: с нарушением теплоизоляции, смещением части стены и перекошенной в результате крышей.

Неравномерность просадки особо опасна для сборных и столбчатых фундаментов. Устроенный поверх них ростверк не спасет от разрушения кирпичные и бетонные стены из-за незначительной собственной мощности. Потому под капитальные сооружения вполне обоснованно принято заливать монолитную плиту или ленту. Заглублять монолитные основания требуется ниже горизонта сезонного промерзания грунта минимум на 30см, для уверенности в надежности на 50см.

В северных областях настолько серьезно заглубленная плита будет слишком дорогостоящей. Там предпочитают ленты с перекрытиями из бетонных плит, если предполагается устройство смотровой ямы, или с бетонным полом по утрамбованной основе, если организация ямы не предстоит.

Каркасные гаражи не слишком требовательны к фундаментам. Из-за неравномерной просадки подстилающих грунтов их может несколько перекосить. Однако рамы верхней и нижней обвязки, жестко сцепленные со стойками стен, не дадут постройке разрушиться. Причем исправить перекос не составит труда: достаточно приподнять просевшую часть строения домкратом и выровнять фундамент посредством подкладки кирпичей, пеноблоков, обрезков бруса и др.

В возможности свободного устранения недочетов заключается причина применения столбчатых типов фундамента под каркасные гаражи, с сооружением одного из которых будем разбираться.

Строительство обособленного гаража с «односкаткой»

Неоспоримые достоинства каркасной технологии отлично отображает сладкая парочка определений «дешево и быстро». Приплюсуем к ним возможность строительства своими руками и немногословно отошлем вдаль малейшие сомнения. Приступим.

Процесс сооружения каркасного гаража по шагам:

  • Устраиваем по столбчатому фундаменту нижнюю обвязку каркаса. Первым делом из бруса 150×200 создаем раму согласно размерам гаража. Элементы укладываем широкой стороной плашмя, соединяем в углах косым прирубом. Соединения укрепляем гвоздями, болтами, металлическими пластинами. Пространство между ребрами рамы заполняем брусом 150×150, укладываемым на рядовые столбы фундамента. Углы дополнительно усиливаем скобами;
  • Сооружаем переднюю стенку гаража. Устанавливаем брусья 150×150 длиной по 3м по углам обвязки. Крепим их усиленными оцинкованными уголками и фиксируем временными укосинами к смежным ребрам обвязки. Устанавливаем брусья равнозначного сечения и длины согласно ширине проема под гаражные ворота, крепим уголками. Соединяем полученные стойки путем укладки сверху бруса 100×150 с аналогичным креплением – получаем переднюю деталь верхней обвязки.
  • Собираем тыльную стенку. Устанавливаем четыре отрезка бруса 150×150 длиной 2,5 – 2,7м через равные расстояния. Высота стоек задней стенки вычисляется в процессе проектирования и зависит от длины гаража. Угловые столбы дополнительно фиксируем временными укосинами. Перевязываем все четыре элемента сверху брусом 100×150. Это задняя деталь верхней обвязки.
  • Укладываем стропила ребром на брусья обвязки. Для раскроя стропильных ног используем доску 25×150. Крепим их уголками или скользящими опорами к брусьям обвязки.
  • Сооружаем боковые стенки. Прикладываем к середине боковой стенки дюймовку, на которой отмечаем линии запила по факту. Согласно сделанного из дюймовки шаблона изготавливаем стойки боковой стены из бруса 150×150. Устанавливаем их и соединяем вверху брусом 100×150, прикрепленным к боковым граням стоек.
  • Обвязываем весь каркас посередине доской 50×150. За точку отсчета средней обвязки возьмем половину длины столба тыльной стенки.
  • Устанавливаем постоянные укосины. Демонтируем все ранее установленные вспомогательные элементы. Каждый сегмент каркаса, полученный в результате установки средней обвязки, снабжаем укосиной из доски 25×150.
  • Оформляем крышу. Устраиваем сплошную обрешетку, уложив на стропила доску 25×150 с зазорами 2-3мм. Вместо доски можно использовать фанеру или панели ОСП-3. Обшиваем периметр ветровой доской, расстилаем гидроизоляцию, монтируем покрытие.

Остается обшить каркас гаража доской, стеновым профнастилом или влагостойкой фанерой, применяемой в качестве основы под последующую отделку.


При желании утеплить гараж перед обшивкой между элементами каркаса закладывается теплоизоляция. В обшивке стен и потолка изнутри неутепленной постройки вообще нет необходимости. Открытые к свободному доступу воздуха деревянные составляющие хорошо просыхают, благодаря чему долго служат.

Сооружение пристройки с односкатной крышей

По экономическим показателям гараж-пристройка значительно опережает отдельно стоящий объект. Дело не только в существенном сокращении стройматериалов за счет общей стены с основным зданием. При необходимости подвести к пристройке коммуникации выгоднее и проще.

Под описанную в примере каркасную пристройку сделан ленточный фундамент. Для его заливки рыли не котлован, а траншею, в которую устанавливалась опалубка. Высота опалубки рассчитывалась так, чтобы в итоге над поверхностью земли возвышался небольшой цоколь в 15 – 20см. В период заливки устанавливаем закладные детали для крепления каркаса к фундаменту.

После распалубки внутри контура выбираем грунт на 30см ниже поверхности земли. Трамбуем дно и засыпаем сначала 10см смеси щебня с песком, затем 10см песка, потом снова трамбуем. На утрамбованный песок настилаем промасленную бумагу или рубероид, а поверх этой прослойки заливаем 10см бетона. Получили наиболее подходящий для гаража бетонный пол.

Если есть желание сделать некоторый уклон около 1% в сторону ворот, перед заливкой нужно установить в продольном направлении деревянные планки под требующимся углом. Планки устанавливаются на ребро в 60см от стен. В пространство между ними заливается бетонная смесь и распределяется путем затирания с необходимым наклоном. После удаления планок образованные ими борозды заполняются раствором.

Последовательность работ по устройству гаража-пристройки:

  • Устройство нижней обвязки. На цоколь полосой настилаем рубероид, толь или подобный гидроизоляционный материал. Укладываем поверх гидроизоляции детали нижней обвязки, заранее раскроенные из бруса 150×150. Проверяем уровнем горизонтальность, при необходимости выравниваем положение путем подкладки щепы. Детали обвязки соединяем прирубом, места соединений дополняем болтами, углы усиливаем скобами.
  • Установка стоек входа. Перед установкой в брусе обвязки с краю делаем врубку по размету бруса глубиной около 7см. Устанавливаем стойки, изготовленные из бруса 150×150, высота их должна соответствовать проекту.
  • Сооружение стенок пристройки. Сначала из доски 50×150 формируем угловые опоры. Две доски устанавливаются под углом друг к дружке так, чтобы смежная доска формировала край смежной стенки. Заполняем пространство между угловыми опорами рядовыми стойками. Устанавливаем их с шагом примерно 60см.
  • Устройство верхней обвязки. Укладываем плашмя доску 50×150 в два ряда с перевязкой стыков.
  • Укладка потолочных балок. Устанавливаем доску 50×150 ребром с шагом около 60см на верхнюю обвязку. Между балками располагаем обрезки доски 50×50 для фиксации их положения.
  • Установка стропилин. Стропильные ноги устанавливаем рядом с балками под углом. Для формирования угла используем либо стеновые кронштейны, заранее прикрученные к несущей конструкции основного здания, либо короткие опорные стоки, установленные на обвязку.
  • Устраиваем по стропилам сплошную обрешетку, перекрываем ее гидроизоляцией, укладываем покрытие.

Завершающие этапы проводятся в традиционной последовательности. Обшиваем гараж, устраиваем косяк для ворот и навешиваем ворота.

Обзор вариантов строительства односкатной крыши с подробным изучением технологии строительства поможет соорудить надежную конструкцию собственноручно или гарантирует надлежащий контроль работы нанятых строителей.